Авторский блог Константин Душенов 03:08 23 февраля 2016

Смертельная ревность «друзей апокалипсиса»

Речь вовсе не о том, что патриарх во всём прав. Не нравятся тебе его действия – критикуй! Видишь ошибки – укажи! Но критикуй аргументированно и спокойно, без истерики и экзальтации. Кроме того, есть границы, которые благонамеренная внутрицерковная критика переходить не должна. Если вы публично объявляете Предстоятеля «злейшим еретиком», «предателем Православия», «волком в овечьей шкуре» и поносите его последними словами, как это делают нынешние «зилоты» – то это уже не критика. Это прямая дорога к расколу. Ибо как вы после этого можете оставаться с ним в евхаристическом общении? Назвав патриарха «еретиком» и идя после этого к Причастию в храм Московской Патриархии, где в молитвах возносится его имя, как «Великого Господина и Отца», преемника апостольской благодати? Вы ведь идёте в «безблагодатное» – с вашей же точки зрения – капище, где погибаете для Царствия Небесного вместе с ненавистным «патриархом-еретиком»...

Доверие и единство

Для внимательного православного наблюдателя уже не остаётся никаких сомнений: на наш безумный, обезверившийся, богоборческий мир неотвратимо грядет суровая эпоха жестоких войн и кровавых смут. В круговороте этих страшных катаклизмов решится и судьба России. Выбор прост. Или, по милости Божией, могучим соборным усилием мы сумеем возродить своё достоинство народа-богоносца во всей его изначальной полноте. Сумеем выстоять под напором всех врагов, преодолеть все искушения и соблазны – и превратить Русское государство в Третий Рим «последних времён», в надёжное убежище для всех, верных Христу, для всех гонимых христиан, не желающих преклониться пред «человеком беззакония, сыном греха». Или… Полный крах и подчинение антихристу.

Одно несомненно: для того, чтобы мы смогли достойно встретить все вызовы и искушения грядущей грозной эпохи, нам, как воздух, необходимо единство. Благодатное единство Русской Православной Церкви, единство народа и государственной власти. Единство духовное, политическое, идеологическое, культурное, мировоззренческое, военно-стратегическое. Только так, «едиными усты и единым сердцем» предстоя пред Господом, в едином порыве сокрушая своих врагов, мы можем твёрдо рассчитывать на помощь Божию, по слову святого Псалмопевца: «Аще и пойду посреде сени смертной, не убоюсь от зла, яко Ты со мной еси. Жезл Твой и палица Твоя – та мя утешиста…»

Для достижения, укрепления и сохранения такого всенародного, общенационального единства, как воздух, необходимо взаимное доверие. Доверие политическое - народа к государственной власти, но более всего – доверие духовное: пасомых к пастырям, православной общественности к церковному священноначалию. Это необходимое условие, без которого нам просто не выжить. Но увы! Такого доверия – ни к власти светской, ни к власти духовной – в нашем народе сегодня нет! И если в политической области всё же худо-бедно сформировано весьма значительное большинство, доверяющее Путину и поддерживающее стратегический курс Кремля, то в области церковной, как показывают последние волнения, связанные с грядущим т.н. «Всеправославным собором» и встречей патриарха Кирилла с папой Франциском – дела обстоят гораздо хуже.

Общественное доверие к президенту и патриарху ставится под сомнение, в основном, из-за либерального прошлого Путина и экуменических пристрастий патриарха Кирилла, смущавших народ Божий ещё в «лихие 90-е». Для того, чтобы преодолеть накопившиеся подозрения, власть – и государственная, и церковная – в свою очередь, тоже должна проявить доверие к народным запросам. Должна делом подтвердить и доказать, что она слышит озабоченности той части нашего общества, которое пуще всего боится «боярской измены» на самом верху.

Путин, похоже, это понимает. И он может предъявить обществу весьма убедительные доказательства своей «благонадёжности» – присоединение Крыма, борьбу за Донбасс и войну в Сирии. Это, как ни крути, серьезные аргументы, и именно они позволяют Кремлю прочно, несмотря ни на что – ни на экономический кризис, ни на падение уровня жизни – удерживать за собой симпатии подавляющего большинства россиян.

Патриарх Кирилл – во всяком случае, пока – ничего подобного предъявить православной общественности не может. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что это именно он ввел в политический словарь Кремля понятие «русского мира», которое в конце концов легло краеугольным камнем в нынешнюю геополитическую стратегию Москвы. Но для преодоления той пропасти, которая образовалась за последние 20-30 лет между представителями церковного священноначалия и частью народа Божия, этого явно недостаточно.

В этой пропасти – корни всех нынешних внутрицерковных проблем. Здесь, увы, – обширная питательная среда для истерики, поднятой неразумными (хотя в большинстве своём – совершенно искренними и бескорыстными) «зилотами» вокруг встречи патриарха с папой и грядущего «Всеправославного собора».

«Точка опоры» или «последняя капля»?

Впрочем, истерика эта почему-то весьма избирательна. Все вожди нынешних «зилотов» подают встречу патриарха и папы как что-то из ряда вон выходящее. Мол, ничего подобного никогда раньше не происходило! А ведь это – неправда!

Встречи с инославными и иноверцами давно стали рутинной практикой современной церковной политики. Например, последние двадцать лет наши патриархи – и Алексий II, и Кирилл – регулярно встречаются с так называемыми «главными раввинами» России, называют этих талмудистов «дорогими братьями», поздравляют христоборцев с праздниками… Что поделаешь, «дас ист политик», это чистая политика – объясняют нам.

Газета «Русь Православная», редактором которой я был с 1993-го по 2007-й годы, неоднократно (и порой весьма резко) критиковала наше священноначалие за это. Но мне никогда и в голову не могло прийти, что такие неуместные, на мой взгляд, встречи, «автоматически» превращают наших Предстоятелей в «лжепатриархов» и еретиков и лишают Церковь её спасительной благодати! Замечу, что нынешние «зилоты» всё это время вообще молчали в тряпочку на сию опасную тему, опасаясь, наверно, «репрессий антинародного режима».

Зато теперь все те, кто спокойно сносил встречи наших патриархов с раввинами, вдруг хором возопили, подобно валаамовой ослице, после встречи патриарха с папой. Почему? Почему с иудеями встречаться можно, а с католиками – нельзя? Невольно закрадывается сомнение – они или лукавят, или просто сами не понимают, что творят.

Ещё раз повторю: главный тезис «зилотов» о том, что встретившись с папой римским, патриарх перешёл какую-то мифическую «последнюю черту» и нанёс церковному организму непоправимый вред – ложь! Впрочем, может они просто очень молоды и плохо знают нашу церковную историю последних 50-ти лет? Возможно. Зато представители моего поколения всё помнят, ничего не забыли… Мы помним гораздо более серьёзные искушения, которые наша Святая Церковь, между тем, сумела преодолеть, не нанеся никакого вреда спасительной чистоте своего Православного Вероучения.

Желаете примеры? Извольте! Помните ли вы, вопия о «беспрецедентном характере встречи с папой», принятое под давлением митрополита Никодима Ротова (вот уж действительно, еретика-филокатолика) постановление Синода от 16 декабря 1969 года, разрешившее православным священникам причащать католиков и старообрядцев, т.е. еретиков и раскольников? Одобренное, кстати, Поместным собором 1971 года, который вообще «снял клятвы» с раскольников. И это при том, что они свои проклятия в адрес «никонианцев» отменять вовсе не собирались!

А речь патриарха Алексия II, произнесённую им перед раввинами в Нью-Йорке 13 ноября 1991г., помните? Вспомните, прежде чем вопить о неизбежной «победе экуменической ереси» на грядущем (и, на мой взгляд – бессмысленном, ненужном и соблазнительном) «Всеправославном соборе». Патриарх тогда заявил – ни больше, ни меньше – будто «полнота христианства обнимает собой иудейство, а полнота иудейства обнимает собой христианство». Но тогда что-то протестов от нынешних «зилотов» слышно не было! Ну, молодым простительно, а те, что постарше, почему молчали? Мы вот, на страницах «Руси Православной», опубликовали немало обличительных материалов на эту тему! Тогда, кстати, как и сейчас, тоже возникло «движение непоминающих», которое, впрочем, сошло на нет довольно быстро.

Вы что, господа, хотите сказать, что всё это в течение многих лет ничуть не возмущало вашу православную совесть, а вот теперь сам факт встречи патриарха с папой – совершенно невинный на этом фоне – стал «последней каплей», после которой вы, как псы цепные, бросились оскорблять Святейшего? Вспомните слова митрополита Иоанна (Снычёва), которого вы, по собственным признаниям, чтите и уважаете! 23 года назад он увещевал ваших предшественников такими словами:

«Вы критикуете Патриарха. Сегодня это общая болезнь: всякий берется судить и рядить направо и налево, зачастую мало зная существо дела, о котором говорит. Я хочу напомнить Вам несколько очевидных истин. Патриархия есть единственная канонически безупречная форма устроения Русской Церкви. Патриаршество есть тот «столп крепости», на котором в тяжелые времена смут и волнений держались не только церковное благочиние и управление, но и вся Россия.

Так произошло в конце XVI – начале XVII века, когда Господу было угодно даровать России Патриарха незадолго до начала Смутного времени, так случилось и в ХХ столетии, когда восстановление патриаршества буквально накануне масштабных антицерковных гонений позволило сохранить неискаженными православные святыни русской духовности. Именно Патриархи удерживали церковный корабль на плаву все эти страшные годы. И именно поэтому мы сегодня стоим на пороге чуда — чуда воскресения Святой Руси, когда, казалось бы, десятилетия богоборческого террора должны были искоренить и самую память о ней!

Сегодня у нас нет Царя. И Патриарший престол остался единственным мистическим центром, объединяющим вокруг себя Россию «земную» и «небесную», страждущую и торжествующую. Это ныне — единственная точка опоры для грядущего Русского Воскресения. Убойтесь — каждый, посягающий на нее, будет держать перед Богом ответ как святотатец и кощунник!.. Всякое посягательство на Патриарха есть сегодня в конце концов посягательство на Россию, ее духовность, государственность, церковное и народное единство...»

И ещё: «Патриарх, как и любой человек, по конкретным вопросам неканонического порядка вполне может иметь мнение, отличное от мнения других иерархов Церкви. Гораздо важнее, чтобы не нарушались каноны, Соборные определения, а Патриарх их хранит». Ну, и какой канон, какое соборное определение нарушил патриарх Кирилл 12 февраля 2016-го года самим фактом своей встречи с папой? Учитывая, что вопросы веры на этой встрече вообще не обсуждались?

Нет ответа…

Цена ошибки

Некоторые скажут – перегнул автор. Что же, скажут, теперь и вовсе нельзя патриарха ни за что критиковать? Вовсе нельзя ставить под сомнение правильность действий священноначалия? Да можно, можно! Иногда даже нужно, чтобы наши архиереи не забывали, что они – в отличие, кстати, от католиков – не имеют монополии на церковное вероучение, ответственность за чистоту которого перед Богом несет весь верующий православный народ в своей полноте.

Кстати, вот этого вы не слыхали? «Мы честно говорим о разделении. Мы остаемся на тех позициях, на которых были наши отцы. Церкви нельзя сблизить, даже не то, что соединить, договоренностью между двумя лидерами… Церкви нельзя соединить даже договоренностью всей иерархии». Это после встречи с папой сказал патриарх Кирилл. А информагентства тогда же сообщили: «Патриарх назвал ожидаемым, что у верующих в связи с его встречей с папой Франциском возникли опасения по поводу того, "не будет ли как-то деформирована доктрина, не будет ли каких-то изменений в литургической жизни, в пастырских подходах". Он констатировал, что на встрече не обсуждалось ни одного богословского вопроса, поэтому "не нужно ничего бояться"».

Речь вовсе не о том, что патриарх во всём прав. Не нравятся тебе его действия – критикуй! Видишь ошибки – укажи! Но критикуй аргументированно и спокойно, без истерики и экзальтации. Кроме того, есть границы, которые благонамеренная внутрицерковная критика переходить не должна.

Где эти границы, определить несложно. Если вы публично объявляете Предстоятеля «злейшим еретиком», «предателем Православия», «волком в овечьей шкуре», «лжепатриархом» и поносите его последними словами, как это делают нынешние «зилоты» на своих интернет-сайтах, в публичных выступлениях и «открытых письмах» – то это уже не критика. Это прямая дорога к расколу. Ибо как вы после этого можете оставаться с ним в евхаристическом общении? Назвав патриарха «еретиком» и идя после этого к Причастию в храм Московской Патриархии, где в молитвах возносится его имя, как «Великого Господина и Отца», преемника апостольской благодати? Вы ведь идёте в «безблагодатное» – с вашей же точки зрения – капище, где погибаете для Царствия Небесного вместе с ненавистным «патриархом-еретиком»...

А если Русская Православная Церковь в лице Московского Патриархата остаётся Церковью истинно благодатной и спасительной, по-прежнему хранящей в своих недрах священные дары Благодати Христовой – что, на мой взгляд, не подлежит никакому сомнению – извольте прекратить публичные поношения своего Предстоятеля и бабью истерику на предмет «предательства веры»...

Если же, понимая всё это, вы тем не менее не отказываетесь от своих страшных обвинений и всё-таки не покидаете Московскую Патриархию, тогда дело обстоит ещё хуже. Тогда вы – сектанты, пытающиеся внутри нашего общего церковного организма соорудить свою маленькую «правильную церковь». И превратить её в орудие разрушение «неправильной», большой Церкви, которая, якобы, утратила чистоту спасительного Христова вероучения.

Слепые сердца и святые борцы с папизмом

Вы застряли в «лихих 90-х», братья! Неужели вы сердцем не чувствуете разницу между тем, чем была Россия тогда, и тем, во что она, с помощью Божией, постепенно превращается сегодня? Мне уже приходилось говорить и писать, что нынешняя встреча патриарха Кирилла и папы Франциска – это совсем не та встреча, которая готовилась 20 лет назад усилиями либералов и экуменистов. Неужели не видите? Увы, увы! Воистину, по слову Писания, «очи имеют, и не видят»!

Тогда, в то страшное время, такую встречу у патриарха Алексия II вымогала целая свора высокопоставленных предателей-политиканов и русофобов из числа их «либерально-демократических» подпевал всех мастей. Тогда Россия лежала в руинах после разгрома СССР, а русский народ, обманутый и ограбленный, казалось, будет вечно стоять на коленях перед торжествующим Западом. Встреча тогдашнего папы с патриархом Алексием II должна была увенчать эту картину торжества западной «цивилизации» над «русским варварством», поставить на колени наряду с русским государством и Русскую Церковь, вбить последний гвоздь в гроб наших надежд на грядущее Русское Воскресение.

Сейчас – совершенно иная картина. Всё перевернулось. Россия встала с колен. Крым возвращен – и это только начало. Русская авиация бомбит Алеппо. В приемной у Путина толпятся нефтяные шейхи и эмиры, смуглые принцы и короли, западные премьеры, канцлеры и президенты. Сегодня, скорее, уже слабеющий Запад в лице Ватикана просит у России помощи. А Москва – в первую очередь политическая, но и церковная тоже – может отвечать ему «с позиции силы», равно державной и духовной.

Да, конечно, сама мысль о возможности союза с Римом – даже чисто политического, конъюнктурного, временного союза – весьма сомнительна. Эта мысль – о преимуществах совместной борьбы – в истории не нова. Идея опереться на Рим в борьбе с «общим врагом» неоднократно возникала на протяжении последнего тысячелетия. Но никогда она не приносила православным ничего, кроме беды. Достаточно вспомнить Даниила Галицкого, искавшего помощи папы в борьбе с татарским нашествием и Флорентийскую унию, ставшую результатом попыток византийского императора опереться на Ватикан в борьбе против турецких завоевателей.

Зато, наоборот, славой и святостью окружены в нашей народной памяти те, кто отвергал эту идею (св. Александр Невский и Иоанн Грозный, например). Сейчас на наших глазах совершается очередная попытка реанимировать старую бесплодную идею о «совместной борьбе с общим врагом». Однако, нет никаких оснований полагать, что результат в этот раз будет иным, нежели ранее…

Да, так! Но это всё же не повод клеймить Патриарха «еретиком» и «волком в овечьей шкуре»! Тем более, что иллюзии о союзе с католиками скоро рассеются. Я даже могу уверенно предположить, когда именно. Как только в надвигающейся на нас Большой войне Ватикан привычно встанет на строну врагов Москвы – а он-таки непременно встанет именно на их сторону – любые разговоре о «союзе» с еретическим Римом отомрут сами собой…

Два мира русского благочестия

Так будет. Но это – перспектива на завтра. А сегодня мы стоим перед опасностью формирования в недрах Русской Православной Церкви очень агрессивной и опасной апокалиптической секты. Именно так – секты «Друзей апокалипсиса», впавших в пагубную фарисейскую прелесть и прикрывающих свою разрушительную для Церкви сущность красивыми словами о «защите веры» и «борьбе с ересью». Это надо ясно понимать и приложить все силы для борьбы с такой сектой и её адептами.

Впрочем, словами тут мало что можно исправить. И они, и мы будем, споря, ссылаться на одни и те же каноны, призывать одних и тех же святых, цитировать одних и тех же Учителей и Отцов, возглашать один и тот же Символ веры. И всё – без толку… Проблема в том, что основании этого апокалиптического сектантства лежат не убеждения, а мироощущения. Не разум, а чувство. Не логика, а эмоция. И потому попытки вразумить сектантов любыми каноническими, богословскими и святоотеческими аргументами заранее обречены на провал. Мы с ними ходим по одной земле, но живем в разных мирах.

Я, например, несмотря на мои бесчисленные согрешения, живу в мiре, исполненном светлых надежд и ожиданий. В мiре, в котором совершается Божье чудо воскресения России, Святой Руси, Третьего Рима последних времён – всемирной опоры сопротивления грядущему антихристу. И чудо это – по непостижимой милости Божией – происходит вопреки всем нашим беззакониям и грехопадениям, вопреки нашей слабости, трусости, маловерию и унынию. Ибо вершится оно не человеческими слабыми силами – но всемогущим Промыслом и Благодатью Христовой, «недостающая восполняющей и немоществующая врачующей»… Для меня это факт таинственный, в своём торжественном величии – страшный и непостижимый, но непреложный, очевидный и бесспорный.

А нынешние «зилоты» живут в мрачном, безнадёжном мiре, исполненном предателей веры, еретиков и «волков в овечьих шкурах». В постоянном экзальтированном напряжении. В беззащитном, а потому – в тягостном, тревожном ожидании катастрофы вселенского масштаба. И одновременно – в горделивом ощущении того, что именно они «несть, яко прочии человецы», именно они остались последними истинными христианами посреди океана всеобщей лжи и предательства. Они живут в среде «бывшего русского» народа, утратившего свою промыслительную богоизбранность. В умирающей, истерзанной торжествующими врагами России. В стране, переживающей предсмертную агонию накануне утверждения всемирного «электронного концлагеря» и беспощадной диктатуры антихриста…

Согласитесь, что примирить два эти мироощущения – невозможно! Поэтому каждый из нас должен сам определиться, какое из двух ему ближе и родней, в каком мiре он хочет жить и служить Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Вразуми нас, Владыка! Ты Один можешь это сделать ибо Ты – «Бог милости, щедрот и человеколюбия, возводяй низверженныя и утверждаяй ниспадающия, не хотяй смерти грешного, но еже обратится и живу быти ему…» Аминь.

1.0x