Сообщество «Форум» 22:07 18 января 2020

СЕРДЦЕ – КАК УНИВЕРСАЛЬНЙ ОРГАН ИСТИННОГО ПОЗНАНИЯИ И, КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭТОГО, ОТЛИЧИЕ ЗНАНИЙ СЕРДЕЧНЫХ – ОТ ГОЛОВНЫХ, ПАРЯЩИХ

1

Мужчина изначально был и остаётся на переднем плане бытия – как защитник Отечества, народа, семьи, чести и достоинства своего рода или племени. В силу чего, на протяжении всей жизни, подвержен тысячам опасностей. Поэтому всякий раз, когда объявлялся человек, свыше призванный изъяснять людям волю Божьего Промысла, силам зла не представляло особого труда убрать ненавистного им провидца с физического плана бытия в любое время. Так было в прежние времена, когда пророков Божиих побивали камнями, так оно остаётся и ныне. Ибо, в отличие от женщин, мужчины значительно более бесхитростны и прямолинейны, у них гораздо слабее развито чувство, известное нам под словом «интуиция». К тому же, им недостаёт терпения и смирения, качеств, необходимых для преодоления ежедневно встающих перед ними забот как семейного, житейского так и служебного характера.

Другое дело – женщина. Как продолжательница рода человеческого и носительница Божественных семян – «добрых и вечных», – она с избытком была наделена изначально Богом-Творцом и терпением, и смирением, и тем особым чувством, которое мы называем интуицией. Чувством, которое и помогает человеку, жаждущему истинных, от Бога получаемых знаний, приобщиться к их источникам. Хотя, остаётся открытым вопрос, насколько разумно женщина, достигнув совершеннолетия, распоряжается свыше дарованными ей практическими знаниями и способностями управляться с домом, хозяйством, расти и воспитывать детей. Присутствие же в её естестве чувства интуиции помогает ей с малых лет воспринимать светлые Божественные веяния и энергии, с заключённой в них информацией, исходящей от Высших сил, совсем иными, недоступными большей части мужчин, путями.

Женщина, которой Бог изначально заповедал созидать себя в своих сокровенных глубинах, поднимать детей, внуков и правнуков, может многого не знать относительно того, чему научаются из книг будущие богословы, священники, учёные, философы. Но поскольку большую часть этих знаний они получают от других людей и монографий, специально для этой цели создававшихся, то они чаще «надмевают», чем просвещают мужской ум. На это обстоятельство указывали и Святой Апостол Павел (1 Кор. 8, 1), и Максим-Исповедник, живший в седьмом веке нашей эры, который, утверждая эту Божию истину, призывал человека: «Сопряги знания с Любовью, и станешь духовным зодчим, созидающим себя и всех окрест себя».

В самом деле: знания, не получаемые непосредственно от Духа Святого, приобретаемые с помощью атрибутов власти, благодаря богатству или по наследству, научают человека чаще всего умению тайно или явно превозносить себя над другими людьми. Это прекрасно показано на примере фарисея, который, войдя в храм и увидев там горячо молящегося мытаря (сборщика податей в Древней Иудее), в слезах умолявшего Бога простить ему его многочисленные грехи, начал с того, что стал благодарить Бога за то, что он не похож на этого ничтожного, по его мнению, человека. И что же? – не фарисей получил прощение своим грехам, а мытарь (Евангелие от Матфея).

2

В шестом номере журнала «Благодатный Огонь», который начал выходить при журнале «Москва» с 1998 года, был опубликован материал под названием: «EX ORIENTE LUX или НАШ ОТВЕТ ВАТИКАНУ», написанный священником Даниилом Сысоевым. Он предваряется следующими словами святителя Фотия (1Х век): «Мужи нечестивые и мерзкие – ведь как только не назвал бы их всякий благочестивый! – мужи, из мрака вынырнувшие, ибо были они порождением края западного... путём гнусной политики и извращения догматов – до чего дошли в дерзости своей! – разорили, истребив, лозу Господа возлюбленную и новонасаждённую».

После сих грозных слов, священник Даниил Сысоев продолжает: «Так было во времена Фотия, так происходит и сейчас. Последние годы уходящего тысячелетия были ознаменованы усилением натиска вероотступнического Запада на православный мир. На Церковь, только возрождающуюся после страшных гонений безбожников, снова напали мужи нечестивые и мерзкие. Они исполнили слова апостола Павла (2.Кор. 11.4), ибо проповедуют иного Иисуса, которого не проповедали Апостолы и мученики, Иисуса, который нарушил своё Слово о пребывании в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) и покинул Церковь, оставив вместо Себя смертного «непогрешимого» преемника в Риме».

Священник Даниил Сысоев, приступая к созданию этого материала, был, вне всякого сомнения, исполнен Духа Святого. Ибо, как приведенное им изречение святителя Фотия, так и его собственные слова, заключают в себе гораздо больше того, что можно увидеть поверхностным взором человеческим. Для меня лично они явились подтверждением мыслей, на протяжении нескольких последних лет будоражащих сознание. Суть их в том, что «мужи нечестивые» – представители священнических кругов не только Запада, но и Востока, – уже с первых веков новой христианской эры позволили «отцу лжи и клевет», дьяволу, увлечь себя его пустыми и лживыми словесами и щедрыми посулами: единицы из них не отступились от единственно спасительной Веры Христовой в Триединого Господа Бога нашего.

В результате, вместо того, чтобы исполнять Волю Духа Святого, «светящего в сердце и отверзающего всякое разумение», вместо того, чтобы являть людям основной компонент Веры Христовой – Божественную Любовь, наподобие солнца освещающая сердца и лица Божиих избранников, – эти люди стали наводнять мир собственными сочинениями.

Горы книг написаны за прошедшие два тысячелетия, – и всё ещё пишутся в наше время на религиозные темы! В результате чего человечество, в буквальном смысле, погребено под их грудой: нет такого вопроса религиозного характера, который не был бы многократно поднят и рассмотрен со всех сторон учёными и богословами на бумаге. Но для чего и для кого всё это делается? Не для ублажения ли собственных прихотей всех, называющих себя «богословами» или религиозными философами? Тех из них, которые уже от самого процесса словесного творчества получают внутреннее удовлетворение, не задумываясь над тем, чей дух двигал их пером во время работы над своей очередной рукописью – Божий или дух злобы поднебесной.

В брошюре «О непосредственном Откровении по Учению Слова Божия» читаем: «Вывести из употребления этот верный и несомненный способ истинного Богопознания, было одной из уловок дьявола, чтобы завлечь человечество в своё царство. В самом деле: после того, как христианская вера стала господствовать в мире, рассеяв густой туман языческого многобожия, – тот, кто знал, как мало осталось надежды впредь обольщать мир этим путём (многобожия), исполнил тогда человека ложным познанием истинного Бога. Он стал подстрекать его на дело искания Бога ложным путём, убеждая его довольствоваться таким познанием, которое было собственным его приобретением, а не научением Божиим. И эта уловка оказалась самой успешной, потому что приспособлялась к естественному и развращённому настроению и характеру человека, который больше всего любит превозносить себя. Насколько в этом самопревозношении была умалена Слава Божия, настолько достиг своей цели дьявол, который не беспокоится о том, насколько Бог признаётся на словах, лишь бы ему самому всегда служили на деле; ему не важно, каких великих и возвышенных умозрений держится человек относительно Бога, пока он служит собственным похотям и страстям и повинуется его злым внушениям». *

Духовно зрячий человек – мужчина или женщина, – со вниманием прочитавший эти обличительные строки, глубоко вздохнув, обязательно воскликнет мысленно про себя: «И как же далеко зашли наши многоумные» мужи в своих мудрствованиях лукавых! – пришла пора остановить их. А то ведь с водой выплеснут и ребёнка».

3

Читая в молодые годы сочинения наших известных писателей, правдиво описывавших нравы своего времени, а в зрелом возрасте перечитывая многие из них, я диву давалась каждый раз тому, какую беззаботную и праздную жизнь вели в своих мелкопоместных и крупных усадьбах русские бары и барыни; как унижена была в прежние времена русская женщина, в особенности – «низкого происхождения», и какие только забавы не выдумывались этими барами, чтобы потешить свою похоть и насытить чрево разного рода яствами.

В материале, предваряющем выход в свет первого номера религиозно-философского журнала «ПУТЬ» (сентябрь, Париж 1926 года), по стилю и манере письма принадлежащего Н.А. Бердяеву (он не подписан), читаем: «Не по воле только большевиков, но и по воле Божьяго Промысла разсеяны русские люди по всему лицу земли. С этим связаны не только страдания и муки оторванности от Родины, но и положительная миссия. Сознала ли русская эмиграция эту миссию? Эта миссия не может заключаться в горделивом сознании своего превосходства над теми, которые остались внутри России, в культивировании чувства злобы и мести, в мелочной политической вражде, основанной на фикциях. Эта миссия лежит, прежде всего, в духовных задачах, в выковывании духовной силы, в духовном преодолении злобно-мстительного отношения к ниспосланным Богом испытаниям.

И дальше: «Русские люди насильственно оторваны от благ жизни, они освобождены от порабощённости материальным предметам, они по повелению Божию проходят суровую школу аскезы, которую не хотели пройти по собственной воле. И облегчена для них возможность обратиться к духовной жизни, к внутреннему человеку, углубиться, полюбить иной мир больше, чем этот мир. Все мы несём последствия своих грехов, и все мы можем надеяться на лучшую жизнь, лишь пройдя через покаяние».

Прекрасные слова, не правда ли? Но мало кто из современных священников, их секретарей, богословов и религиозных деятелей готовы признать это за факт. Более того: когда, в конце 90-х годов, я обратилась в издательский центр одного московского монастыря с просьбой помочь мне опубликовать мою первую книгу – «Уроки Любви и Веры для иностранцев и… в наставление соотечественникам», но, не застав настоятеля, спросила его секретаря: «Как Вы относитесь к творчеству Н.А. Бердяева?» – мне важно было это знать, так как в те годы я часто ссылалась в своих рукописях религиозно-философского содержания на его сочинения, – мне в буквальном смысле отрезали: «С омерзением!» И я поняла тогда, что лучше мне не искать поддержки в этих кругах. Заключив про себя: как видно, не многие из современных настоятелей монастырей и священников нисходят до чтения русских религиозных философов. А посему установка у них, как и в начале двадцатых годов двадцатого столетия, прежняя: «Мы не читали, но знаем…»

4

Мои размышления о роли и назначении русской религиозной Мысли в России и в мире, формировавшейся русскими религиозными философами с начала двадцатых годов двадцатого столетия вдали от Родины, и натолкнули меня, как видно, на необходимость приступить к изучению вопроса отличий женской души – от мужской, знаний сердечных – от головных, парящих. В том числе и отношений между «сильным» и «слабым» полом, которые складывались на протяжении всего двадцатого столетия, ибо в конце 90-х годов прошлого столетия, когда я и увлеклась чтением русских религиозных философов, многое удивляло в отношениях между мужчинами и женщинами.

Удивляло, прежде всего, барское отношение мужчины к женщине в крупных городах, особенно – в Москве. Потому, что, пока росла в родном селе, населённом болгарами, пристально наблюдая, по требованию души, за отношениями между отцом и матерью, твёрдо усвоила одну простую истину: мужчина-болгарин редко вмешивается в женские дела, не позволяет жене браться за его, чисто мужские обязанности в семье. Большая же часть русских мужчин-интеллигентов только рады, если жена берётся и за свои, и за мужские дела: надо приколотить что-то? – она берёт в руки молоток и безропотно выполняет эту работу. Даже в случаях, когда только мужчина, с его физической силой и особым складом ума, более склонным к выполнению работ, связанных с технической стороной дела, женщина, слыша от мужа одни отказы помочь ей в том или ином деле житейского характера, вынуждена нанимать специалиста или берёт в руки отвёртку, ножовку и делает работу сама.

А с каким благоговейным трепетом мои родители относились не только друг к другу, но и к детям! – пока росла, я не слышала ни от матери, ни от отца ни одного грубого, в сердцах сказанного, слова. Вот почему мы, четверо детей, росли уравновешенными и спокойными за свою будущую жизнь

Многие русские женщины, побывавшие в Болгарии, с восторгом рассказывали мне, как красивы там мужчины, какие у них суровые, мужественные лица и как хорошо они сложены... Но не многие из русских женщин знают, как они умеют работать и какие они глубоко верующие люди. Верующие не поверхностным сознанием своим, а глубинными токами своих душ и сердец. Поэтому, когда, приехав в Норвегию, Осло, прочитала в начале 80-х годов о результатах социологического исследования, проводившегося тогда норвежцами с целью определить, какую женщину и какого мужчину можно назвать «идеальными» для супружеской жизни, совсем не удивилась, что среди мужчин лучшим был признан болгарин, а среди женщин – норвежка: прожив в Осло шесть с половиной лет, не могла не согласиться с этим выводом норвежских социологов.

5

В начале 2000 года, в очередной раз углубившись, по своему обыкновению, в размышления об отличиях между мужчинами и женщинами в Советской России после победы революции 1917 года, я делаю в дневнике такую запись: «Если бы молодой человек, женившись, с первых дней супружеской жизни прислушивался не только к собственным прихотям и запросам, изо дня в день предъявляемым молодой жене – наряду с ним работающей и, чаще всего, воспитывающей одного или двух-трёх детей, – но и к её советам и предостережениям, исходящим из глубин её по-женски мудрой души, если бы его не уверяли в собственной семье, что мужчина – глава семьи, а потому жена должна беспрекословно слушаться мужа, семейная жизнь многих тысяч супружеских пар не пошла бы так быстро под уклон. И повинно в этом…безверие.

Спустя ещё какое-то время, перечитывая Достоевского, к этой записи добавилась ещё одна: «Пока в русских людях была сильна Вера Христова, она удерживала мужчин и женщин от нравственного падения вниз, в долину наслаждений. Стоило же Вере ослабнуть, а потом и вовсе уйти в подполье, как почти каждый мужчина, за очень небольшим исключением, стал мнить себя творцом собственной судьбы. Не зная простой истины, что Творец у всех людей один – Триединый Господь Бог наш».

С того времени мне и стало открываться, как видно, что в духовном плане наши женщины, благодаря Божественной интуиции, от рождения сообщаемой им Духом Святым, значительно мудрее, глубже и целомудренней мужчин, с их поверхностным видением мира и людей. Исключением здесь являются разве что священнослужители и монашествующие, действительно преданные Воле Господа и с малых лет не позволяющие, по совету родителей, князю тьмы вселиться в душе, утвердиться в сердце и закружить хоровод мыслей в голове.

Подтверждение тому, что женщине открыто Богом многое из того, что сокрыто от мужчины, мы находим уже в Ветхом Завете: Бог Саваоф, обращаясь к Аврааму, призывает его слушаться жены своей Сарры: «Во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её…» (Бытие, 21:12).

Но, как видно, Воля Божия была такова, чтобы женщина ничем не выдавала до поры до времени своих сокровенных знаний о Господе и терпеливо ожидала наступления такого времени, когда мужчину окончательно поработят его плотские запросы и потребности.

Постепенная утрата мужчиной Божественных знаний и подмена их демоническими, легко просматривается в наше время, когда бросаешь ретроспективный взгляд назад, в попытке выстроить в голове цельную картину того, что же произошло с нами за не полные сто лет.

Ужасающие воображение факты, которые открылись нам с начала 90х годов, фактически перевернувшие мои прежние представления о событиях двадцатых-тридцатых годов – разрушение церквей, уничтожение священников, поругание Веры Христовой, – всё то, что соделывалось, в основном, руками и головами мужчин, не женщин, – и вынудили меня, как видно, задуматься над особенностями мужской и женской природы.

Изгнание «цвета русской нации» (выражение Н.А. Бердяева) из пределов родной земли – из этой же серии. Ко всему этому необходимо отнести и планомерное уничтожение безбожниками всех мастей зажиточного слоя крестьянства после революции, являвшегося основной производительной силой в прежней России, насильственное насаждение бойкими перьями в душах, сердцах и умах соотечественников всякого рода идеологических догм, в которых, на протяжении десятилетий, отрицалось не только существование Бога, но и души человеческой.

Вспоминается в этой связи эпизод из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети»: когда между братом отца молодого Кирсанова и Аркадием Базаровым зашёл разговор о воззрениях нигилистов, этот пожилой русский дворянин, глубоко, искренне верующий в Бога, так и не смог выдавить из себя таких кощунственных слов: «Неужели же и в Бога Вы не веруете?». Когда же Базаров, в ответ на этот, вслух не прозвучавший вопрос, утвердительно кивнул головой, – тот глубоко вздохнул и отошёл от Базарова. Писатель одним глубинным чувством своим угадал в этом эпизоде будущее России.

6

Мы называем творчески-одарённой личностью всякого человека, который с отроческих лет прислушивается и приглядывается к происходящему не столько на физическом, сколько духовном плане бытия. То есть не только вне и вокруг себя, но и внутри, в сокровенных глубинах души и сердца. Такой человек уже в молодом возрасте обнаруживает, что легко читает по человеческим лицам.

Таких людей мы и называем «прозорливцами Божиими». Именно они и призываются Высшими силами для цели соработничества с Богом-Творцом. При этом необходимо помнить, что каждое устно произнесенное или написанное слово человеческое с головой выдаёт состояние внутреннего мира того, из кого оно изошло. Не говоря уже о делах и поступках! В силу чего мы и делим творчество на два вида – творчество во Имя Бога, во благо Отечества и народа своего, и – во имя собственное или «отца лжи и клевет», дьявола. Поскольку же именно мужчина сосредоточил в своих руках едва ли не все виды науки, искусства и литературы, то, будучи по рукам и ногам опутан своими плотскими запросами и потребностями на протяжении десятилетий, и стал в наше безнравственное время лёгкой добычей исконного врага Бога и человеков.

Не меняющийся с течением веков почерк и стиль поведения князя тьмы и его приспешников, большую часть которых составляли прежде и составляют в наше время представители «сильного пола», потому легче прочитывается сегодня женщиной в мужских творениях, что, в отличие от мужчины, она не растрачивала бездумно свой духовный потенциал, а на протяжении столетий бережно сохраняла в душе и сердце самое бесценное достояние, свыше дарованное ей два тысячелетия назад – Божественную любовь, Веру и живую связь с Небесами, ТРИЕДИНЫМ ГОСПОДОМ БОГОМ нашим.

В БРОШЮРЕ «Назначение женщины по учению Слова Божия» (СПб, 1898 год, переизданная в 2000 году (М. «Феофания», протоиереем Димитрием Соколовым), читаем:

«Едва ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человеческие – и добрые, и злые».

И далее: «Не во влиянии ли женщины на жизнь народов причина того, что искусство и поэзия всех времён под образом женщины олицетворяла всякую нравственную силу?! Не здесь ли причина и того, что Дух Святой в образе жён изображён в Книге Притчей?! Есть два противоположных направления, разделяющих человечество: это направление мудрости и благочестия с одной стороны, с другой – направление безумия и разврата (Притч. 1, 8; 9, 13-18).

Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением».

7

Сколь ни странным моё признание может показаться иному автору, изо дня в день публикующему свои авторские материалы или комментарии на сайте газеты «ЗАВТРА», но, за небольшим исключением действительно злободневных и талантливо написанных статей, я с большим интересом читаю не сами материалы, а комментарии под ними. Поистине, увлекательное чтение! Ибо выявляет в каждом конкретном случае, чем тот или иной автор дышит в данный конкретный момент жизни. Ибо жить можно по-разному, а вот дышать… только тем воздухом, который с детского возраста участвовал в духовном строительстве данного человека.

Но особенно любопытны высказывания авторов, называющих себя «атеистами».

Не скрою: от иных высказываний уши вянут. Но более глубокие в умственном плане комментаторы и не подозревают, что их безверие – чисто поверхностного характера. И что,если копнуть глубже, заглянуть в область сердца, которое не случайно называют не иначе, как «органом высшего познания», от их безверия и камня на камне не останется.

Святитель Лука (знаменитый хирург и учёный, лауреат Сталинской Премии Войно-Ясенецкий), во второй главе книги под названием «НАУКА И РЕЛИГИЯ» (сама же глава так и называется: «Сердце как орган высшего познания»), пишет:

«Народное чутьё» уже издавна верно оценило важную роль сердца в жизни человека…»

И далее: «Нам приходится в повседневной жизни слышать о том, что «сердце страдает, «болит» и т. д. В художественной литературе, в беллетристике можно найти выражения: «сердце тоскует», «радуется», «чувствует» и т.д. Таким образом, сердце сделалось как бы органом чувств, и притом чрезвычайно тонким и универсальным».

Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше. О сердце речь идёт чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий её не может не заметить, что сердцу придаётся значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган ВЫСШЕГО ПОЗНАНИЯ».

Об ощущении Бога или, вернее, благодатных воздействий Духа Божия на сердце, говорят многие подвижники благочестия. Все они более или менее ярко ощущали то же, что и святой пророк Иеремеия: было в сердце моём, как бы горящий огонь (Иер. 20, 9)

Если бы могли, – пишет далее святитель Лука на 174 странице своей книги, – что, конечно, немыслимо, остановить стремительную и сложнейшую динамику психических процессов и рассмотреть отдельные элементы в статическом состоянии, то ощущения представились бы нам только как импульсы к возникновению мыслей, чувств, желаний и волевых движений. А мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце – горниле чувств и воли».

1.0x