Сообщество «Форум» 23:38 2 декабря 2021

Притяжение Мариинского

Каждый раз, когда страна проходит резкий поворот истории, Валерий Гергиев бросает спасательный круг музыкальной культуре. Вот и сейчас он истово сражается за человеческое в душах слушателей. Пятого декабря мы услышим редкие по красоте жемчужины гениальных творений всех времён. Их исполнят лучшие из лучших, как всегда , когда дирижирует Валерий Гергиев. Два воскресных концерта в 15:00 и в 19:00, пять композиторов (Моцарт, Брукнер, Россини, Шостакович, Прокофьев) и солисты, которых всегда ждём.

двойной клик - редактировать изображение

на фото: Ариунбаатар Ганбаатар в партии Графа Ди Луны и Татьяна Сержан в партии Леоноры


Притяжение Мариинского


Через несколько десятилетий после того, как некий высокородный господин поправил Вагнера, только что продирижировавшего для Кронпринца на четыре четверти увертюру Моцарта к "Фигаро", отметив, что сам Моцарт дирижировал на две и получалось живее, и почти в то же время, когда Пётр Ильич Чайковский открывал в качестве дирижёра своих произведений американский "Карнеги-холл", Николай Андреевич Римский-Корсаков, ставший у истока Русской педагогической композиторской школы в первой, Санкт-Петербургской, основанной в 1862 году Антоном Рубинштейном, консерватории Российской Империи, после одного из концертов Русского музыкального общества, которым руководил и где управлял исполнением собственных сочинений, сказал в сердцах: "Дирижирование - дело тёмное". Фраза разлетелась и осталась на устах довольных или недовольных дирижёрами музыкальных критиков и поныне. Тогда мир почти не знал дирижёров, не бывших композиторами. Они появились позже, когда перенасыщенный войнами и революциями мир стал немного устойчивее и гармоничнее, но выдающихся композиторов стало много меньше. Революции со своими гильотинами либо сметали их, либо отрывали от корней. Но свято место не осталось пустым - на нём возникли и засияли новая композиторская и инструментальная школы. В нашей стране, в Петрограде, а позже в Ленинграде, прогремели фортепианная школа Льва Николаева и скрипичная Льва Ауэра. А вот на дирижёрском поприще засияли звёзды учеников А. Гаука и Н, Малькова,- И.Мусина, А. Мелик-Пашаева, Е. Мравинского, Е.Светланова, Э. Грикурова. А чуть позже и учеников И.Мусина,-Ю.Темирканова, В.Гергиева...

Илья Мусин

Сначала он был пианистом, окончил фортепианный факультет консерватории, иначе откуда бы взяться так рано музыкальному мышлению и по вертикали, и по горизонтали одновременно, так необходимому любому дирижёру. Потом был взят приступом и дирижёрский факультет. Позже сначала фортепианный, а затем дирижёрский путь прошёл его выдающийся студент Валерий Гергиев, и не только он один. Именно И.А. Мусин научил Гергиева и других своих студентов в те годы, когда в консерваторию принимали лишь исключительно талантливых, перенести душу музыки, подаренную Богом композитору, из нот партитуры в движения-символы. Он передал умение вызвать в слушателе те ассоциации, которые волнуют душу человеческую, а также и другое умение, личностное,- убедить оркестранта в том, что трактовка Художника пульта верна. По большому и единственно верному счёту, для выполнения таких задач каждый стоящий дирижёр обязан быть крупным музыкантом. Но, как писал в своих трудах Мусин: "Одного этого качества совсем недостаточно". Главными качествами для выдающегося дирижёра, Илья Александрович считал "Умение находить необходимые для КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО МОМЕНТА исполнения выразительные средства дирижирования и волевые усилия контролировать ВСЕ ЭТИ МОМЕНТЫ, творчески и инициативно". Вот так, коротко, всеобъемлюще, но ещё не вполне ясно. "Специфика дирижёрского искусства такова, что наличие способностей совсем не гарантирует положительный результат",- продолжал в своей книге о дирижировании Мусин, а потом учил своих студентов заставлять слушателя замереть от восторга соединения со вселенной композитора, проводника Божественного.
Сергей Рахманинов, начинавший свой творческий путь и как композитор, и как пианист, и как дирижёр в оперной труппе Саввы Мамонтова, сказал однажды: "Сегодня разве что извозчик не берётся командовать оркестром". Но с чего бы это вдруг?
Почти всегда после исполнения симфонических или оперных произведений слушатель восклицает в восторге "браво" именно дирижёрам, почти не замечая оркестра. После дирижёр поблагодарит на сцене первую скрипку, концертмейстера альтов, виолончелей, реже кларнетов, флейт, ещё реже, - валторн или туб и почти никогда - ударников, перкуссионистов или прекрасных арфистов. Возможно, именно поэтому в настоящее время желающие "настоящей и гораздо более лёгкой славы" инструменталисты массово рвутся в дирижёры. И тут уж речь не о скрипачах, и даже не о виолончелистах. В дирижёры пошли кларнетисты и валторнисты, никак предварительно не отличившиеся в чтении партитур, по собственным их признаниям. Как знающие мало о вокале и специфике движений голоса в оперных произведениях, они бывают похожи на так называемых "душителей", не дающих вздохнуть большим и, в силу этого, неповоротливым голосам внутри произведений. Рахманинов сетовал сто лет назад, а сегодня есть даже анекдот о дирижёрах, убегающих подворотнями от вокалистов с надорванными связками или от артистов балета после спектакля, в котором дирижёр даёт оркестру немыслимый для исполнения танцорами Па темп. Критики после таких представлений осудят задыхавшихся солистов или несправлявшихся балетных прим, скажут Ох и Ах, он/она подустали и форма не та. Или, снова с осуждением, напишут о солистах, о том, что они так плохо знают партию, что беспрерывно смотрят на дирижёра в оркестровую яму, ловя ауфтакты, а не на партнёра, хотя реплики обращены именно к нему. А дело было лишь в неказистом дирижёре, которого обласкают без причин на телевидении и могут даже сравнить с Мравинским для пущего эффекта. Чего уж там стесняться.
Но в вечности всё равно останется лишь тот, кто вобрал множество качеств, удержался от греха гордыни после достижения первых молодых побед и удержал пальму первенства до мудрых дней не только перед своими солистами и оркестром, но и перед самыми выдающимися композиторами мира. Ими были Никиш или Тосканини, Мравинский или Гербек, Гаук или Бруно Вальтер, Федотов и Мелик-Пашаев, ими сегодня являются Федосеев или Симонов, Темирканов или Гергиев). И, разумеется, они покорили публику в разных, таких непохожих одна на другую странах.
Илья Мусин, достойный ученик Гаука, обожал музыку не словами, а существованием внутри неё ,- и более никак. В свою очередь и Гергиев начинает и оканчивает каждый свой день музыкой, с музыкой, в музыке. А оперные солисты его труппы не смотрят в оркестровую яму, они уверены в том, что ОН неотрывно следит за каждым их вздохом и ведёт за собой махину оркестра в единственно верном темпо-ритме В КАЖДЫЙ КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ, а поэтому - можно играть роль и петь, свободно находясь внутри действия. Валерий Абисалович, возможно, даже не осознаёт, что существует и другая жизнь. Для него другой жизни не бывает. Помимо звёзд Гергиева и Темирканова, ставшего победителем IIго Всесоюзного конкурса дирижёров, Руководившего Кировским театром и Ленинградской филармонией, преподающего многие годы в Петербургской консерватории, Мусин зажёг звёзды Михаила Бухбиндера и Одиссея Димитриади (оба окончили Тбилисскую консерваторию, сначала были пианистами, затем поступили к Мусину в Ленинград и стали, в итоге, дирижёрами оперных театров, Бухбиндер-Большого), Василия Синайского (Лауреат конкурса Караяна в Берлине, занимал должность главного дирижёра Московской филармонии), Федотова и Владислава Чернушеенко (был художественным руководителем Ленинградской академической Капеллы и ректором Ленинградской консерватории). Список можно продолжать. Но мы всё же подробнее остановимся на Гергиеве.

Валерий Абисалович

Победитель всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, Лауреат конкурса дирижёров им. Караяна в Берлине, с 1988 года руководит Мариинским театром, избран директором по воле коллектива. У него много государственных наград, но Особая заслуга Гергиева в создании фестивалей русских композиторов, - с 1988 фестиваля М.Мусоргского, с 1990 года фестиваля П. Чайковского, с 1991 года- С. Прокофьева, с 1994 го - Н.Римского-Корсакова, с 2020-21 фестивали И. Стравинского и М. Глинки. А ещё - Пасхальный, Звёзды Белых ночей, Московский Международный, проходивший в прошедшем октябре в Зарядье, фестиваль Гергиева в Роттердаме, Гергиевский фестиваль в Миккели, фестиваль "360" в Мюнхене (именно Гергиев впервые после большого перерыва взялся за неподъёмное "Кольцо Нибелунгов" Вагнера и сегодня с блеском дирижирует почти всеми операми Вагнера во многих театрах мира), Дальневосточный Международный во Владивостоке.
Это может показаться простым перечислением, если не обратить внимание на даты и понять, что это его подвижничество начиналось в годы перестройки, когда общая ситуация в музыкальной культуре страны была упаднически безнадёжной и депрессивной, особенно это касалось именно Русской национальной музыки. Великий театр, национальное кино, литература и, конечно, музыка оказались выброшены на помойку вместе с космическими достижениями и наукой в целом, и деятельность Гергиева, решившего тогда пропагандировать искусство классиков, оказалась спасательным кругом, без преувеличения. Солирующие музыканты павшей великой страны разбежались в поисках хлеба и счастья в западные страны. К 1996му году низко пала и репутация ныне одного из трёх самых престижных конкурсов в мире, Конкурса им. П.И.Чайковского. А к 2010 наступила полная безнадёга. Если о конкурсе и говорили, то скорее о несправедливости в присуждении наград и о коррупции, а не о музыкальных достижениях. Под патронажем Валерия Абисаловича в 2011 году конкурс начал возрождаться, расширил свои границы и вновь занимает самые высокие позиции в мире.

Октябрьский фестиваль и новые концерты 5 декабря. Москва. Зал Зарядье. Валерий Гергиев, Альбина Шагимуратова, Павел Милюков и оркестр Мариинского театра. Брукнер, Моцарт, Шостакович, Прокофьев, Россини. Редчайшие жемчужины. Пять композиторов - Два концерта. 15:00 и 19:00.


Из запланированных на октябрь Московским Залом Зарядье мероприятий в рамках международного гергиевского фестиваля с участием оркестра п/у В. Гергиева, солистов и оперной труппы Мариинского театра состоялись не все, а лишь небольшая часть. Объявленные в начале ноября ограничения, внесли свои коррективы. Теперь Мариинский отыгрывает ситуацию и восполняет пробел для тех, кто всегда хочет их услышать.
Пятого декабря в 15:00 и в 19:00 мы встретимся с прославленным коллективом, который приедет в Москву с одной из уникальных программ. Когда я пишу это слово, "уникальных", я не боюсь его заезженности и почти уже преувеличенной бессмысленности. И меня очень хорошо поймут брукнерианцы, люди, готовые ехать в любую точку мира, чтобы услышать живое исполнение музыки Брукнера.
Лет десять назад сын упомянутого выше основоположника дирижёрской школы Александра Гаука Павел, начавший карьеру литератора после вынужденного завершения вполне удачной фортепианной карьеры ввиду травмы руки, писал со стыдом, что, будучи подростком, раздражался длиннотами симфоний Брукнера. Когда он стал постарше, он понял всю глубину этих длиннот. Много готовы отдать и брукнерианцы, всякий раз собираясь в путь. Отступлю ненадолго от Брукнера, четвёртую симфонию которого мы услышим в первом, 15:00 -часовом концерте 5 декабря вместе с Мотетом Моцарта, где будет солировать Альбина Шагимуратова, ни в каких похвалах и рекламе не нуждающаяся, поскольку живёт на музыкальных небесах, давно и прочно.

Второй день октябрьского фестиваля Мариинского театра прошёл под знаком симфонической музыки. В первом отделении пианист из десятки Форбс Даниил Трифонов исполнил первый концерт для фортепиано с оркестром И. Брамса. Брамс не был романтическим, он был почти философским, от романтики осталось лишь очень личное, очень внутренне- сосредоточенное прочтение. Бис был один, звучал Бах. В 20:30 того же вечера Даниил должен был играть в Монте -Карло, и именно Баха. Так что слушатели Москвы получили маленький заочный приз от слушателей Французской Ривьеры. Трифонов, всегда неожиданный, всегда разный, кажется, что всё - дальше двигаться ему некуда, - уже самый его пик, вершина. Но нет, он снова сумеет вас поразить. Как впрочем и Павел Милюков В инструментальной вечерней программе 5 декабря мы услышим скрипичную сонату С. Прокофьева в исполнении оркестра и Павла Милюкова.
Вновь вернусь к Брукнеру. Звучавшая после трифоновского Брамса Восьмая симфония Брукнера - произведение совсем не личного, а космического масштаба. Когда Вагнер говорил об Антоне Брукнере, как о лучшем симфонисте, которого он может сравнивать с Бетховеном, он говорил именно об этой вселенскости. В музыке восьмой симфонии можно было бы просто жить, настолько она непостижима и безгранична. Однако, за более, чем сто пятьдесят лет с момента её создания в 1884м, редкие концерты с её исполнением можно перечесть за полчаса. Как и дирижёров, осмелившихся прикоснуться к такому материалу. Но имя каждого из этих дирижёров уже вписано в мировую историю музыки: Никиш, Йохум, Фуртвенглер, Баренбойм, Мравинский, Рождественский, Гергиев... Именно за этой симфонией, за её живым исполнением в любой точке мира больше всего и бегают меломаны-брукнерианцы. Когда ты слушаешь её, длящуюся более двух часов, с тоской понимаешь, что с ней всё равно придётся расстаться. А расставаться не хочется, расставаться с ней также тяжело, как с Петергофом, всякий раз неохваченным за день. И также не хочется, как не хочется, чтобы заканчивались "Освещённые окна" В. Каверина с их языком и лихо закрученным сюжетом. Для каждого есть своя тоска по лучшим книгам, музыке или воспоминаниям. Это и есть Брукнер. Восьмую симфонию Брукнера можно считать симфонией всех симфоний. И вот она уже второй раз подарена нам Мариинским театром и маэстро Гергиевым. Притяжение Мариинки, притяжение Брукнера. А ещё есть надежда, что услышим и самую монументальную, по словам автора книги о Брукнере Раппопорта, Девятую. Возможно, в следующий раз, после четвёртой.
Если симфонию Брукнера можно рассматривать, как "Симфонию симфоний", то вердиевского "Трубадура" мы без натяжки называем "Оперой опер". Партию Ди Луны в Октябрьской серии исполнил недавний победитель конкурса им. П.И. Чайковского Ариунбаатар Ганбаатар, прежде солист оперного театра в Улан Баторе, а теперь солист Мариинского. Такой роскошный голос не мог остаться незамеченным для руководителя театра, где нет ничего проходного, а есть только Мастера высшей марки, алмазы, нуждающиеся лишь в Георгиевской огранке. Этот молодой монгольский красавец своей мощью, открытой улыбкой, напомнает русских богатырей, былинных героев- победителей, он весь будто пропитан ветрами безграничных степей, где родился и рос. И несмотря на небольшие огрехи, которые были у каждого из маститых исполнителей в этом спектакле, как и в любом другом спектакле в любой другой вечер на любой другой великой сцене этого мира, Ариунбаатар стоял на одной ступени по уровню исполнения и с Екатериной Семенчук -Азученой, и со Станиславом Трофимовым -Ферандо, и с Татьяной Сержан-Леонорой, присоединившейся к моим лучшим вживую слышанным Леонорам. Режиссёр спектакля - миланец Пьер Луиджи Пицци, много работавший в Ла Скала. Адаптацию для зала Зарядье поставил Сергей Богославский. Постановку света для Зарядья сделал Егор Карташов.
Октябрьский вечер в Москве со Штраусом и Мариинским
Скажу прямо, я давно не слышала в зале, где идёт оперный спектакль, неутихающего смеха до слёз. И вот во время спектакля "Летучая мышь" это случилось. Женщины не могли успокоиться ,- они смеялись без остановки, произносили знакомый текст вместе с актёрами, мужчины кричали "Браво". Эти шутки мы знаем наизусть, однако они радуют нас также, как радуют все поколения нашей страны, начиная с двадцати- и тридцатилетних, творения Леонида Гайдая или Эльдара Рязанова. Возможно, неумирающие комедии положений и двусмысленностей от талантливых мастеров-режиссёров и исполнителей придают нам сил в сложные времена, а для других стали лучшей защитой от беспощадных социальных перемен. В исполнении стремительно взлетевшей на мировой музыкальный Олимп восхитительной Елены Стихиной русский перевод текста прозвучал отчётливо и ясно, как впрочем и в исполнении Дениса Закирова, певшего партию Альфреда и успевавшего искромётно шутить в духе Андрея Миронова в "Бриллиантовой руке", а также и Владислава Куприянова (Фалька), Николая Каменского (адвоката), Дениса Беганского ( директора тюрьмы) и Екатерины Сергеевой (князя Орловского). Певческая школа жива, актёрская тоже. Классический балет Мариинского театра сделал постановку только ярче, а декорации и костюмы Вячеслава Окунева добавили пышности, изысканности и шарма. Ах, эти шляпы и веера из страусиный перьев, придавшие курьёзности ситуациям, ах, эти мантии, мундиры и шёлковые халаты, в которых наши герои курсируют из тюрем на балы и обратно под радостные аплодисменты зрителей. Об оркестре могу сказать лишь одно,- другого такого оркестра в нашей стране на сегодня нет. Но нужно помнить о московской филармонической молодёжке и не расслабляться, эти заводные апельсины с энергетиком внутри уже многим наступили на пятки. Хотя, о чём я? Об отдыхе музыканты Мариинки могут только мечтать. А все другие музыканты мечтают о работе в Мариинке.
Коллективные мысленные усилия людей, договорившихся предварительно об общих целях на будущее, довольно часто бывают осуществимы. Когда перед тобой на сцене играет один из лучших оркестров мира, как Мариинский, такое коллективное состояние, общий духовный порыв возникает обязательно и всегда. А это и есть та самая энергия, направить которую, отождествляя себя с сообществом единомышленников, сейчас самое время. Так что, ловите момент, дорогие москвичи и гости столицы.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x