Сообщество «Форум» 10:22 22 ноября 2019

Полет в Туманность Андромеды

Cвет погасших звезд

Дачный поселок. Фонарь. Некрополь. В безлюдье вечернего леса зашел разговор о гибели Красной цивилизации. Этот чудовищный социальный парадокс настойчиво требует от нас осмысления и действий, которые укладываются в триаду: следствие, люстрация, исправление ошибок.

Почему буржуазный переворот стал возможен, кто заказал убийство и кто стрелял? Почему погибла великая цивилизация, почему она пала от руки варвара, незамысловатой особи с примитивными жевательными реакциями?

Чтобы понять, пройдем по притихшему лесу. Здесь несколько сотен символов уходящей эпохи, каждый из которых заставит задуматься. Я покажу вам всего несколько. Идем разговаривать с вечностью, думай современник.

Иван Ефремов. Каждому, кто рожден в Красной цивилизации, это имя непременно знакомо. Блистательный ученый, исследователь, проведший длительное время в экспедициях. В мир большой литературы вошел своими рассказами, как: «Озеро горных духов», «Олгой-Хорхой» и многими другими. Позже, его сюжеты будут востребованы мировой культурой – изображения древних животных, страшные легенды Монголии о земляных червях, неповторимая Таис, красивый герой Дар Ветер, превращенный западным масскультом в свой антипод – силу зла. Всенародную любовь Иван Ефремов приобрел своими фантастическими произведениями, в первую очередь романом «Туманность Андромеды». Ефремов – единственный автор, который глубоко и вдумчиво представил общество коммунистического будущего, таким, каким оно должно быть, а не таким, каким его требовала политическая конъюнктура.

Скульптор точно отобразил образ великого ученого и писателя. Ефремов для нас – магический кристалл, многогранный, цельный, во многом не понятый. Любопытно и то, что на его могиле много детских игрушек, силиконовых жителей юрского периода.

двойной клик - редактировать изображение

Анна Ахматова. Одно из самых выразительных мемориальных мест некрополя. Ахматову трудно отнести напрямую к Красной цивилизации, современники называли ее осколком «Серебряного века». Но это промыслительная дистанция, именно она стала связующим позвонком двух веков русской поэзии, транслятором ушедшей эпохи в советский мир.

Поздний вечер, вокруг ни души, а на могиле горят поминальные свечи, в ажурных футлярах. Тут же стоит бутылка дорогого вина и два чистых фужера – хрусталь и шампанское. На скамейке изящная стеклянная коробка, доверху набитая тонкими свечами – бери и ставь. И в качестве надгробия большой, православный крест в стилизованных заклепках. Всё по лекалам Серебряного века.

двойной клик - редактировать изображение

Семен Мендель. Простая и незатейливая биография человека национальной окраины. В Дореволюцию, наверное, так был и жил в местечке, возможно стал неплохим портным или сапожником. В Красной цивилизации в полной мере воплотил себя в творческой жизни. В советской стране он вырвался из ужаса местечкового быта, учился в Киевском художественном институте, работал в Москве, в конце тридцатых переехал в Ленинград. В творческой биографии отмечен как художник многих знаменитых фильмов: «Девушка спешит на свидание», «Антон Иванович сердится», «Музыкальная история», «Первая перчатка» и другие.

Не совсем понятен замысел памятника. Обелиск расколот на две непропорциональные части: разлом в виде молнии. Что это - творческий слом, разрыв между двумя столицами, двумя культурами или что-то иное, от нас скрытое?

двойной клик - редактировать изображение

Мария Пахоменко. Певица, которую знала и любила вся страна. Ленинградская девочка, которая ворвалась на советскую эстраду с просоленной, продуваемой балтийскими ветрами задорной песенкой – « Качает, задира ветер фонари над мостовой», и навсегда получила прописку в большом искусстве. Если составить список любимых народом песен Марии Пахоменко, то он будет крайне обширен: «Ненаглядный мой», «Мужчины», «Стоят девчонки», «Опять плывут куда-то корабли», «Лучше нету того цвету» и т.д. Каждая песня, как судьба советского человека.

Памятник певице, по всей вероятности, еще не завершен. Простая глыба черного габродиабаза, отшлифованного с одной стороны. На поверхности изящная ковка странного цветка. Что это и зачем? И едва заметная работа огранщика, надпись – Мария Пахоменко. А рядом большая фотография в пластике и незажженная свеча.

двойной клик - редактировать изображение

Юрий Рытхэу. Один из самых выразительных памятников некрополя. Памятник самобытному чукотскому писателю. Он ворвался в созвездие большой советской литературы в 50-е годы, с поэтикой северного края, стал народным любимцем в шестидесятые. Великая Красная цивилизация нашла и зажгла эту окраинную звезду. Союз писателей – величайший замысел Сталина, дал возможность жить и творить, рождать великие произведения. Эта система направляла писателей в творческие командировки, в самую сердцевину народной жизни. Она дала путевку в жизнь культуре малых народов, которые в иных условиях оставались в забвении. Только в Стране Советов могли быть созданы: Ю. Рытхэу – «Когда уходят киты», Р. Гамзатовым – «Мой Дагестан», Ч. Айтматовым – «Тополек мой в красной косынке».

Памятник писателю выполнен из простого гранита, того, самого, что в изобилии лежит рядом, на берегу Финского залива. Моржовый клык – как память о далекой малой родине, о красоте Севера.

двойной клик - редактировать изображение

Вениамин Баснер. Великий композитор Красной цивилизации, яркий пример того, как человек, выросший в ортодоксальной семье, сумел войти в бескрайнюю галактику русской культуры, услышать ее, полюбить и обогатить. Здесь и влияние великого Д. Шостаковича с симфонией блокадного Ленинграда, здесь и участие в великой войне всех времен и народов, а ведь Баснер был самого призывного возраста – 1925 года рождения. Отсюда и его пронзительные песни войны: «На безымянной высоте», «Березовый сок» и, конечно же, «С чего начинается Родина».

Мемориальный камень весьма выразителен, он несет легко читаемые смыслы. Гранит традиционно подчеркивает, что человек – глыба. На лицевой стороне две семантики. Вверху, там, где имя и фамилия, одним словом родовые корни композитора, всё уверенно, просто, гладко, массивно. В нижней части смятение, порыв, столкновение двух стихий, а поверх всего музыка – скрипка.

двойной клик - редактировать изображение

Даниил Гранин. Один из самых противоречивых героев Красной цивилизации, покоящихся на этом мемориальном кладбище. Обласканный ею, внесший весомый вклад в культуру Страны Советов. За одну «Блокадную книгу» он достоин любви и уважения. Но в годы великого слома, когда нужно было слово пастыря, когда ждали призыв и того, кто ударит в набатный колокол, он смалодушничал, предал великую страну, отказался от своего предназначения, отказался от своего народа. Он погиб от «сахарной пули буржуазии», и это его личная трагедия. И буржуазия не забывает тех, кто поддержал переворот, одаривает, как может. Неделю назад в спальном, безликом районе Петрограда установили памятник писателю. Кусок отлитой бронзы, как заноза торчит среди безликих высоток, оторванный от жизни, от правды.

И мемориал писателю Гранину вызывает противоречивые чувства: своей безликостью, безыдейностью, мемориал более похожий на придорожный столик ближайшего коммерческого кафе.

двойной клик - редактировать изображение

Алексей Трешников. Великий ученый, великий человек. Один из плеяды, кто сделал для освоения русскими Севера больше, чем иные страны за свою историю. Участник более двадцати экспедиций в Арктику и Антарктику. Длительное время был президентом Всесоюзного географического общества. Русскому не надо объяснять, что такое Север, какую роль он играет в ковке русского характера.

Красив и неповторим монумент великому ученому. Выполненный из гранита, он не имеет гладких поверхностей, все стороны его шероховаты и неровны, а потому в условиях северной прибрежной полосы он покрыт тонким слоем мха, он врос в этот северный берег. Имя полярного ученого и его последняя должность на граните выбиты рельефно и покрыты золотом. В верхней части монумента выбита золотая звезда героя Красной цивилизации. И пингвин, этот хозяин Антарктиды, молча склонил голову.

двойной клик - редактировать изображение

Никита Торопов. Один из плеяды ученых Страны Советов, сделавших Красную цивилизацию обладателем лучших в мире технических решений и технологий. Его трудовая биография неразрывно связана с большой химией. Лауреат Сталинской премии, награжден Орденами Ленина и Трудового красного знамени.

Мемориал ученого выполнен в лучших советских традициях, эпохи большого стиля. Монументальный, отшлифованный со всех сторон правильный кусок гранита. Он всё сделал для своей страны, излишества ни к чему.

двойной клик - редактировать изображение

Андрей Краско. Талантливый актер, сгоревший в профессии. В этот ряд он выбран не случайно, он человек на стыке двух эпох. Обывателю он запомнится по многочисленным ролям из жизни бандитского Петербурга – это и «Улицы разбитых фонарей», и «Агент национальной безопасности», и «Особенности национальной рыбалки», и в совершенно чудовищных антирусских фильмах «Фонтан» и «Девятая рота». Увы, новый кинематограф в полной мере эксплуатировал бунтарский образ актера и тонкую, ранимую душу. Особняком стоит лишь образ капитана подводной лодки Геннадия Янычара в фильме «72 метра», когда гроза флота, способный вывернуть любого до «самой Пицунды», трогательно прощается с женой на пирсе, на виду у всего экипажа.

Мемориал актера прост. Всё тот же дешевый китайский габродиабаз, принтерная насечка, незатейливая, не несущая смысла надпись. Остается только понять, что актер остался в своих фильмах.

двойной клик - редактировать изображение

Григорий Бей-Биенко. И вновь исполин советской науки, её альфа и омега в области естественных дисциплин. Ученый-энтомолог, который для современных ученых продолжает быть путеводной звездой. Как-то в Петрограде была приобретена редкая книга его трудов и подарена одному из лучших энтомологов края, владельцу сибирской коллекции, сопоставимой с коллекцией Брэма. Реакция энтомолога была удивительна при встрече с книгой титана Красной цивилизации. И вновь ученый отмечен высокими наградами, в Стране Советов умели ценить труд: Сталинская премия, орденоносец, награжден Орденом трудового красного знамени, Орденом Знак Почета.

Мемориал красив и очень прост. Гранитный, шлифованный с одной стороны мемориал и белый мраморный профиль ученого.

двойной клик - редактировать изображение

Сергей Курехин. Его никак нельзя отнести к героям Красной цивилизации, к звезде из Туманности Андромеды. Это герой нового времени – слома и убийства великого проекта, он и до сих пор является кумиром «детей перестройки». Настолько, что даже на форуме Завтра его цитируют либеральные участники-эстеты. Из творчества особо выделить нечего - играл, снимался, говорил. По сути, это человек одной удачной фразы, как сейчас говорят – мема. Правда, в конце жизненного пути обозначился важный символ: он неожиданно примкнул к лево-радикальным лимоновцам. Он взбунтовался против пришедшей системы, но поздно, это уже не имело резонанса. Творческая интеллигенция неустойчива в своих политических пристрастиях, кто-то уходит в монастырь, другие из бунтарей становятся конезаводчиками.

Мемориал музыканта – лучшее отражение его места в профессиональной среде. Музыкант умер в 1996 году, и с тех пор его могила так и не обрела свой смысл – кто он и зачем? Могила прибрана служителями мемориала, но по сути брошена его друзьями – два креста, дешевое фото, все ровно, все в прошлом.

двойной клик - редактировать изображение

Варвара Адрианова-Перетц. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН, заслуженный деятель науки РСФСР, была заместителем директора института, один из учредителей и многолетний руководитель подразделения древнерусской литературы Пушкинского Дома. Учёный-литературовед в области исследования древнерусской сатиры, фольклора, поэзии, религиозных преданий XI-XVII веков. Внесла большой вклад в исследования сохранившихся первых старорусских изданий «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РФ. Награждена двумя Орденами Ленина. В число её учеников входит и академик Дмитрий Лихачев, чьи труды в области славистики занимают достойное место, но с уходом в политику, его роль в судьбах России сопоставима, увы, с ролью писателя Гранина.

Мемориал выполнен из серого гранита, смысловой доминантой которого является так называемый «славянский крест», вписанный в солярный знак. Трудно понять, чем руководствовался скульптор, чей наказ он исполнял или может так чувствовал творческий путь ученого? Сегодня это изображение вызывает большие споры между адептами языческой Руси и Православной.

двойной клик - редактировать изображение

Жорес Алферов. Великий ученый Страны Советов, нобелевский лауреат. Доктор физико-математических наук. Кандидатскую диссертацию защитил в 1961 году, докторскую на тему "Гетеропереходы в полупроводниках" – в 1970 году. В пятидесятые работал в Ленинградском физико-техническом институте. В восьмидесятые и девяностые – декан физико-технического факультета Ленинградского, затем – Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. В 2004 году основал и возглавил кафедру физики и технологий наноструктур в Институте физики, нанотехнологии и телекоммуникаций университета.

В девяностые годы поддержал Перестройку и вошел в состав Думы от партии «Наш Дом Россия», вскоре осознал пагубность буржуазного курса и занял умеренно левые позиции, войдя в состав КПРФ. Мог бы он в условиях надвигающегося кризиса сменить на посту Г. Зюганова, занять более решительную позицию и выступить кандидатом на предстоящих президентских выборах? Нет ответа.

Последний Герой, потухшая звезда великой советской цивилизации. Он ушел из жизни совсем недавно – 1 марта 2019 года. На могиле еще много венков и цветов, того трагического весеннего дня. По всей вероятности, родные и близкие сейчас думают, каким должен быть мемориал, к какой культурной традиции его отнести. Худо, если за это возьмутся правители города на Неве, новая буржуазия. В этом случае будет нечто слащавое и пустое, как памятник Гранину на Дальневосточном проспекте. Думай художник, думай. И помни, что перед тобой последняя звезда из далекой галактики коммунизма.

Фото автора.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x