Сообщество «Форум» 21:56 20 июля 2020

Широко шагая: шаг третий

Если бы мы (по-видимому, моё «мы» отличается от «мы» в книге «Homo Deus») умели читать и вдумываться в подобные спокойные, торжественные, проникнутые сознанием своих всемирно-исторических прав, рассуждения, мы бы внутренне похолодели...

Отдавая краткую дань блаженству, мы упустили из виду другую глобальную задачу – бессмертие.

«Некоторые эксперты убеждены, что человечество одолеет смерть к 2200 году, другие считают – к 2100-му. Курцвейл и ди Грей ещё более оптимистичны. Они уверяют, что к 2050 году каждый обладатель здорового тела и солидного банковского счёта получит отличный шанс дотянуть до бессмертия…» (с. 34). Вот именно. Без солидного счёта не обойтись. Представляете, какая битва за эти счета развернётся ввиду перспектив бессмертия? Представляете, скольких люди готовы будут умертвить, под какие проценты возьмут кредиты? При этом никто не будет разбираться, что счастье и бессмертие противоречат друг другу, как наркотики и долголетие, как светский раут и нирвана.

Поэтому, мне кажется, долго рассуждать тут нечего: есть солидные философские теории насчёт конечности человека на земле, которая только и придаёт жизни смысл – и вот именно он, смысл, и есть единственное человеческое счастье, без биохимии и кровавой борьбы за призрачное бессмертие. Вуди Ален нам не авторитет. Экзистенциалисты XX в. неплохо разобрались в этом тяжелейшем вопросе. Поэтому, минуя сверхсложность, шагаем к третьей глобальной мечте по Харари: к божественности.

Он говорит: «Научно-технологическое развитие идёт гораздо быстрее, чем представляется большинству» (с. 63)… И действительно, нельзя не согласиться: «Каждый день миллионы людей отдают под контроль своих смартфонов ещё один кусочек своей жизни или принимают недавно созданный более эффективный антидепрессант. В погоне за здоровьем, счастьем и властью человек изменит сначала одну свою черту, потом другую, третью и так в конце концов перестанет быть человеком» (с. 62).

Выходит, Блаженство, Бессмертие, Божественность – все они требуют от человека перестать наконец быть собственно человеком… И именно того же (по странному стечению обстоятельств) требует от несчастного и небожественного человека экономика! Тормоза у мировой экономики нет, а если кто и найдёт его ненароком, то «обрушится экономика, а вместе с ней и общество». Короче говоря, стремиться к Трём Великим Бэ нас вынуждает и будет вынуждать всё тот же Das Kapital. Апгрейд Человека Разумного (о чём молчит и будет молчать Харари и вся прогрессивная мировая общественность) – это прежде всего бизнес-проект вселенского масштаба. И Харари здесь не более чем менеджер по рекламе. Проект подразумевает забвение «проклятого» прошлого и веру в безальтернативность будущего, для которого, как мы ещё увидим, есть уже и религия. Новая «религия», которая даёт и новую «священную историю». Даёт горизонты развития и ставит под вопрос «негодное», «дурное» настоящее. Для начала вот так:

«Каждый из нас родился в определённой исторической реальности, подчинённой особым нормам и ценностям и управляемой уникальной экономической и политической системой. Мы принимаем эту реальность как данность, считая её естественной, неизбежной и неизменной. Мы забываем, что наш мир создан цепочкой случайных событий и что история сформировала не только хозяйственное, политическое и общественное устройство, но и наши мысли, страхи и мечты. Ледяная рука (!) прошлого протягивается из могил наших предков (!), хватает нас за загривок и поворачивает лицом к единственной перспективе…

Изучение истории имеет целью ослабить хватку прошлого» (с. 74-75).

История, для Харари, является историей заблуждений и несвободы. Преодоление того и другого отвечает попытке обрести бессмертие, блаженство и божественность, которая есть «лишь логический апофеоз давнишних гуманистических идеалов. Мы выставляем на стол то, что долго прятали под салфеткой» (с. 81).

Если бы мы (по-видимому, моё «мы» отличается от «мы» в книге «Homo Deus») умели читать и вдумываться в подобные спокойные, торжественные, проникнутые сознанием своих всемирно-исторических прав, рассуждения, мы бы внутренне похолодели. Сама безжалостность писателя к общечеловеческому (и, главным образом, христианскому) прошлому говорит о будущем многое. Но пошагаем по порядку.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x