Авторский блог Проект Время-вперёд 14:29 17 мая 2021

Как обновляется военный и гражданский флот

Россия может

Накануне Дня Победы в состав российского военно-морского флота вошла новейшая атомная подводная лодка «Казань» проекта «Ясень-М», а ещё шесть боевых кораблей будут заложены в ближайшие дни. Зачем России столько оружия, не строится ли оно в ущерб гражданскому флоту, и как строить вдвое больше? Разберём это и не только в сегодняшнем выпуске.

Уже традиция

В конце недели над новейшей атомной подводной лодкой «Казань» был поднят Андреевский флаг. Крейсер несёт на борту ракеты «Оникс», «Калибр» и «Циркон» и является, действительно, грозным оружием, а всего флот получит 8 лодок этого проекта.

В ближайшие дни ожидается закладка ещё шести боевых кораблей – двух атомных подводных лодок проекта «Борей-А», двух дизель-электрических подводных лодок, двух корветов проекта 20380. И хотя такая плотность событий поражает, нужно признать, что она становится традиционной. Впервые в истории шесть боевых кораблей в один день были заложены в июле прошлого года, о чём мы вам уже рассказывали. Тогда началось строительство двух АПЛ проекта «Ясень-М», двух фрегатов проекта 22350 и двух вертолётоносцев проекта 23900.

Всё это радует слух, но возникает вопрос – не строятся ли военные корабли в ущерб гражданскому флоту? Ведь судостроительные мощности в России ограничены, да и квалифицированного персонала хватает далеко не везде.

Верх совершенства

В очередной раз напомним – ни самый модный смартфон, ни электромобиль, ни даже атомная электростанция не являются вершиной инженерной мысли человечества. Самым технически сложным серийным продуктом на сегодняшний день является атомная подводная лодка. Строить их умеют только 6 стран мира, включая Россию. Но лодки самого современного четвёртого поколения доступны лишь нам и США. Поэтому тот факт, что на этой неделе флоту передана головная АПЛ «Казань», которая технически на четверть превосходит новейшие американские лодки типа «Вирджиния», не может не радовать. Дело тут не в каком-то маниакальном стремлении создавать самое страшное оружие, как пытаются представить некоторые. Дело в исторической памяти о том, как дорого в итоге всей стране обходится слабость флота.

В мае 1905 года в Цусимском проливе флот Российской империи потерпел от японцев самое сокрушительное поражение в истории. О его причинах ещё долго будут спорить, но факт того, что японские корабли в полтора раза превосходили наши по скорости, – неоспорим. Поражение в битве привело к поражению в русско-японской войне, потере статуса Великой морской державы, огромным убыткам, необходимости залезть в долги и крушению Империи – такова была плата за слабость.

Восстановил свою репутацию наш флот в годы Великой Отечественной Войны, а после войны советское руководство стремилось к тому, чтобы обеспечить способность строить на своей территории любые боевые корабли.

Вернули своё

К началу 80-ых СССР приблизился к выполнению этой цели, но развал Союза подорвал материально-техническую базу. Из-за откола Украины с её верфями мы потеряли возможность строить некоторые типы кораблей и попали в зависимость по газотурбинным установкам. Но, как показала дальнейшая практика, – освоить новое производство – это всего лишь вопрос времени. При условии, что сохранено главное – научный потенциал. К счастью, все основные советские научно-исследовательские институты и конструкторские бюро находились на территории РСФСР и, хоть и с трудом выживали в 90-ые, но всё же не угасли, что и демонстрирует поступательное развитие нашего военно-морского флота. С мая прошлого года фрегаты проекта 22350 комплектуются российскими двигателями вместо установок украинского предприятия «Зоря—Машпроект», а на крымском судостроительном заводе «Залив» строятся первые в истории нашей страны универсальные десантные корабли.

Вопрос этот имеет и чисто экономическое значение. Гособоронзаказ, в отличие от коммерческого, предсказуем и гарантирует загрузку российского судостроения на годы вперёд. Это позволяет сохранять тот самый научный потенциал и развивать – кадровый. Впрочем, было бы несправедливо говорить, что гражданское судостроение этим как-то ущемляется.

Перспективы

Два года подряд совокупная стоимость гражданских судов превышает долю гособоронзаказа — 126 млрд руб. против 103 млрд руб. соответственно. И это при том, что большинство гражданских судов строится для внутреннего рынка.

Тройку крупнейших заказов 2020 года по стоимости возглавляет серия из десяти газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». На втором месте — контракт на строительство головного атомного ледокола «Лидер». И только на третьем — строительство двух универсальных десантных кораблей.

А самыми перспективными направлениями на это десятилетие считаются сугубо гражданские – крупнотоннажное судостроение, рыбопромысловый и ледокольный флот. Это связано в основном с развитием арктических проектов. Но на самом деле потенциал роста ими далеко не ограничивается. Средний возраст гражданских судов приближается к критическим 40 годам, они устарели во всех смыслах и требуют замены. Судовладельцы готовы обновлять флот, но дело тормозит высокий уровень лизинговых ставок – в среднем 9%. В то время как для пассажирского, технического флота, судов, обеспечивающих северный завоз, ставка выше 2 – 2,5% является неподъёмной. Сейчас в Правительстве обсуждается идея снижения ставки до 2%, что позволит в ближайшей перспективе увеличить производство вдвое. Это станет хорошим стимулом и для российских металлургов, и для производителей судового оборудования, и даст импульс к развитию тех направлений, которые несправедливо забыты – таким как речной транспорт.

Резерв роста

Протяженность внутренних водных путей в России составляет более 100 тыс. км. При этом 78% таких путей не имеют альтернативы и ими пользуется, 13 млн пассажиров в год. Сегодня по этим маршрутам ходят суда на подводных крыльях «Метеор» старой постройки. На замену был создан проект речных скоростных судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Благодаря использованию алюминия удалось снизить вес судна до 50% по сравнению со стальными конструкциями, а также улучшить манёвренность и увеличить скорость.

Этим летом будет спущено на воду и головное судно «Метеор 120Р». Оно рассчитано на перевозку 120 пассажиров на дальность до 600 километров и придёт на смену старым советским «Метеорам». А по морям уже ходят новые «Комета 120М». Проблема лишь в том, что пока всё это выпускается штучными экземплярами. Но если будет найдена схема, которая простимулирует заказчиков водного транспорта, он даст ощутимый прирост отечественному судостроению. В виду роста популярности внутреннего туризма, это направление выглядит весьма перспективным.

Надеемся, предложение по ставкам будет одобрено. А пока перенесёмся в август 1941 года…

Время назад

Август 1941 года, Севастополь. На базу военно-морского флота прибыла группа учёных под руководством физика Анатолия Александрова. Им предстояло найти спасение от «магнитной смерти» – немецких бесконтактных мин, которые опускались на дно и взрывались под воздействием изменений магнитного поля от проходящего над ними корабля. Эту проблему уже несколько лет не могли решить британцы, флот которых также нёс потери от немецких мин.

Александров разработал метод, позволяющий сделать наши корабли невидимыми для «магнитной смерти». Для этого по всему периметру судна прокладывали специальные кабели, магнитное поле которых компенсировало магнитное поле корабля. Прибывший на помощь Александрову Игорь Курчатов смог усовершенствовать метод. Он оказался таким действенным, что его внедрили на всех флотах в СССР, а разработчики в 1942 году были удостоены Сталинской премии первой степени. Невозможно подсчитать, сколько жизней удалось спасти благодаря этому нововведению.

Апрель 2021 года, Ленинград. На воду спущен корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит». Четыре таких уже несут службу, другие строятся или ожидают закладки. Защита от «магнитной смерти», которая никуда не делась, в них заложена на уровне конструкции – корпус кораблей выполнен не из металла, а из стеклопластика. А расположенный на борту робот умеет нырять и обезвреживать мины на глубине до 300 метров.

Мы живём в мирное время, но моря ещё полны неразорвавшихся мин, поэтому работы хватает.

Теперь о гражданском подвиге.

Время Человека

В одном из сёл Бурятии 3 мая загорелся частный дом. Первыми пожар заметили студенты местного колледжа Даниил Петряков и Михаил Гусляков. Они немедленно вызвали спасателей, а сами, не теряя время, принялись разбирать забор, чтобы освободить проезд для техники экстренных служб. Затем разбили окна и обнаружили в доме пострадавшего. Уже с прибывшими на место спасателями вытащили его и оказывали помощь до приезда медиков.

Человек выжил, а когда историей заинтересовались журналисты, выяснилось, что Даниил Петряков три года назад в аналогичной ситуации спас пожилую маломобильную женщину, в доме которой произошёл пожар. Когда смотришь на таких молодых, неравнодушных и при этом скромных ребят, понимаешь, что всё у нас будет хорошо.

Источник

1.0x