Сообщество «Форум» 09:03 23 марта 2021

Реактивная пассажирская авиация. Интересные вехи истории. Часть 2. О компании "Дуглас Эркрафт".

Краткая история Douglas Aircraft Company, насчитывающая 75 лет активного действия.

Бурные 20-ые годы прошлого столетия.

Необыкновенный прорыв в технологиях в короткое время создал из ничего авиацию. Вначале были изобретены и построены спортивные и военные летательные аппараты. При дальнейшем развитии авиация оказалась востребована для перевозок: почтовых, транспортных и пассажирских. Возникло почти одновременно довольно много компаний, которые делали самолёты примерно одного класса. В первых рядах самолётостроения была и американская фирма "Дуглас-Эркрафт" (Douglas Aircraft Company ).

О ней и пойдёт речь.

Её основатель, Дональд Дуглас-старший, зарегистрировал компанию 22 июля 1921 года после распада Davis-Douglas Company.

двойной клик - редактировать изображение

Всем известна нашумевшая программа ВВС США«World Flight» («Мировой перелёт») - тогда была поставлена задача облететь мир на самолёте. Кругосветный перелёт совершил самолёт Дуглас Эркрафт в 1924 году . Это была модифицированная модель Douglas DT.

двойной клик - редактировать изображение

(На фото- модель Douglas DT 2).

Двухместный торпедоносец с открытой кабиной, который ранее поставлялся для ВМФ США. Представленный для кругосветного перелёта Douglas World Cruiser (DWC) получил новую разработанную инженером Джеком Нортропом топливную систему, позволившую выполнить поставленную задачу. После перелёта Военное ведомство США заказало компании ещё шесть таких машин для проведения разведывательных операций.

Цитата из Википедии, отражающая жизненный путь компании "Дуглас Эркрафт":

"Успех перелёта сделал Douglas Aircraft Company авторитетной самолётостроительной компанией, что привело к появлению девиза компании «First Around the World — First the World Around» («Первые вокруг света — первые во всём свете») Компания также разработала логотип с изображением самолёта, огибающего земной шар; логотип пришёл на смену предыдущему логотипу — сердцу с крыльями. Логотип с тех пор претерпел некоторые изменения — самолёт, огибающий земной шар, превратился в ракету — однако дожил до наших дней, став сначала эмблемой McDonnell Douglas Corporation, а затем основой для нынешнего логотипа компании Boeing."

Уже через пять лет после основания Douglas Aircraft Company строила более 100 самолётов в год.

двойной клик - редактировать изображение

Утвердившись , как поставщик самолётов военного назначения, компания "Дуглас Эркрафт" решила захватить и рынок пассажирских перевозок. Крепко стоящей "на крыле" авиастроительной компании это успешно удалось. Она создавала и самолёты-амфибии, и грузовые, и пассажирские машины.

Фирма росла и крепла. В тот момент одна из многих мелких компаний - "Боинг"- не представляла для неё конкурентной опасности.

Но в 1929 году грянул гром среди ясного для полётов неба...случилась Великая депрессия, подкосившая экономику фирмы.

И всех США.

Приходилось сворачивать производство, увольнять инженеров и квалифицированных рабочих. Многолетний период депрессии тяжело сказался на лидерах авиапрома США. К чести этой авиастроительной компании следует сказать, что разработанные её конструкторами и инженерами машины всегда отличались чрезвычайно долгим сроком эксплуатации. Из недр этой фирмы вышло много известных впоследствии авиаконструкторов или основателей собственных , связанных с авиацией, производственных компаний.

В 1936 году Дуглас Эркрафт вышел в лидеры пассажирских перевозок с удачной моделью DC-3, которая летает до сих пор. ( см. фото). Обозначение DC -«Douglas Commercial» -«коммерческий самолёт Douglas».

двойной клик - редактировать изображение

"Кому война, кому мать родна"- для "Дуглас Эркрафт" эта поговорка полностью соответствует необычайному расцвету самолётостроения военного назначения в годы Второй мировой войны. За период с 1942 по 1945 года компания произвела около 30 тысяч машин, увеличив свой штат до 160 тысяч сотрудников...военные ведомства "завалили" компанию заказами...

Но вот война окончилась победой советского народа...Отгремели салюты, Нюрнбергский судебный процесс осудил фашизм, войну, агрессию...Мир стал приходить в себя после ужасающей европейской бойни...

Но за океаном победа СССР над фашизмом "пародоксально" обернулась поражением "Дуглас Эркрафт". Военные заказы, лившиеся Ниагарой...свернулись до тоненького ручейка. И вновь прошло сокращение и увольнения. Безработными стали более 100 тысяч человек.

"Дуглас Эркрафт" опять обернулась лицом к пассажиро-транспортной авиации.

С 1948 года компания пытается перейти на реактивную тягу, разрабатывает новые модели, экспериментирует. Руководители компании угадывая пути развития науки и техники, всё больше перемещают акцент в разработки не сколько самолётов, сколько ракетостроения. Но эта тема лежит за пределами нашего рассказа. Стоит только упомянуть интересный факт, что кресла-катапульты для самолётов впервые были разработаны в компании "Дуглас-Эркрафт".

Мы говорим об истории гражданской авиации.

Итак, в нелёгких для себя послевоенных условиях компания "Дуглас-Эркрафт" в 1958 году разработала и выпустила в серийное производство новую модификацию DC-8.

двойной клик - редактировать изображение

(на фото- ДС-8 совершает грузоперевозки)

Но следует отметить, что уже после выхода из Великой депрессии весовые категории фирмы "Дуглас-Эркрафт" и компании "Боинг" поменялись местами.

"Боинг" стал сильнее.

Этот интересный феномен разберём позднее. А теперь только упомянем, что новая модель DC-8 уже не была революционно-новой, но сильно напоминала "Боинг 707", выпущенный в серию и на рейсы на пару лет раньше машины DC-8.

двойной клик - редактировать изображение

(На фото - Боинг 707)

В результате отставания (вынужденного и странного) фирма "Дуглас-Эркрафт" понесла большие убытки и вышла из "первой лиги". Но продолжала бороться за небо, почти полностью занятое пассажирскими Боингами...

Уступив небо Боингу в классе DC-8 "Дуглас Эркрафт" вступил в борьбу за большой широкофюзеляжный реактивный пассажирский лайнер и сделал - DC-10. Самолёт получился отменный.

Но тут пришла пора вспомнить о пути и трагической судьбе " De Havilland Aircraft Company".

Наверное, вы не очень удивитесь, узнав, что и DC-10 катастрофически не повезло... То есть, наступила череда авиакатастроф...

двойной клик - редактировать изображение

(на фото модель DC-10, после доработки -MD-11 )

Теперь эксперты считают, что инженеры и конструкторы "Дуглас Эркрафт" черезвычайно спешили в создании этой модели, поджимаемые сроками. Оказались, якобы, недоработаны узлы и не продумана до конца компоновка. Однако, в противовес этому вердикту экспертов эта модель летает до сих пор.

По мнению этих экспертов , преимуществом DC-10 стали три двигателя вместо четырёх, что значительно облегчило машину и удешевило её, однако, при этом, говорят эксперты, если с двигателем, который располагается в хвостовой части самолёта, что-то случалось, это было фатально. Потому, что самолёт лишался управления. Одна из катастроф DC-10 (известная, как страшная катастрофа в Сиу-сити) имела причиной именно хвостовой двигатель. Произошёл взрыв двигателя и последующий выход из строя гидравлики вследствие повреждения аэродинамических профилей в хвостовой части самолёта (хвостового оперения) .

Спешка , как известно, необходима при ловле блох. Но при спешке проектирования самолёта всех "блох" (ошибок и не продуманностей конструкции) не выловишь, увы.

В результате этой спешки, например, сделали довольно неудачную дверь грузового отсека. В придачу, при эксплуатации самолёта эту дверь грузового отсека начали неправильно закрывать. В процессе взлёта не по инструкции закрытая дверь грузового отсека открывалась. Со многими неприятными вытекающими (и вываливающимися) последствиями. Пара случаев обошлась без жертв и разрушений. Но однажды загрузка самолёта была произведена по максимуму, а при взлёте - отрыв от земли произошёл поздно- позже, чем было необходимо. В результате , как впоследствии установила комиссия, внизу под фюзеляжем резко упало давление, провалился пол, полностью замкнув всю систему управления.

Самолёт разбился.

До сих пор эта катастрофа в истории авиации входит в первую тройку по числу жертв.

При этом, следует отметить что, конструкторы DC-10 предусмотрели, что подобное может иметь место. Были установлены переходные клапаны между верхней и нижней частью фюзеляжа.

Однако, в результате спешки при проектировании самолёта, конструкторы просто не определили точно необходимое количество клапанов. Число установленных клапанов оказалось слишком мало для того, чтобы справиться с последствиями создавшейся аварийной ситуации.

И подряд грянуло несколько крупных авиакатастроф. Люди стали бояться летать самолётами фирмы "Дуглас-Эркрафт".

Результат оказался неутешителен.

В 1967 году по многим причинам фирма "Дуглас-Эркрафт" оказалась не в состоянии функционировать самостоятельно.

И была куплена фирмой "Мак-Доннел". Douglas Aircraft Company стала подразделением McDonnell Douglas, а космическое и ракетное отделения вошли в новую компанию McDonnell Douglas Astronautics Company.

После слияния, самолёт DC-10, переименованный в MD-11, продолжил летать. Люди, успокоенные новым названием, активно покупали авиабилеты.

Но злой рок не дремал. Один из MD-11, принадлежавший швейцарской авиакомпании SwissAir вдруг странным образом загорелся в воздухе. Как описано в заключении - вдруг по неустановленной причине возник внутренний пожар в системе проводки, который не смогли ни диагностировать, ни потушить.

Возникли слухи, что это кара за святотатство...Якобы за несколько недель до катастрофы SwissAir поместила рекламу, в которой было изображёние затянутого крепом гроба, молитвенника и надписи «Подходящее чтение для тех, кто летает самолётами от дешёвых авиакомпаний». Имея в виду, что их компания далеко не дешёвая и летать именно SwissAir - безопасно. И вот - такая катастрофа. Гибель и пассажиров, и репутации авиакомпании и самолёта DC-10, переименованного в MD-11.

В конечном итоге, в 1997 году фирма "Мак-Доннел-Дуглас" была куплена другой фирмой, естественно - фирмой "Боинг", поставив жирную точку в истории Douglas Aircraft Company. Истории, насчитавшей 75 лет активного действия.

двойной клик - редактировать изображение

P.S. Последняя разработка "Мак-Доннел-Дуглас" летает до сих пор под названием "Боинг-717". И уже не мешает ему ни моторы в хвостовой части, ни проводка...Такое вот странное подтверждение поговорки: как корабль назовёшь, так он и поплывёт...в нашем случае - полетит...или не полетит.

Boeing 717 (третье поколение Douglas DC-9), стал последним коммерческим самолётом, построенным конструкторами фирмы Дональда Дугласа . Производство было прекращено в мае 2006 г.

Вот судьба двух авиастроительных фирм, не выдержавших борьбы с фаворитом. Своего рода...ммм... скачки...А на скачках ведь всё честно? Правда? Никто же в этом не сомневается...

Но кто же ещё стоял на пути поразительно-везучей и удивительно живучей компании "Боинг"?

Об этом в следующий раз.

1.0x