Сообщество «Форум» 18:57 6 августа 2020

Сбор подписей за созыв Поместного собора 2020 – зеркало происходящего в России

Ряд общественных деятелей и православно-патриотические организации, не согласные с «официальным курсом» МП РПЦ ведут сбор подписей за созыв Поместного собора

По состоянию на начало августа 2020 года было собрано не менее 6 тысяч подписей.

Первоначально сбор подписей был инициирован Среднеуральским женским монастырём и верующими, приехавшими на защиту обители от возможного штурма со стороны силовых структур, по призыву схиигумена Сергия (Романова). Позднее к сбору подписей и работе по подготовке к созыву Поместного собора Русской Православной церкви подключился ряд известных общественных деятелей православно-патриотического сообщества, среди которых – ветеран диссидентского движения и председатель Союза Христианского Возрождения В.Н. Осипов и генеральный директор многострадального Славянского Фонда (Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры) А.В. Бочкарев.

Церковный раскол 2020 года, организацию которого приписывают лишённому сана схиигумену Сергию (Романову), который, не боясь священноначалия, озвучил многое из того, что хотели и могли бы сказать многие священники, но побоялись «страха ради иудейска», стал причиной того, что вопрос о созыве Поместного собора встал сейчас перед многими умеющими думать православными христианами, понимающими, что происходит сейчас в Церкви и в России, да и во всём остальном мире тоже.

Коронавирусная истерия и вызванные ею ограничения, некоторые из которых носили не только антиконституционный, но и апокалиптический характер (например, т.н. «цифровые пропуска» - ну чем не аналог начертания «числа зверя», без которого нельзя будет ни покупать, ни продавать), коснувшиеся большинства православных храмов и монастырей, стали «спусковым крючком» для внутрицерковного протеста против «официального курса» МП РПЦ, А он, между прочим, назревал очень давно. И т.н. «Гаванская встреча» (на которую патриарха Кирилла не благословлял его духовник – схиархимандрит Илий (Ноздрин) – но предстоятель Русской Православной Церкви проявил непослушание, знаю из достоверного источника!), и «Украинский раскол» и т.н. «Всеправославный собор» (который имеет право созвать только православный император) были только ступеньками по дороге к этому внутрицерковному протесту.

Среди тех, кто поддерживает созыв, и проведение Поместного собора Русской Православной Церкви есть те, которые считают, что должен быть решён вопрос о высшей церковной власти (т.е. о патриархе) и о высшей светской власти (т.е. о главе государства, которым не может быть президент, ибо историческая русская традиция – монархия, следовательно, нашу страну должен возглавлять царь либо император). Но по понятным причинам я вывожу этот вопрос за рамки обсуждения. Не мне его решать, вне зависимости от того, разделяю я данную точку зрения или нет – это моё личное мнение. Замечу лишь, что на протяжении последних 20 лет я не участвую ни в каких голосованиях и выборах, как избиратель, но достаточно часто бываю наблюдателем на выборах по приглашению (последний раз – в сентябре 2019 года – на выборах в Московскую городскую думу).

В 1988 году состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, приуроченный к празднованию 1000-летия Крещения Руси. На этом соборе был принят «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Этот главный нормативный акт РПЦ гласил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, исполнительная и судебная – принадлежит Поместному собору. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян» (пункты 1-2 раздела II Устава).

Т.о., согласно Уставу 1988 года Поместный собор в Русской Православной Церкви обладает высшей властью во всех трех ее разновидностях: законодательной (вероучение), исполнительной (церковное управление) и судебной (как высшая церковно-судебная инстанция).

Созываться, в соответствии с Уставом 1988 года, Поместный собор должен по меньшей мере один раз в течение пяти лет. Однако, несмотря на эту вполне определенную церковно-правовую норму, вплоть до настоящего времени Поместные соборы не созывались, если не считать того, который был проведен в 1990 г. для выборов нового предстоятеля Церкви (Алексия II – Прим. авт.) после смерти патриарха Пимена. В течение всего этого времени проходили лишь Архиерейские соборы, да и те не так уж часто.

На Архиерейском соборе 2000 года был отменён Устав 1988 года, принятый не Архиерейским, а Поместным собором. Получается, что опять нижестоящий орган отменил решение органа вышестоящего, что противоречит элементарной юридической логике. Архиерейский собор не имел права отменять Устав, а только вносить поправки к нему, да и те «с последующим утверждением Поместным собором» (п. XV.3 Устава 1988 года).

Взамен отменённого Устава на Архиерейском Соборе 16 августа 2000 года был принят другой документ – «Устав Русской Православной Церкви», который определил: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежит Поместному собору» (п. II.1 Устава 2000 года).

Общий юридический анализ положений Устава 2000 года показывает, что Архиерейский собор по своим полномочиям поставлен на место Поместного собора, которому новый Устав оставил решение только вопросов «вероучения и канонического устроения», все остальные вопросы церковной власти отнесены к компетенции Архиерейского собора.

Устав 2000 года называет Архиерейский собор «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви» (п. III.1), чего не было в Уставе 1988 года. Т.е., фактически, Устав 2000 года объявил Архиерейский собор носителем высшей исполнительной церковной власти, заменив понятие «высшее церковное управление» на понятие «высшее иерархическое управление».

Что касается третьего вида церковной власти - судебной, то Устав 2000 года прямо называет Архиерейский собор «высшим церковным судом» (п.п. III.5 и VII.4). Поместный собор новым Уставом вообще исключён из числа церковно-судебных органов (п. I.8). Устав 1988 года содержал норму о том, что Поместный собор является последней судебной инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха и принимать решение о его отстранении и уходе на покой (пп. II.6-7); Архиерейский собор был первой инстанцией по таким делам (п. III.6).

Устав 2000 года объявил Архиерейский собор первой и последней инстанцией, правомочной судить Патриарха без Поместного собора. (пп. III.5 и IV.12).

А в 2013 году был принят новый Устав Русской Православной Церкви…Получается, что при каждом новом патриархе Московском и всея Руси будет изменяться высший церковный документ?

Церковный раскол 2020 года вызван тем, что священноначалие фактически капитулировало пред светскими властями, пойдя на закрытие храмов и монастырей в сакральные для всех верующих дни Страстной седмицы и Пасхи Христовой. Роспотребнадзор стал определять правила для церковного народа. И если Церковь у нас отделена от государства, то почему последнее диктует, как жить верующим и когда ходить в Храмы Божии?

А летние протесты 2020 года в России, спусковым крючком к которым стали: в Европейской части – жёсткий разгон мирных демонстрантов в Москве и Санкт-Петербурге в День памяти и скорби 22 июня, а на пространстве от Екатеринбурга и до Тихого океана – арест губернатора Хабаровского края С.И. Фургала. Каждые выходные в крупнейших городах Дальнего Востока и Сибири люди выходят на акции солидарности с хабаровчанами. А в будние дни, помимо выходных, выходят жители Хабаровского края, а в последнее время – и Приморского края. Владивосток подхватывает на наших глазах эстафету протестов за права гражданского населения, потерявшего работу или переведённого на частичную занятость, находящегося в плену кредитов и долгов. Правда, в последнее время к этим акциям подключаются провокаторы из либерально-несистемной оппозиции, но не они являются ведущими в Хабаровских и иных протестах…

Так, может быть, вопрос о Поместном соборе – это зеркало происходящего в России?

P.S. При написании настоящей статьи, в части, касающейся изменения Устава МП РПЦ, Поместных и Архиерейских соборов, были частично использованы выдержки из статьи священника Георгия Андреева «Кто и когда упразднил Поместный собор?» («Москва – Третий Рим», 2004 год).

1.0x