Авторский блог Рами Аль-Шаер 15:50 15 июня 2020

Пора действовать!

99% карт решения проблем арабских стран находятся в руках арабов

Недавно я получил от аккредитованных в Москве послов арабских стран приглашение на встречу, которая прошла в резиденции одного из них. Мы встретились и долго и откровенно беседовали. Послы выразили серьёзную обеспокоенность в связи с опасностью, угрожающей палестинской проблеме, а также в связи с событиями в Сирии и Ливии, отметив при этом, что внимательно, ежедневно и буквально «в режиме онлайн» следят за усилиями, предпринимаемыми российским руководством с целью урегулирования кризисных ситуаций на Ближнем Востоке. Послы также выразили надежду на то, что результатом усилий Москвы станут конкретные эффективные шаги в этом направлении.

В ходе беседы послы выразили свою убеждённость в том, что Россия в настоящее время является основным влиятельным игроком в регионе, способным оказать помощь и прекратить страдания палестинского и сирийского народов, а также добиться «приемлемого», по их словам, решения ливийской проблемы.

Слушая уважаемых послов, я действительно ощутил их глубокую озабоченность как ситуацией в Сирии, Ливии, Палестине и Йемене в частности, так и напряжённой обстановкой в арабском мире в целом. В этот момент на меня нахлынули воспоминания, и в каком-то укромном уголке моей памяти вдруг всплыли слова, сказанные полвека тому назад египетским президентом Анваром Садатом: «99% карт (ближневосточного урегулирования) находятся в руках США»!

Несмотря на происшедшие в этом и других регионах мира события, которые стали результатом иллюзорной ставки на силу, высокомерного и гегемонистского внешнеполитического курса США, некоторые политики продолжают верить в эту формулу. Другие же стараются найти некий «противовес», также обладающий солидным запасом «карт».
 
Хотел бы также отметить, что больше всего в ходе беседы с главами арабских дипломатических миссий меня поразило то, что разговор не касался арабской «составляющей» обсуждаемых проблем, а также усилий, которые можно было бы предпринять с целью облегчения страданий народов арабских стран. Вместо этого речь шла о российско-американском консенсусе, о роли Евросоюза в достижении этого консенсуса, об активизации роли ООН, о необходимости и гарантиях выполнения резолюций, принятых этой международной организацией, о возможностях России оказать давление на Израиль и положить конец политике аннексии палестинских территорий, о ключевой роли России в сирийском конфликте, в вопросе смены правящего режима в Дамаске, особенно после того, как в различных СМИ появились сообщения о внутренних разногласиях в Сирии, о коррупционных скандалах, о резком падении курса сирийской национальной валюты. Дело дошло до того, что некоторые политические деятели стали предупреждать Россию о том, что она «может лишиться всех своих достижений в Сирии», что «против неё восстанет сирийский народ», если она будет «не в состоянии решительно действовать».

Речь во время беседы шла и о том, каким образом Россия может повлиять на Турцию с целью урегулирования ливийского конфликта, а также решения других проблем региона, занимающих важное место в российской внешней политике.

В этой ситуации невольно задаёшься вопросом о роли арабских стран, об их позиции по отношению к происходящим событиям, к страданиям народов ряда стран региона. К сожалению, в этой статье не хватает места для обстоятельного разговора о сложных и порой взаимосвязанных обстоятельствах, о политической роли некоторых арабских стран, которые оказали непосредственное влияние на ситуацию и стали причиной появления многих проблем, вызвавших страдания народов Йемена, Сирии и Ливии. Если говорить о поиске решений, призванных облегчить страдания этих народов, то ответственность здесь ложится, в первую очередь, на арабские страны. Вряд ли кто-то будет помогать голодающим сирийцам и йеменцам (а в недалеком будущем ливанцам и палестинцам), в то время, когда по соседству находятся баснословно богатые арабские государства, некоторые из коих своей политикой способствовали появлению и разрастанию масштабов гуманитарной катастрофы, ставшей причиной страданий вышеупомянутых народов.

Как мы можем требовать от России «смены правящего режима в Дамаске» после того, как именно Россия спасла Сирию от уготованной ей судьбы «исламского халифата», после того, как эта страна чуть было не превратилась в «эмират» под властью «эмира правоверных», террориста Абу Бакра аль-Багдади? Да, дело обстояло именно так. Дамаск мог тогда попасть в руки террористов через месяц или даже раньше. Буквально считанные дни отделяли сирийское государство от этой участи. Может ли кто-нибудь представить себе, что стало бы со всем арабским регионом, если бы дальнейший ход событий привел бы к такому, с позволения сказать, «финалу»? Помнят ли те, кто сегодня требует от России «любой ценой сменить сирийский режим и президента страны», судьбу иракского города Мосула, который попал в руки террористов в эти же дни 2014 года?

Ухудшение экономической ситуации, разрушение Сирии произошло не только из-за действий местной компании - монополиста сотовой связи или коррупции, но и стало прямым результатом арабского вмешательства, точнее финансирования определённых сил в сумме 138 миллиардов долларов, по признанию бывшего премьер-министра государства Катар Хамада Бен Джасема.

Учитывая, что причиненный в результате военных действий ущерб обычно оценивается в 10% от ВВП, общий объем разрушенного потенциала Сирии, пропавших сбережений, утраченных ресурсов и личной собственности сирийских граждан может достигать как минимум одного триллиона долларов, не говоря уже о погибших, которых не вернуть. Сирийскому народу необходима примерно такая сумма для восстановления страны, для нормализации ситуации. Должна ли Россия взять на себя такое бремя расходов?

Во время нашей беседы послы затронули вопрос падения стоимости сирийской национальной валюты и катастрофическую ситуацию, в которой оказался сирийский народ. Однако позволительно спросить: а где же арабская помощь? Где огромные возможности ряда арабских стран, необходимые для спасения «братского народа»? Неужели сирийскому народу надолго уготована такая участь? В недалеком прошлом сирийцы были жертвой террористов, использовавших их в качестве «живого щита», а сегодня, «при нынешнем режиме и президенте», которые кому-то «не нравятся», сирийский народ оказывается брошенным на произвол судьбы, страдающим от голода, обреченным на верную смерть. Более того, в отношении Сирии применяется политика «выжженной земли»!

У Сирии есть своя специфика. Нынешний режим находится у власти на протяжении полувека. За это время выросли и сформировались поколения рабочих, крестьян, инженеров, врачей, технократов. Сотни тысяч этих людей, а также не менее 3-4 миллионов поддерживающих режим человек работают в государственных институтах, служат в арабской сирийской армии. Неужели можно «пожертвовать» этими людьми и «запустить» процесс перемен при помощи таких санкционных мер, как «Закон Цезаря», других санкций, введённых в отношении сирийского государства? Мы должны понять, что эти санкции являются не только «коллективным наказанием» сирийского и ливанского народов, но и палестинцев, беженцев, живущих в Ливане, Сирии и других арабских странах. Этот очевидный факт надо понимать. Необходимо также осознать, что никаких изменений не произойдёт, пока сами сирийцы не начнут осуществлять процесс политического транзита в соответствии с резолюцией № 2254 Совета Безопасности ООН. Необходимо понять, что все попытки любой из сторон навязать свои условия, предпринять авантюристические и непредсказуемые в нынешних условиях шаги, могут лишь подлить масла в огонь и разжечь пламя гражданской межконфессиональной войны в Сирии, которая может уничтожить всю страну.

Поэтому сейчас необходимо проявить межарабскую солидарность и оказать помощь сирийскому народу в условиях пагубно действующих на ситуацию экономических санкций. В этом вопросе арабские страны должны сыграть основную роль, обязаны помочь Сирии справиться с этими проблемами, устранить породившие кризис внутренние и внешние факторы. Так же обстоят дела с Йеменом и Ливией. Если будет положен конец иностранному вмешательству во внутренние дела всех этих государств, если будет заявлено об уважении их суверенитета, тогда 90% проблем этих стран будут решены, а «оставшиеся» 10%  можно будет «отдать» России, ООН, и даже Соединённым Штатам и Евросоюзу, если хотите. Вот тогда 99% карт решения этой проблемы будут находиться в руках не внешних сил, а самих арабов.

Вышеупомянутые слова Анвара Садата нашли своё практическое подтверждение в кемп-дэвидских соглашениях, соглашениях Осло, иордано-израильском мирном соглашении, в арабском «молчании» по поводу аннексии Голанских высот и восточного Иерусалима. Гегемонистская политика США, иллюзии по поводу «однополярного мира» - все это нашло своё подтверждение в оккупации Ирака и бомбардировках Югославии, в «цветных революциях» и других последовавших за ними событий, которые изменили мир после распада Советского Союза в 1991 году.

Палестинцы несут основную ответственность за ситуацию, сложившуюся в результате раскола своих рядов. Ничто не может оправдать все прежние и нынешние действия  палестинского руководства, как в Рамалле, так и в секторе Газа, так как эти действия привели к расколу и нанесли ущерб справедливой борьбе палестинского народа, что особенно опасно сейчас, после того как президент США Дональд Трамп объявил о пресловутой «сделке века».

Москва предприняла уже две попытки собрать вместе представителей палестинских отрядов за столом переговоров для того, чтобы положить конец внутри палестинскому расколу. Но к большому сожалению, никаких сдвигов к лучшему пока не произошло. В условиях, когда Москва продолжает предпринимать усилия на всех уровнях с целью поддержки борьбы палестинского народа за свои права, а палестинские ряды по-прежнему расколоты, встаёт вопрос: а где же роль арабских стран? Где единая межарабская позиция по поддержке законных прав палестинского народа? Так какую же помощь в условиях отсутствия единства палестинцев и Организации освобождения Палестины может оказать Москва? А где же единые общеарабские шаги по противодействию «сделке века»?

События в арабском мире, кризисные ситуации и конфликты в Сирии, Йемене и Ливии, к большому сожалению, являются искусственными, созданными в том числе, определёнными кругами в арабском мире, действовавшими в интересах внешних сил. Урегулировать эти конфликты, помочь народам стран региона можно только путем отказа как внешних игроков, так и определённых сил в арабском мире от действий по разжиганию существующих конфликтов, отказа от ставки на искусственно порождаемые в интересах внешних сил межарабские разногласия. Пока ещё существуют те, кто считает себя «обладателями 99% карт решения существующих проблем».

Некоторые арабские страны тратят миллиарды долларов в интересах военно-промышленного комплекса США. Так, военные расходы одной арабской страны достигли полутриллиона долларов! Этой суммы могло бы хватить для оказания помощи народам региона, для улучшения положения сирийцев, йеменцев, палестинцев, других народов, живущих в бедности, страдающих от голода и болезней.

Самой большой проблемой Ливии является не Турция, не различные российские охранные компании, о которых так много говорят в последнее время со ссылкой на западные источники информации в связи с событиями, происходящими в течение последнего года «на земле». Имеются в виду межарабские распри, которые стали причиной разрушения Ливии, где уже на протяжении более 9 лет продолжается война. Как только будет урегулирован кризис в отношениях между отдельными странами Персидского залива, восстановится в полном объёме деятельность Совета сотрудничества арабских государств этого региона (ССАГПЗ), ливийский конфликт будет урегулирован. То же самое касается и йеменского конфликта. Арабам могут помочь только арабы. Восстановление сплоченности арабских государств, противостоящих международным планам в отношении региона, является основным фактором, способным защитить суверенитет, свободу и территориальную целостность каждой арабской страны в отдельности и всех арабских стран вместе взятых. Тогда не будет необходимости тратить такие колоссальные суммы для того, чтобы «держать друг друга под прицелом».

На израильском электронном портале «Макян» недавно появилось интервью посла Франции в Израиле Эрика Данона, который сказал, что в отношениях между Францией и Израилем вскоре наступят трудные времена. По словам посла, это произойдёт, если Израиль согласится на имплементацию плана по аннексии территории Западного берега. Посол подтвердил также намерение Елисейского дворца способствовать дружескому диалогу с Израилем, выдвигая некие новые подходы. Данон отметил, что Израиль оказывает давление на Париж, пытаясь убедить его в необходимости изменения французской позиции по основным вопросам израильско-палестинского конфликта. Посол напомнил в этой связи, что любое изменение политики Франции является исключительной прерогативой французского президента, который всегда исходит из жизненно важных интересов своей страны. Получается, что жизненно важные интересы Франции могут быть важнее национальных прав палестинского народа, важнее резолюций ООН по этому вопросу, важнее ценностей справедливости, истины и равноправия государств, наций и народов. Это значит, что единственным фактором, принимаемым в расчёт государством, в котором произошла Великая Французская революция, провозгласившая «свободу, равенство и братство», являются жизненно важные интересы Франции на Ближнем Востоке. Вот так просто, и без обиняков!

Поэтому Москва выступает за восстановление межарабской солидарности, за активизацию роли Лиги арабских государств (ЛАГ) как основного гаранта безопасности в регионе, гаранта защиты его водных ресурсов. Мы призываем всех предпринять шаги по нормализации отношений с Ираном и тем самым положить конец существовавшей на протяжении десятилетий враждебной политике по отношению к этой стране под предлогом «опасений по поводу «иранской экспансии».

Выстраивание отношений добрососедства, взаимного уважения суверенитета и воли народов всех стран является единственным путем осуществления изменений к лучшему в регионе, достижения процветания и роста благосостояния расположенных в нем государств.

Практическое применение вышеупомянутой фразы Садата о «99% козырных карт» стало причиной огромных по своим масштабам катастрофических геополитических, демографических и социально-экономических изменений в арабском регионе.

Не пора ли арабам вернуть в свои руки пусть даже 88% всех «карт», а остальные 12% оставить Организации Объединённых наций?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x