Сообщество «Экономика» 18:21 20 октября 2020

«Северный поток-2»: освобождая Германию

немецкий «бунт на коленях»

Рассказ о трудном настоящем и, тем не менее, достаточно определённом будущем газопровода «Северный поток-2» (СП-2) лучше всего проиллюстрировать заявлением главы МИД Германии Хайко Мааса из его недавнего интервью агентству RND.

«Я исхожу из того, что "Северный поток-2" будет достроен. Вопрос в том, когда», — заявил глава немецкой дипломатии.

Это — официальная позиция Германии. Пусть пока она и выглядит «бунтом на коленях», но для немцев максима о том, что они сами хотят решать: с кем, как и какими способами выстраивать свои энергетическую безопасность, — является основополагающей. Фактически, теперь уже МИД Германии недвусмысленно говорит о том, что Берлин не будет отказываться от российского газопровода даже под угрозой санкций со стороны США.

Даже если оставить за скобками этого простейшего уравнения пресловутый мифический «канцлер-акт», существование которого, тем не менее, всерьёз обсуждают в Европарламенте по представлению немецких депутатов, позицию Германии можно легко понять. Её политическое бесправие в системе международных отношений явно не соответствует её весу в мировой экономике. А отказ от СП-2, кроме того, закрепил бы кабальную зависимость Берлина от Вашингтона — теперь уже в вопросе поставок природного газа.

Можно напомнить, что предыдущий бунт Германии тоже касался природного газа — это была знаменитая сделка «газ в обмен на трубы». По этому соглашению тогдашняя ФРГ поставила в Советский Союз трубы для магистральных газопроводов, получив взамен дешёвый советский газ, ставший надёжным фундаментом для немецкого экономического чуда.

Подобную картину мы видим и сейчас. Американский сжиженный природный газ (СПГ), который Вашингтон предлагает взамен российского трубопроводного, слишком дорог. Оказалось, что у СПГ есть неустранимый недостаток — при любой биржевой цене на природный газ у СПГ существуют неустранимые расходы на сжижение и транспортировку по морю «за тридевять земель». Это уже привело к парадоксальной ситуации: многие американские СПГ-заводы включили в действие статью «сжижай — или плати», которую они предусмотрительно вписали в соглашения на продажу своей продукции. Напомним, что за подобную практику «качай — или плати», которая позволяла гарантировано окупать начальные затраты на постройку трубопроводов, российский «Газпром» неоднократно наказывали в европейских судах, мотивируя это «нарушением рыночной конкуренции». Зато американским СПГ-заводам, оказывается, так делать можно: как говорится, «это другое».

Поэтому немцы однозначно заявили: максимум, на который они готовы пойти, чтобы принять американскую заботу об их энергетической безопасности, — это построить приёмные СПГ-терминалы. А вот гарантированно покупать в США дорогой и ненадёжный СПГ — нет. Лучше по старинке ещё один трубопровод из России протянуть, не впервой.

Конечно, основная схватка за будущее Германии и, конкретно, за достройку СП-2 ещё впереди. Российский газопровод — просто символ, который нужен Германии и России в качестве демонстрации того, что эти две страны имеют неоспоримое право на гармоничные двусторонние взаимоотношения, без постороннего вмешательства или диктата с чьей-либо стороны. Причём тут, как видится, интересы двух стран настолько совпадают, что глава немецкого МИД отдельно подчеркнул: отношения немецкой стороны с Россией остаются сложными — в частности из-за инцидента с Навальным, — но это не имеет отношения к экономике и никак не связано с достройкой СП-2. Это действительно «другое».

Более того, рачительные немцы, скорее всего, приспособят под российский газ даже те регазификационные терминалы, на постройку которых их сегодня напрягают США. Очевидно, что именно под Европу и, в частности, под Германию рассчитаны мощности нового Балтийского СПГ, строительство которого уже началось под Санкт-Петербургом. Как говорится, «хоть тушкой, хоть чучелкой», но российский газ на немецкий рынок всё равно попадёт, как бы этому ни препятствовали из Вашингтона.

Свои выводы из нынешней ситуации с СП-2 сделает и Россия. Для нас трубопроводный транспорт по газу был неким историческим решением — ведь в середине ХХ века, когда началась газификация СССР, о технологии СПГ никто даже не помышлял. Да и континентальный характер территории Советского Союза явно задавал уклон в сторону «трубы»: дёшево, просто и надёжно.

Приход же в мир технологии СПГ оказался фактором «новой игры», когда мировой рынок природного газа стал похож на глобальный рынок нефти, где главенствующую роль играют морские перевозки. В 1990-е годы Россия оказалась не готовой к таким изменениям — первые СПГ-заводы, установленные на Сахалине, пришлось полностью покупать у США. Да ещё и расплачиваться за них потом по кабальным и «колониальным» соглашениям о разделе готовой продукции.

А вот к началу 2020-х годов Россия имела уже совсем другую реальность. Целое ожерелье СПГ-заводов, которые уже построены или строятся по всем основным морским окраинам страны, позволяют отправлять российский газ танкерами-газовозами по всему миру: будь то в Европу, в Китай или даже в США. Производство оборудования для СПГ уже «самым настоящим образом» последовательно и уверенно локализуется в России: все понимают, что следующий удар американских санкций практически неизбежно коснётся и этого сектора энергетики.

Если честно, СП-2 вообще может стать последним крупным экспортным газопроводом России — с учётом его сверхтрудного пути на рынок стоит перенести упор именно на экспорт российского СПГ. Да, это будет дороже и сложнее, чем очередной трубопровод, — но, как говорится, «не мы начали эту игру». Хотите надёжного российского газа — тогда доплачивайте премию за такую стабильность.

В такой новой реальности главными пострадавшими окажутся, понятное дело, все нынешние подпевалы США — те мелкие транзитные страны, которые сегодня ругают Россию за то, что она смеет строить СП-2 в обход их территорий и якобы использует газ как «экономическое оружие». Ведь для хилых национальных бюджетов Украины или Польши потеря российских транзитных доходов существенна, а то и смертельна — так держись хотя бы за то, что остаётся! Но нет, это не для поляков или украинцев...

Американцев, кстати, понять можно — они с удовольствием смотрят на то, как восточноевропейские шавки облаивают Россию, а вот их худосочных «добровольных помощников» понять нельзя, но к этому все уже как-то привыкли.

Поэтому нам, к сожалению, придётся снова освобождать Германию. По крайней мере, это имеет смысл — немцы готовы сегодня вместе с нами бороться за свою независимость. А вот «всё, что лежит по дороге» между Москвой и Берлином и что исторически тоже освобождали в 1944-45 годах, пока что останется «как есть». Потому что освободить можно только того, кто согласен понять и принять собственную свободу. В противном же случае такой неумело и не вовремя освобождённый потом обвинит тебя в «оккупации» — и будет увлечённо лизать сапог своего настоящего надсмотрщика.

Так что, пока что на повестке дня — Германия. Последняя реально оккупированная страна Европы должна стать свободной. Символом чего и станет достройка СП-2.

1.0x