Авторский блог Игорь Калашников 17:25 28 марта 2016

Ресурс свободы

Взгляд из 2000 года на проблему свободной воли и выбора приоритетов для человека и государства.

РЕСУРС СВОБОДЫ

Дом для поросёнка.

Не так давно мне довелось прочитать в красивом, глянцевом «новорусском» журнале с, как водится, по-латыни написанным названием «SАLОN», занимательное воздыхание своего коллеги. Настолько занимательное, что за неимением под рукой оригинала, оно достойно того, чтобы быть процитированным по памяти.

- Наступят времена - мечтательно закатывает глазки коллега - и загородные дома состоятельных людей перестанут прятаться за высоченные заборы, теснясь вдоль подмосковных шоссе... На смену куцым участкам придут настоящие русские поместья, занимающие многие гектары... С красивым видом на излучину реки, прудами, тенистыми аллеями парков.

- Придёт пора - сглатывает слюнки автор - и грязь картофельных полей сменят упругие лужайки для гольфа, толчея Николиной Горы сменится очарованием новых барских усадеб, а под колёсами лимузинов зашуршит гравий парковых дорожек...

Томно-сладострастный вздох. Приехали. Вот. оказывается, ради чего некогда затевалась борьба с привилегиями партноменклатуры. Чтобы былые борцы с несправедливостью, наворовавшись до уровня «состоятельных господ» смогли, наконец, претворить в жизнь свои грёзы о родовых имениях, псовых охотах, прудах, лебедях с яблоками и с правом первой ночи на румяных деревенских девчат...

Не учли, правда, карабкающиеся из грязи в князи возрождатели барских традиций, что поместьями на Руси Государь-император награждал не за казнокрадство в особо крупных размерах, а за подвиги на поле брани, пролитую за Веру и Отечество кровь, да за усердную службу на пользу государеву в штатских чинах... Ведь если и есть что общее у большинства претендентов на боярство с дореволюционной знатью - так это фамилии, столь же чуждые для русского уха, как былые Клейнмихели и Раненкампфы.

Но сегодня я бы хотел поговорить о другом. Чуткий нюх автора статьи. профессионального архитектора, безошибочно уловил парадоксальный комплекс нынешних хозяев жизни: «отцов российской демократии», творцов-зачинателей реформ, любимых сынков экономики «свободного рынка»... А также просто «братков» и «пап» - людей, являющихся символами «успеха» в Новой России. Странно, почему олицетворяя собой торжество победившей Свободысо всеми её мыслимыми атрибутами: миллионными счетами в банках свободных от налоговзон в свободно-конвертируемой валюте, визами в половину стран Мира, тройным гражданством, гаремами и куражами на Карибах. Могущие позволить себе всё что угодно, с лёгким непринуждением игнорирующие законы и мораль, поминутно растаптывая чужие права ради собственных - почему они с носорожьим упрямством превращают самое сокровенное - свой Дом в роскошное подобие тюрьмы, куда сами себя с мазохистским упоением заключают?

Что защищают их дома-казематы с телекамерами слежения, охранники с собаками у ворот, кованые решётки и бронированные двери, трёхметровые заборы с сигнализацией, конвой, везущий их жён в магазин, а детей в школу? Не зияющую ли пустоту душ, куда вместо перекачанной заодно с валютой в оффшоры свободы, заселился страх?

Или проблема не в недостатке территории, а в недостатке внутреннейсвободы у целого социального слоя при агрессивной избыточности внешней.То есть при механическом увеличении площади мы вместо маленького острога увидим большой концлагерь с «путанкой» поверх периметра, вышками и прожекторами - какое уж тут «очарование». Ведь архитектурно-фортификационное оформление новорусского «дома для поросенка» (который должен быть крепостью) - всего лишь неизбежное следствие жёсткого социально-психологического закона.

При перестановке слагаемых..

Вы никогда не обращали внимания, читая воспоминания бывших диссидентов, на такую, на первый взгляд, абсурдную фразу: дескать, в лагере было тяжело, порой невыносимо физически, но «мы жили какой-то невообразимой духовной свободой, которой я больше нигде не встречал»? И ведь подобные высказывания встречаются едва ли не в каждом интервью с бывшими «узниками совести». А не приходят на память весьма похожие места из мемуаров ветеранов Великой Отечественной о необыкновенном духовном подъёме в их частях, светлой, человечной атмосфере взаимоотношений людей на передовой? Хотя, думается, нет нужды напоминать какая ситуация с соблюдением «прав и свобод человека» была тогда в действующей армии...

Свобода человека неуничтожима. Она - данность, присущая каждому от рождения и в равном количестве. Творец наделил нас свободной волей и. естественно, никакое государство никакими своими действиями не может ни изъять, ни дать человеку её. Общество лишь перераспределяет этот данный Богом ресурс души из одних сфер в другие. То же и сам человек: ни «обрести», ни «лишиться» свободы как целогоему не дано. Добиваясь расширения своих свобод в одном, он неизбежно теряет их в другом, а сознательно это происходит, насильно, или само собой — совершенно не важно. Общее количество всё равно останется прежним независимо ни от возраста, ни от образования, ни от материального уровня, ни от занимаемого поста.

Здесь необходимо сделать одно важное замечание: любая свобода подлинна. Новорождённый малыш имеет полное законное право спать двадцать часов в сутки и пачкать пелёнки; ровно такое же право имеет лавочник завышать в 20 раз цену на товар; ловкий шулер - очистить карманы этому лавочнику и т. д. . Иное дело - определить, насколько та или иная свобода нужна и важна для данного сообщества или индивида. Ложный (по недомыслию или по сознательному умолчанию - теперь уже не важно) тезис советской пропаганды о «мнимых» свободах на Западе и «реальных» в странах социализма, сменился не менее фальшивым постулатом «демократической» прессы, расставившей их в обратном порядке. На самом деле, например, «свобода безработицы», внедрённая по забугорному образцу, столь же желанна для одних, получивших массу времени, чтобы воровать и пить, сколь ненавистна для других, не склонных к только что названным занятиям и обивающих пороги в поисках честного заработка. Нетрудно догадаться, что добровольно-принудительное Право на труд в СССР было явно в тягость первым и составляло неотъемлемую часть мировоззрения для вторых.

Основной вопрос, что значимость и полезность одних видов свободы по сравнению с другими каждая национальная культура оценивает по-своему и. быть может, самый тяжёлый по последствиям реформаторский удар заключался в подлой подмене всей системы ценностей великого народа на другую, якобы более прогрессивную. А наиболее уязвимым звеном в ней оказался как раз ключевой в любом обществе вопрос прав и свобод личности.

* * *

С некоторой долей условности, данный нам ресурс свободной воли разделяется на две основных составляющих: внешнюю и внутреннюю. К первой относятся политические (слова, печати, избирательные и др.), экономические и прочие гражданские свободы, относящиеся к деятельности человека в обществе. Ко второй (очень мало официально регламентированной) - всё, что не выходит за рамки личной, семейной жизни и внутреннего мира каждого.

Так называемое «тоталитарное», а точнее, системное общество советского образца, стремясь к чёткому планированию своей экономической и политической жизни. передавливаетогромные ресурсы свободы из публичных сфер вовнутрь - в семьи и души людей. Комплексно решая большинство вопросов политики и производства, государство освобождает время и силы людей, для отдыха, туризма, увлечений, для друзей, любви, детей... Стабильные зарплаты и цены делали ненужной потребительскую гонку с головной

болью: «Успею или нет до подорожания?», а жёсткая привязка пены к товару - беготню по барахолкам в поисках «того же, но подешевле». Человеческая жизнь коротка, и социалистическая система избавляла огромную массу народа от «осознанной необходимости» (одно из определений свободы) следить за хитросплетениями кремлёвских и местногубернских интриг. За колебаниями валютных курсов и рыночной конъюнктуры, а также за прочей мурой, коей обывателя ныне ежедневно пичкают с экранов и страниц газет «свободной прессы».

Впрочем, для некоторой части населения кое-что из подобной информации имеет самое животрепещущее значение. Всё большей части. Но скажите по-совести, неужели оттого, что четверть века назад 99% народа не засоряло себе сознание заботой о том, сколько, 67 или 68 копеек стоит доллар, почём баррель нефти на мировом рынке и «подсидит» ли Гришин Романова в ЦК или наоборот, наша жизнь была духовно беднее? Заставляя (именно заставляя) массы людей вникать в новые и совершенно чуждые им сферы деятельности, чтобы не быть в очередной раз обманутыми и обворованными, не обкрадывает ли «свободное общество» своих членов уже этим?

Крылья для души.

Гарантированный кусок хлеба, то есть гарантированный, оплачиваемый государственный заказ на продукт твоего труда, заранее учтённый, встроенный в огромный механизм плановой экономики, освобождает человека для творчества. Не связанный необходимостью поиска заказчика и раздобывания ресурсов на «рынке», каждый из нас мог посвятить свои силы и время тому, к чему влекло его призвание в гораздо большей степени, чем сегодня. Вспомним, сколько секций, кружков и клубов по интересам было тогда, и сколько осталось. И дело не только в финансировании - просто у людей не остаётся сил туда ходить. Сколько изобретений и научных работ создавалось, какие плеяды художников, писателей, зодчих творили свои шедевры. Какие фильмы ежегодно выходили на экраны, и какие звучали песни...

Песня - душа народа. Лирическая песня - сердцевина этой души. Её не создашь по указке сверху; никакой Агитпроп не в силах заставить народ её полюбить. «Катюша». «В землянке», «Тёмная ночь», «На Волге широкой», «Лучше нету того цвета», «Кто-то с горочки спустился», «Каким ты был..», «Стихло, замерло всё» ... и каждый из вас может продолжить этот список воистину народных песен, созданных и завоевавших сердца в годы самого «махрового тоталитаризма». И сколько ещё замечательных патриотических и детских песен. А ну-ка теперь скажите, что из рождённого в музыкальном море Новой России можно СПЕТЬ в компании? «Напилася я пьяна?»..?

Почему «освобождённый от гнёта идеологических догм» художник вместо монументальных полотен, прославляющих обретающую свободу Родину, вынужден рисовать суперобложки бездарных триллеров с перекошенными физиономиями, голыми бюстами и наведёнными на зрителя дулами различных калибров? Почему вместо эпических кинолент на съёмочных площадках рождаются убогие «фэнтази» и боевички, пошлые видеоклипы и дебильные рекламные ролики?

Потому что любая действующая свобода кроме формального провозглашения включает в себя еще и ресурс обеспечения её реализации: волевой, временной, финансовый, интеллектуальный, территориальный... и социальный заказ. А социальным заказчиком народного творчества может быть лишь всё общество в целом, СИСТЕМА, пресловутый тоталитаризм, если угодно. А что может заказать денежный мешок? Свой портрет?

* * *

Но человек - творец немыслим без внутренней, сокровенной свободы. И тут мы сталкиваемся с ещё одним парадоксом: чем сильнее регламентирована внешняя, политико-экономическая жизнь, тем меньше у государственных институтов сил, да и нужды соваться во внутренние сферы деятельности и сознания граждан - достаточный порядок и предсказуемость и так обеспечены. Некоторые из этих сфер и вовсе становились «запретными», выведенными из поля информационного и иного воздействия - интимная жизнь (к чему мы вернёмся ниже), например.

В качестве иллюстрации можно сказать, что из стран бывшего социалистического содружества самая высокая рождаемость была в Румынии - стране с наиболее жёстким режимом, а минимальная - в относительно либеральной соседней Венгрии. А взять мусульманский мир?.. И якобы низкий уровень медицины (нам бы такой!) здесь вовсе не при чем.

* * *

Что взамен?

С другой стороны, в так называемом «демократическом» государстве, при кажущимся отсутствии навязываемых сверху правил и запретов, мы наблюдаем как выпущенная наружу инициатива (внешние свободы) одних, всё более активно, нагло вторгаются во внутренний, интимный мир других. Действующая на подсознание, на сферу чувств видеопродукция (эротика, ужасы, реклама, компьютерные игры) несёт минимум информации и максимум эмоций. То же можно сказать о различных шоу и музыке. Целая индустрия работает на сборе и тиражировании компромата и пикантных подробностей из личной жизни известных (и не только) людей. А что, как не изощрённое насилие над личностью представляют собой многочисленные тоталитарные (уже без кавычек) секты, необычайно расплодившиеся в странах «свободного мира»? Подумайте, какой смысл во внешних правах человека, если собственно человек - исчезает... ведь суть этих сект - тотальный контроль над психикой своих членов, превращение их в послушных вождям биороботов?

Иными словами, отпуская на волю внешние проявления свободы, общество приходит к тому, что они не только обескровливают души тех, кто их по-максимуму реализует (вспомним хрестоматийные задорновские юморески об узости мышления, запрограммированности поступков людей на Западе). Они неизбежно развязывают террорпротив внутреннего мира, сокровенных свобод других, беззастенчиво врываясь в сознание с экранов и из динамиков, со страниц журналов, из уст проповедников и глоток звёзд шоу-бизнеса. Разжигая страсти, навязывая мнения, сея иллюзии и внедряя мифы, нужные организаторам всего этого беспредела. Я даже не останавливаюсь на конкуренции – священной корове западного миропорядка, представляющей собой, в сущности, столкновение, конфликт внешних свобод и ресурсов разных людей и групп, которая поглощает, бессмысленно транжирит громадную долю сил и средств человечества.

Так вот. упомянутый террор, устраиваемый «ловцами душ», качественно отличается от набившей оскомину «идеологизации», за которую десятилетия попрекают поверженный коммунистический режим. Советская пропаганда старалась воздействовать на СОЗНАНИЕ людей, информируя их, стремилась убедить в своей правоте той или иной аргументацией, фактами и их разъяснением. Теперешняя информационная машина действует не убеждением, а ВОЗБУЖДЕНИЕМ тех или иных эмоций, вслед за которым идёт подсовывание подготовленному на уровне подсознания «клиенту», уже готового решения. Весь данный процесс для краткости и именуют обычно словом «зомбирование».

И всё же наиболее впечатляющим и жестоким примером, максимально концентрировано выражающим суть либерального подхода, являются наркотики. Наркомания, отсутствующая как социальное явление в социалистическом обществе и являющаяся органической, неотъемлемой частью жизни общества буржуазного. Свобода самовыражения здесь доведена до полной внешней раскрепощённости, отвязанности: демонстративное попрание законов и морали, одежда, музыка, язык... - всё «особенное». Свобода от самого облика человеческого - и полное истребление внутреннего мира. Замена его миражами и химерами химического дурмана. Я уж не говорю о разрушении

семейных связей, невозможностью иметь детей, утрате каких-либо интересов и увлечений.

Картинки с выставки.

Теперь ещё несколько конкретных примеров, иллюстрирующих последствия перекачки тех или иных личных свобод человека из одних сфер в другие.

Имеющая двухтысячелетний опыт врачевания человеческих душ Христианская Церковь неукоснительно придерживается строгой внешней регламентации жизни своих членов и вековых служебных уставов. Вся эта обрядовость, так нелюбимая многими «либералами от веры», желающими общаться с Богом (Абсолютом, Космическим разумом) напрямую, без правил-молитв и посредников-священников, совершенно необходима.

Долгие уставные службы, домашние Правила, посты и праздники, заповеди и прещения. ограничивая, связывая, внешнюю,поведенческую свободу человека, иногда буквально по пунктам расписывают его действия. И тем высвобождают ум для духовного творчества.самосовершенствования личности, вырывают наше внутреннее «я» из оков суеты к свободе и свету. Избранные же, накладывающие на себя монашеские обеты, практически полностью лишаются гражданских "свобод" в стенах обители, а души их, закономерно обретают весь этот огромный высвободившийся ресурс смирившейся плоти для возрастания во Христе.

Обратимся теперь от религиозной свободной воли к воле политической. Эффективность действий любой государственной власти зависит от её способности направлять инициативу и самовыражение своих подданных в нужное русло.

Системная организация общества, планово регулируя верхние волевые потоки, концентрировала их в главных державных узлах - гигантах индустрии, внешнеполитических проектах, армии, КГБ... Сейчас наружные импульсы рассеяны по отраслям, банкам, фирмам, частным «делам» и делишкам, конфликтуют друг с другом, а выразители державной воли (ВПК, МИД, «силовые структуры») при всей их многочисленности утратили авторитет, обескровлены и несвободныв действиях.

На Западе видимая эффективность данных ведомств достигается не столько концентрацией воли, сколько финансовой накачкой, масштабы которой всегда превышали наши, отечественные, а ныне и вовсе недосягаемы. Так. в США, одни военные расходы в разы превышают весь государственный бюджет РФ.

Ещё одно звено в цепи бесспорных приобретений последнего времени у нас - свобода слова и печати. Осталось только понять, что она собой представляет на деле. Общеизвестный факт: в начале XX века количество информации, циркулирующей в Мире, удваивалось через два-три десятилетия; после II Мировой Войны - каждые 10-15 лет; сегодня - каждые 3 года. Зададимся вопросом: неужели сумма действительных знаний людей о мире, либо настоящих творческих открытий прибывает столь стремительными темпами? Нет. конечно. Просто на рынке свободы слова. СЛОВО превратилось в товар. Но любому ежу на барахолке понятно, что прибыльнее всего торговать вещью с броской этикеткой, похожей на фирменную, но сделанной в ближайшем сарае. ПОДДЕЛКОЙ. А теперь вспомним, как по-русски называется информационный аналог этого самого ходового вида ширпотреба? - правильно. СПЛЕТНЯ.

Так вот, девять десятых объёма информации, поставляемой нам с экранов и газетных полос, и есть прямые продукты «армянского радио», не дающие ничего ни уму, ни сердцу. А так любимая либералами «свобода слова», есть ни что иное, как вселенская свобода сплетни - пустой, а иногда - вредной, засоряющей эфир и сознание информации, в трескучем бедламе которой совершенно теряются действительно ценные сведения, добывание коих здорово затрудняется. В самом деле, попробуйте понять, чем реально живет страна из передач центральных каналов ТВ. Вы будете вынуждены выслушать море слухов, домыслов, полуправды, увидеть массу бездарной развлекаловки, дурацкой рекламы, чужих проблем - да так ничего и не узнаете.

И последний пример. Секс-свобода. Реальное, осязаемое каждым высвобождение «томившихся под гнётом ханжеских запретов» энергий, тем, интересов. Любая информация «обо всём об этом» в тысячах изданий и фильмов на любой возраст и вкус. Бесспорный прогресс, чего ещё надо ?!! Всё так. Только одно маленькое «но» - вся эта свобода, широким потоком расплескавшись по обложкам журналов и голубым экранам, вытекла из личной жизни каждою. Погнавшись за свободной трепотнёй «о сексе» напоказ, общество истощает ресурсы интимной, внутренней, ГЛАВНОЙ сферы любви. Все эти бесконечные «показы» ирассказы сальных подробностей притупляют, лишают глубины исил настоящие чувства – не те, что испытывает зритель или читатель, а чувства участника сокровенного действа, которое возможно лишь с любимым человеком. Гляньте, сколько расплодилось ныне всяких специфических (и очень недешёвых) средств и снадобий для «поддержания» и «возвращения»... ищем совсем не там, где потеряли.

И ещё. Ловеласы советского времени, отправлялись искать приключений, хоть и не афишируя того, но без тени страха за последствия, В наши дни эта, якобы расцветшая свобода, сведена на нет возросшейв десятки раз опасностью заражения самыми фатальными инфекциями,что для многих уже привело к окончанию и «подвигов» и способности к деторождению, и самой жизни. Кстати о детородности: данный социальный показатель по сути дела и есть главный критерий пользы, получаемой обществом от реализации ЛЮБЫХ интимных свобод.

За годы реформ мы увидели двукратное падение рождаемости при 50-ти процентом росте абортов и 50-ти кратном - проституции и вензаболеваемости, (равно как уполовинивание промышленного производства при многократном умножении экономической преступности). Не означает ли это, что способы реализации человеческой воли, как в любовной, так и в экономической сферах, развиваются в ЛОЖНОМ, вредном (судя но объективным данным) для общества в целом направлении?

Сухой остаток.

Завершая разговор, хочу сказать, что автор далёк от намерения убедить читателя в необходимости возврата к советской модели жизни общества и государства. Простое «закручивание гаек» без уяснения народом смысла, ЗАЧЕМ это делается, мало что даст. Отсутствие мощного духовно-нравственного наполнения высвобождающихся для частной жизни свобод, ведёт к полной душевной неустойчивости и подверженности незагруженного добычей хлеба насущного массового сознания любым саморазрушительным соблазнам и манипуляциям.

Свидетелями подобного процесса, приведшего к крушению социалистической системы, мы были не так давно. Поистине роковую роль здесь сыграли неуклюжие попытки коммунистических правительств оказать давление на свободу совести - стержневой элемент всех человеческих свобод, пронизывающий все – и внутренние и наружные их сферы. Другими словами. ТА система, ввиду своего марксистского происхождения, сама до конца не осознавала, а посему и не могла реализовать в полной мере всех своих преимуществ.

Сегодня же первое, что по моему скромному мнению нужно нам сделать - это очистить свою голову от пустых пропагандистских штампов как советского, так и западного происхождения. Свободы не завезли к нам в 1991 году из-за бугра. Их не стало ни больше, ни меньше. Просто на место одних, ныне придавленных, встали другие, бывшие прижатыми раньше. Решить же, во благо ли такое «перетекание» лично ему, его семье, Родине, придется каждому самостоятельно.

Игорь Калашников, архитектор, 2000 год.

1.0x