Сообщество «Форум» 16:15 1 августа 2020

Широко шагая: шаг шестой

Для чего же надобно автору монументального пропагандистского труда нивелировать человека, выдрав из его земной и бренной скорлупы жемчужину духа?..

Для чего же надобно автору монументального пропагандистского труда нивелировать человека, выдрав из его земной и бренной скорлупы жемчужину духа?

Это понять несложно. «7 июля 2012 года ведущие эксперты в сфере нейробиологии и когнитивных наук собрались в Кембриджском университете и подписали «Кембриджскую декларацию о сознании», в которой говорится следующее: «Множественные свидетельства указывают на то, что у животных, не принадлежащих к человеческому роду (!), имеются нейроанатомические, нейрохимические и нейрофизиологические субстраты сознательного состояния наряду с наклонностью к рациональному поведению. Совокупность данных свидетельствует, что люди – не уникальные обладатели неврологических субстратов, порождающих сознание» (с. 146).

Цели декларации понятны: создание идейных предпосылок для придания животным правового статуса. Предлагаю с этими же целями учредить для животных республики. Пусть они напишут себе конституции и сами защитят свои права. Сама забота учёных – она ведь унижает новых субъектов права как мыслящие сознательные существа! Клянусь: я первый выучу гимн австралийских кенгуру и буду петь его вместе с кенгуриным радио по утрам.

Но если отбросить злые шутки, то дело, опять и снова, не в зверюшках. Право порождает ответственность, и понятно, что учёные помнят об этой истине. Ответствен же в мире лишь один человек. Потому лишь у него одного есть право гуманного отношения к четвероногим. И даже есть такая ответственность. Смысл же всех подобных деклараций отныне заключается всё в том же: человека надо поставить на одну планку с животным. Тем самым резко ограничить ответственность демиургов прогресса в отношении homo sapiens. Харари пишет на весь честной мир: «По существу, мы, люди, не слишком отличаемся от крыс, собак, дельфинов или шимпанзе. У нас, как и у них, нет души. У них, как и у нас, есть сознание и сложный мир ощущений и эмоций…» (с. 153).

Хотелось бы, чтоб самоотверженные борцы за «права животных» (которым само мироздание не оставило единственного фундаментального права – права на жизнь в дикой природе) хорошо понимали глубинное существо этого многозначительного «по существу», которое роняет в текст автор «Homo Deus». Роняет походя, с продуманной ответственностью диверсанта. Роняет и идёт дальше: «Отвергнув претенциозное представление, будто бы Homo Sapiens существует в абсолютно ином измерении, нежели животные, и будто бы несет в себе некую уникальную сущность вроде души или сознания, мы можем наконец (!) спуститься на бренную землю и рассмотреть конкретные физические и ментальные особенности, которые обеспечивают ему преимущество» (с. 156).

Так-так, друзья. Ну-ка, послушаем.

1.0x