Военно-спортивные игры «Ледяной поход», которые уже десятый год проходят в Павлово-Посадском районе Подмосковья, на самом-то деле никак не связаны с Ледяными походами Корнилова или Каппеля. Здесь нет реконструкторской атрибутики гражданской войны, нет деления на «красных» и «белых». Название в свое время произнес настоятель Бывалинского храма св. вмч. Никиты блаженной памяти игумен Амвросий (Шевчук), когда мы с ним придумывали зимнюю военизированную игру для детей и молодежи – и это название как-то сразу «приклеилось», прижилось. Впрочем, одна зацепка всё-таки имеется. Игра задумывалась ко Дню Защитника Отечества. Но раньше та же дата именовалась Днем Советской армии и Военно-морского флота. Ещё раньше – Красной армии. Однако и Ледяной поход Добровольческой армии начался в ночь на 23 февраля. Таким образом, игра получала привязку к воинскому празднику как бы независимо от политических взглядов.
А в действительности наши «Ледяные походы» переняли многое от советских «Зарниц». Хотя и «зарничные» элементы мы существенно трансформировали – чтобы были живо, интересно. И еще полезно. Добавилось главное – духовный стержень Православия. Куда же без этого русскому воинству? А юному, подрастающему воинству – тем более! Добавились и реальные, совсем не игрушечные трудности для участников. А ведь это тоже очень важно для ребят: получить возможность испытать себя на прочность – и проявить себя, самовыразиться. Ну а в нынешнюю эпоху, когда либеральная система воспитания силится превратить подростков то ли в тепличные растения, то ли в аморфных тусовочников, это вообще становится жизненно необходимым – дать детям навыки выживания в экстремальных условиях. Но и помочь им открыть для себя новые удовольствия и радости, недоступные в «модной» тусне или в айфонном мирке – радости трудов, радости преодоления препятствий, каких-то собственных побед. Дать им почувствовать, насколько эти радости выше и ярче пустопорожней развлекухи, интернетовских подделок…
О том, в какой мере удаются подобные задумки, говорит сам факт – интерес к «Ледяным походам» не ослабевает уже 10 лет. Вот и сейчас, 2 марта 2019 г., в игре приняли участие 20 организаций и команд из 6 регионов России, более 200 человек. Значительно расширился и круг организаторов. К изначальным учредителям, «Некоммерческому партнерству по содействию возрождению казачества» и Бывалинскому Никитскому храму, в нынешнем году присоединились «Федерация боевого самбо России», Объединение военно-спортивных клубов «Стратилат», проект «Наша армия», значительный вклад внес ВПК «Дмитрий Донской» из Орехово-Зуево.
А трудности для участников начинаются в буквальном смысле с первых шагов. По условиям игры точки старта разные, дальность маршрута каждая команда определяет себе сама. Это позволяет участвовать коллективам самых разных возрастов, различного уровня подготовки – как тренированным спортсменам, так и новичкам. Двигаться по шоссе правила запрещают. Из элементарных требований безопасности, да и в условиях боевых действий расчищать от снега шоссе никто не будет. Путь надо пройти в течение светового дня, и рекорд был поставлен в позапрошлом году, 55 км. («Варяг» из Щелково). Но на этот раз на дальние маршруты не запросился никто, все взяли от 8 до 15 км – по опыту прошлого года, когда «тонули» в сугробах, и к окончанию игры некоторые не успели до финиша. Теперь предпочли подстраховаться.
Однако и в нынешнем году снега навалило очень много. Правда, была оттепель, а как раз 2 марта подморозило до минус пяти, сугробы покрылись настом. Хотя он оказался обманчивым. Вроде бы выдерживает человека, позволяет идти, но потом вдруг проваливаешься по пояс. Впрочем, по условиям разрешается идти на лыжах. Но воспользовались такой возможностью только две команды, «Гуслицкое братство» из Куровского и московский «Восход». Некоторые объяснили отказ неудобством действовать на лыжах в лесу. Для тех, кого привезли на игру на машинах родителей и руководителей, сказалась проблема транспортировки. А пеший марш стал очень тяжелым. Пробиваясь через снега, участники «ползли» по 1,5 – 2 километра в час.
Ну а по дороге им предстояло преодолеть ряд промежуточных рубежей, выполнить соответствующие задания. Первый выставило объединение «Стратилат». Вводная: команда обнаружила «охранение противника». Самые меткие стрелки должны быстро, на время, «уничтожить» его снайперским огнем. «Противник» - 5 мишеней, щелкают пневматические винтовки. И задание выполнили все без исключения! Лучшими на этом рубеже стали «Наследники победы» из Каширы – поразили цели быстрее всех, с первых выстрелов. А руководитель «Стратилата» Федор Тишков особо отметил своего тезку Федора Римма из «Дружины Александра Невского» (Переславль-Залесский). Он был самым юным участником «Ледяного похода» - четыре года. Но тоже стрелял и даже попадал!
Второй рубеж организовала «Федерация боевого самбо России». Ее воспитанникам, мальчишкам из клуба «Ратник» (Видное) по снегам путешествовать не пришлось, но и им выпала роль совсем не легкая – изображать «противника», оборудовать позиции, несколько часов сидеть на морозе в окопах в полной готовности. В общем, и трудностей хватило, и тренировка очень хорошая. А в лагере «противника» располагался некий важный объект – палатка, охраняемая часовым. Команды должны были пробраться к нему незаметно. Показать свои знания, как «снимать часового». Председатель Московского регионального отделения «Федерации боевого самбо» Михаил Ильич Кононенко оценивал их навыки. Проводил практические занятия, какими еще способами можно выполнить такую задачу. Заодно это давало передышку для участников – перед дальнейшим маршем по сугробам.
На третьем рубеже руководил атаман Казачьего поста св. Никиты Игорь Беспогоднов. Здесь команда встречала условный «танк». Надо было поразить его единственной гранатой. Кидает один, но если промахнулся – штрафная пробежка по кругу всей команде. Подчеркнем, что это не считалось каким-то наказанием, а логически вписывалось в сценарий игры. Ваш товарищ не сумел подбить «танк» - значит спасаться надо всем, потренироваться в быстроте ног.
Дальше путь поворачивал к деревне Бывалино, к храму св. Никиты. На лесной поляне за речкой Дрезной четвертый рубеж. Тут предстояло продемонстрировать свое умение оборудовать зимнюю стоянку. Развести костер, соорудить укрытие для ночлега. Какое именно, решали сами команды. Но использовать можно можно было только те инструменты и материалы, которые принесли с собой или нашли на месте. А проверял, насколько ребята готовы к ночевке в зимних условиях, опытный специалист Игорь Апаринов, профессиональный лесник.
Пятый рубеж держали парни из проекта «Наша армия» под руководством Ивана Беликова. Кстати, как выяснилось, день игры 2 марта совпал с его днем рождения. Иван его отметил достойно, «в бою». Инструктировал участников, выдавал им лазертаговское оборудование. Ставил задачу – штурмом взять предмостное укрепление, которое обороняли бойцы ВПК «Авангард» и «Дмитрия Донского». За мост через Дрезну кипели упорные схватки. То одна, то другая команда бросались в атаки.
После чего им открывалась дорога к шестому рубежу. К летнему детскому лагерю храма св. Никиты. По условиям – «населенный пункт», только что брошенный «противником». Требовалось произвести «зачистку» и найти пакет с названием своей команды. Но «противник» оставил и массу «сюрпризов». Тут уж начиналась практическая тренировка по курсу безопасности при террористической угрозе. Нужно ли трогать предметы, нарочито привлекающие внимание? Что делать, если заметил натянутую леску? Какие места представляют наибольшую опасность – вроде дверей, выдвижных ящиков мебели? За действиями внимательно наблюдали посредники. Первый «подрыв» - «трехсотый». И тогда участники попадали на седьмой рубеж. Должны были эвакуировать «раненого» в безопасную зону, под контролем врача Виктора Богучарова оказать ему «первую помощь».
Вообще большинство команд осуществляли «зачистку» достаточно грамотно и аккуратно, но все же и без ошибок не обходилось. На экзамен к доктору попадали практически все. А «Красный БОБР» из Анискино – вроде бы команда старая, опытная, но на сей раз прибыли новички, с дисциплиной и послушанием собственному командиру у них еще не ладилось. Результат: почти весь отряд «погиб» (со второго «подрыва» и далее неосторожные бойцы просто исключались из поиска, садились отдохнуть на лавочке).
В целом же самое блестящее впечатление произвели рязанцы. Их было три команды – «Сокол» из Скопина, отряд им. Каширина из Подвязья и казачье общество из Спас-Клепиков. Но все дружные, выносливые, тренированные. На марше обогнали других. Первыми выполнили все задания. Впрочем, по уровню подготовки им ничуть не уступали «Застава» из Видного, каширские «Наследники Победы». На всех рубежах их называли в числе лучших. А по оказанию медицинской помощи доктор охарактеризовал: «Когда наблюдал действия рязанцев, думал – лучше и быть не может, а когда увидел «Заставу» - оказывается, может».
Однако выделять только эти команды было бы неправомочно. Отлично действовали и «Славяне» из Медвежьих Озер. «Дмитрий Донской» пробивался через снега младшим составом, а старшие воспитанники уже фактически обеспечивали игру в качестве инструкторов, посредников. Младший возраст преобладал и в «Громе» из Электрогорска. Но какие слаженные, дисциплинированные, умелые мальчишки и девчонки! И на стрельбе тоже были среди лучших. Мало того, когда их «снайперы» били по целям, остальная команда четко расположилась для их прикрытия. Молодцы! А разве можно не назвать Казачью заставу Ильи-Пророка из Николо-Шартомского монастыря (Шуя)? А «Богослово», «Страж» из Ногинска? А «Платовец» из Щелково, наверное, старейший кадетский клуб в России – Аркадий Слесарев ведет его уже 28 лет! С какими неимоверными трудностями, без базы, без денег и действенной поддержки, но ведь живут, работают, на игры привозят своих новых ребят…
17.30 – конец игры. В 17.45 команды впервые собираются вместе. Общее заключительное построение. Звучит приветствие, ставшее на наших мероприятиях тредиционным. «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Подводим итоги, разбираем «косяки». По призыву Михаила Ильича Кононенко участники «Ледяного похода» почтили минутой молчания память воинов 6-й роты псковских десантников – накануне, 1 марта, была годовщина их отчаянного боя с ордой террористов, а 2 марта как раз Родительская суббота. Время помянуть.
Колонна юных бойцов, их наставников, организаторов, приехавших родителей, направляется в храм св. Никиты. А здесь командам надо выполнить еще одно, последнее задание. В каждом из пакетов, которые они искали в «заминированном населенном пункте» - свеча и краткое описание той или иной иконы или сведения о каком-то святом. Надо догадаться, о ком идет речь, и в храме поставить свечу к нужному образу. Что ж, и с этим справляются. «Богослово» сразу рапортует, что у них – св. великомученик Никита, кто-то ищет и расспрашивает, где икона св. Николая Чудотворца, рязанцы радуются: «Это же наш покровитель!» (Илья Пророк, покровитель ВДВ – а там все ребята мечтают стать десантниками). Ставятся и зажигаются свечи у Казанской, Феодоровской, Иверской икон Божьей Матери, у образов святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матушки Матронушки, Петра и Февронии…
Настоятель храма о. Андрей (Филиппенко) напутствует собравшихся. Отмечает особенность игры – мы не определяем победителей. Кстати, это не случайно. Ведь команды совершенно разные и по возрасту, и по численности, и по своим возможностям. Есть военно-спортивные, военно-патриотические, казачьи клубы. Есть воскресные школы, есть команды при монастырях, гимназиях, отдельная команда – воспитанники детского приюта «Никита» при здешнем храме. Есть даже две семейных команды: отец и четверо детей из Переславля (еще одна дочь приболела, не смогла приехать), семья из Москвы… Нет, делить их на выигравших и проигравших было бы совершенно несправедливо. Проигравших здесь нет, и грамоты всем выписаны одинаковые, с одной оценкой: «Команда проявила себя достойно». Победители все. И чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на ребят и девочек. Их главный приз даже не грамоты. А та самая радость преодоления трудностей, радость победы. Она написана на лице каждого.
О. Андрей служит молебен. Благодарим Господа за все, что Он нам даровал – за новые впечатления, новые приключения, о которых так приятно будет вспомнить. За снега, за мороз, за сугробы – и за силы, за волю пролезть через них. За прекрасный солнечный день. За новых друзей и знакомых – и за подтверждения старой дружбы. Благодарим и за то, что в просторном, празднично-сверкающем, но и уютном храме, собралось две сотни детей, подростков, молодых людей из разных городов и областей, открывших для себя и испытавших эту радость – трудов, свершений, побед. Смотришь на них и понимаешь, они же и есть – Россия. Не абстрактная, не надуманная, а живая, реальная, одухотворенная, великая. Вовсе не собирающаяся деградировать и вырождаться. И за это тоже благодарим Господа!
Участники игры прикладываются к «рыцарской перчатке» - раке с мощами св. великомученика Никиты Готского. На прощание о. Андрей приглашает всех в трапезную. А там уж повариха тетя Лида расстаралась, как обычно на таких мероприятиях. Наготовила и повкуснее, и посытнее. Празднично накрыты столы. Поем: «Отче наш…» Усталые, но такие довольные ребята уписывают за обе щеки разносимые им блюда. Разрумянились от целого дня на свежем воздухе, отогрелись после мороза… Десятый «Ледяной поход» завершен. А мы с руководителями команд уже обсуждаем за столами планы следующих сборов, следующих игр. Ведь и в этом есть великая радость – трудов и побед. Слава Богу за всё!
двойной клик - редактировать галерею
-
Александр
9 марта 2019 в 16:19Ермошин
"как бы независимо от политических взглядов"
- Оказывается, замена названия праздника с Дня Красной Армии, созданной для защиты Советской власти, на День защитника не понятно какого Отечества - изобретения февралистов - не зависит от политических взглядов!
-
Николай
9 марта 2019 в 16:28Николаев
Отечество всегда одно, как бы оно не называлось: Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация. Товарищи коммунисты постепенно, но конкретно показывают, что патриотизм для них это временно. По отношению к СССР - патриоты, всё остальное - нет
-
Александр
9 марта 2019 в 17:00Ермошин
Да нет, Николай Николаев, это антикоммунисты заговорили об Отечестве, чтобы забыли о Советской власти, о Советской Армии, о Советском периоде жизни. И изобрели это понятие впервые одновременно со свержением Царя, чтобы забыли о присяге, которую принимали ЛИЧНО Николаю Второму и которую изменнически нарушили!
-
Сергей
9 марта 2019 в 17:19Ужакин
Вовсе нет, г-н Н. Николаев. Коммунисты сейчас занимают как раз крайне взвешенную и компромиссную, я бы сказал разумную позицию в области символьных праздников и монументального искусства. А вот г-да Февралисты и Лоялисты с разумом явно не дружат. Да и к компромиссу никак не расположены. За двадцать пять лет буржуазной республики не создан ни один нормальный праздник. А про монументы вообще смешно говорить - памятники сыркам, табуреткам, буквам Ё. В Перми инородец Гельман вообще памятник какашке ставил. Это ваше искусство и символы? Где, в каком месте у вас патриотизм?
Вот, вроде весьма правильная статья монархиста Шамбарова и программа выстроена почти правильно, но срабатывает в нем как какая то пружинка поведать нам о Ледяном походе. Зачем? Да и зачем так называть, значит вливают где то сладкий яд в детские души, да еще с привязкой к 23 февраля. Что, опять исторический реванш?
А ведь тот поход, как понятие был совсем не однозначен. Изучая Белое движение в Сибири и его исход в Харбин, который тоже назван Ледяным походом, обнаружил, что он был обусловлен тем, что белые офицеры и их семьи были просто выкинуты белочехами на мороз, им отказали в подвижном составе. И они со всей Сибири, покорно, как кролики брели пешком. Эта покорность русского офицерства перед Антантой она просто поражает. а ведь могли бы разоружить и чехов и французов и спокойно уйти в эмиграцию. Нет. предпочли смерть детей своих ради благополучия союзников.
-
Vladimir
10 марта 2019 в 00:21Barakhnin
То есть понятие "Отечество" впервые изобрели февралисты одновременно со свержением Царя?
Оказывается, Петр Великий был февралистом, поскольку в его приказе, озвученном в войсках перед Полтавским боем, говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь».
https://pravoslavie.ru/61882.html#_ednref3
-
Vladimir
10 марта 2019 в 00:29Barakhnin
Сергей Ужакин: " А про монументы вообще смешно говорить - памятники сыркам, табуреткам, буквам Ё. В Перми инородец Гельман вообще памятник какашке ставил. Это ваше искусство и символы? Где, в каком месте у вас патриотизм?"
Кто видит гельмановские "какашки", а кто - памятники маршалу Жукову в Москве (1995), св.княгине Ольге во Пскове (2003) или св.князю Дмитрию Донскому в Москве (2013).
-
Сергей
10 марта 2019 в 02:55Ужакин
Борухних, а кто то видит и льва и золото. Вообще то я думал вы нам приведете Ленинский документ о монументальном искусстве. Вы же у нас массовик-затейник. Пролетарская революция во всей красоте ее идеологии, да и время издания впечатляет.
А что родила ваша Контрреволюция, обувь которой вы лижите? Действительно, в начале двухтысячных буржуазная диктатура ощутила свою нищету и как минимум вынуждена была вернутся к реализму по форме, от эстетики сырков и табуреток она перешла к формам маленький ампирчик.
Но по содержанию это такая же эклектика и отсутствие идей у Второй буржуазной республики. И если Сталинский ампир поражает своим величием, то новый Диктаторский ампирчик континентальной буржуазии мелок, меди не хватает. Ваш стиль, агент Барахло, стиль новой буржуазии это Пушкин на Арбате ( памятник Карлику и карлице), да памятник Шолохову на гоголевском с отрубленными лошадиными головами. Вот это ваш стиль.
-
Vladimir
10 марта 2019 в 04:08Barakhnin
Еще раз - каждый видит в искусстве то, что он хочет видеть.
А уж если говорить о масштабности... Башни Москва-сити можно обвинить в чем угодно, но уж никак не в мелкости.
-
Сергей
10 марта 2019 в 04:34Ужакин
И я еще раз повторю, что способностью целостного видения, вы, Борушнин, не обладаете. Шарить по инету, ума большого не надо. А с Москвой сити вы вообще смешны. Построить три высотки на средства отнятые у всей страны, вы это называете величием?
Сталинский ампир это не семь высоток на семи холмах, это стиль жизни всей страны. В городе Б. величественный кинотеатр с не менее величественным названием "Родина" был построен в лето 1941-го и первый сеанс, с фильмом "Илья Муромец" был показан 7 ноября 1941 года. Вот это и есть Сталинский ампир.
После контрреволюционного переворота кинотеатр попал в руки мелкому жулику, который открыл в нем кафе "Точка". Вот это и есть ваш ампирчик времен буржуазной диктатуры.
Ваша личная трагедия, Борухнин, что вы за деньги вынуждены прислуживать буржуазному разложению, да еще говорить, что это здорово.
PS А насчет вашего понимания величия, как размера турецких высоток в центре Москвы, то вспомнился анекдот двадцатых, времен культурной революции:
- Луначарский вчера за гармошку агитировал. Сказал, что в каждой семье должна быть гармония.
-
Александр
10 марта 2019 в 10:45Ермошин
Дык к Петру в данном случае никаких претензий нет! Вы, Владимир, либо за дураков своих собеседников держите, либо сами - того...
Впрочем, понятно, что всё идёт от этих февралистов, у которых и всё-то наперекосяк шло.
Вот давайте, хоть немножко подумаем. Ведь эти слова: Родина, Отечество, нация, государство, власть и т.д. кроме того, что в них разные люди закладывают разный смысл, имеют вполне определённое номинальное значение. Родина - место, где родился, Отчизна - место рождения или проживания отцов и т.д. И для февралистов Отчизной на самом деле была царская империя. Но они же с самого начала были ПРОТИВ царя и монархии. И их "отчизна" была очень условным понятием. Только для того, чтобы хоть как-то изобразить преемственность от бывшей России. Те же февралисты не оставляли своих имперских желаний прихватить чужой землицы - Польши, Галиции, Константинополя, проливов... Так вот слово "отчизна" и была хоть какой-то, но всё-таки заменой тому, что можно было противопоставить большевикам, которые были против захватнической войны, развязанной Россией.
Я уже рассказывал о роскошной стеле-памятнике в Ниж.области, которая была установлена к 50-летию Октября и имела надпись "Защитникам Советской власти". Современным "февралистам" всякое напоминание о Советской власти с её реквизитами - нож острый. Увезли якобы для ремонта. Привезли с надписью "Защитникам Отечества". То есть, учитывая первоначальный юбилейный смысл, получился памятник врагам Советской власти.
Вот это обновлённое название Дня Красной армии - День защитника Отечества - полная аналогия фанерке, загораживающей великий символ Советской власти.
-
Николай
10 марта 2019 в 11:58Николаев
Что вы, коммунисты, всё время елозите? Вам про Фому, вы- про Ерему. Гельман здесь причём? Он что ли деньги даёт на это?
Это патриотическое воспитание молодёжи? Или это не патриотическое воспитание, потому что не так назвали, не ту ленточку повесили, не тех попов позвали? А если бы назвали Ленинские игры молодёжи, тогда бы тут слюни умиления пускали. Не нравится Ледяной поход? Сделайте своё ,с красной символикой. Никто возражать не будет. И не надо разговоров про "не ту денег", "всё украли олигархи". Пусть красные бизнесмены скинутся, пусть все ваши депутаты скинутся. Один бездарный канал Красная линия жрёт столько денег, что такие зарницы можно проводится каждую неделю
-
Yafim
10 марта 2019 в 13:17Liport
Сергей Ужакин: " А про монументы вообще смешно говорить - памятники сыркам, табуреткам, буквам Ё. В Перми инородец Гельман вообще памятник какашке ставил.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////
ТЕБЕ УЖАКИНд гордиться надо ,
Это же тебе ужакинД и таким как ты , Гельман памятник поставил !
тЫ ЧЁ ,в какашке себя не узнал ? Одень очки и приглядись ,копия один к одному!
-
Александр
10 марта 2019 в 17:08Ермошин
Вы, Николай Николаев, собственно к кому обращаетесь? Кто тут про Гельмана говорит? Шамбарова знаем, и его ложь вместе с клеветой - тоже. Вот и не хотим,чтобы он на детей эти свои качества проявлял.
-
Vladimir
10 марта 2019 в 17:14Barakhnin
Александр Ермошин: " Те же февралисты не оставляли своих имперских желаний прихватить чужой землицы - Польши, Галиции, Константинополя, проливов..."
Итак, Галиция для "большой России" (включавшей Малороссию-Украину) - "чужая землица"? Т.е. следует говорить о советской оккупации Галиции? А оуновцы тогда суть борцы за свободу?
Вот куда заводят обличения дореволюционного "империализма..."
-
Александр
10 марта 2019 в 17:24Ермошин
"Граждане, он меня проституткой назвал!" - из известного анекдота.
-
Антон
9 марта 2019 в 20:59Красавин
Молодцы!