Сообщество «Учебный космос России» 02:13 22 января 2020

Погружение в классику. Тень Гоголя над Невой и Европой

ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ.                ТЕНЬ  ГОГОЛЯ  НАД НЕВОЙ И ЕВРОПОЙ    («НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ». ОПЕРА  Н. ВОЛКОВОЙ)…

ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ.

ТЕНЬ ГОГОЛЯ НАД НЕВОЙ И ЕВРОПОЙ

(«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ». ОПЕРА Н. ВОЛКОВОЙ)…

О том, как полюбить Россию


Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. <…> Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. («Нужно любить Россию», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

О том, в чем сила русского языка
Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово. («Мертвые души»).

........................................................................................................................................

...Всё, что связано с именем и наследием Николая Васильевича Гоголя, общеинтересно, общезначимо, всемирно-весомо, актуально и злободневно. Естественно, когда появилась возможность познакомиться с новой работой творческой группы из Санкт-Петербурга, со всё возрастающим интересом вслушивался, всматривался, вчитывался... Опера Наталии Волковой "НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ"... ...Перелистываю книги о Гоголе, гоголевской драматургии, "гоголевской школе" в русской культуре... Один из даровитых последователей гоголевской традиции - разночинец-беллетрист Александр Иванович Левитов (почитаемый М. Горьким, И. Буниным автор "Степных очерков", "Горя сёл, дорог и городов") повествовал о том, как в эпоху Гоголя "пробуждалась" Россия... -

«…мощно дрыхнувшая степная глушь

тревожно загрезила в это время… Послышались голоса,

созданные богом не быть гласами вопиющих в пустыне.

От грома уст Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Белинского сразу, без необходимых потяжек и зевоты, глушь встала на ноги и пошла… …Я даже, по физической природе своей несокрушимый плебей, ощутил в сердце моем какую-то мучительно восторгавшую радость; в мою голову ударил откуда-то летучий, но светлый луч убеждения, что мне неминуемо нужно быть т а м… потому что т а м битва… и я пошёл… Никакие, даже самые толстые палки не выбили из меня этого решения, подсказанного мне всеубеждающим временем…»

...У Левитова есть философско-психологический очерк "ПЕТЕРБУРГСКИЙ СЛУЧАЙ"... "МОГУЧИЕ ТАЙНЫ ГОГОЛЕВСКОГО СМЕХА»...

– А то у вас, Ваня, – говорил он, – Гоголь был, так ведь это тоже опять беда! Нашему брату, который сам до всего должен додумываться, его и читать-то, по-настоящему, не следует. Околеть можно от этого горького смеха, от этого смертного уныния. «Смехом моим горьким посмеюся!» – написали на его могиле. Славный девиз! Вот герб! Как это, Ваня? «Русь! Русь! Вижу тебя из моего прекрасного далека!» Забыл подлинные слова, коверкать не хочу. Подскажи, Ваня! Он дал нам нравы! Или не то что дал, а научил нас подмечать в людях настоящие нравы. Это основатель русской литературы. Без него мы не поняли бы ни Диккенса, ни Теккерея и все пробавлялись бы дурацкими эпопеями о корнетах Z и о княжнах X

ТРАГЕДИЯ, ОТНЮДЬ НЕ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ

«Что же теперь со мною будет?.. … черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать…»

Н. H. ПУШКИНОЙ. 18 мая 1836 г. Из Москвы в Петербург.

«…А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал...»

(Из письма А.С. Пушкина Петру Яковлевичу Чаадаеву).

..........................................................................................

..........................................................................................

...Итак, слушаем, смотрим, осмысливаем оперу Наталии Волковой "НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ"...

Спокойно-эпическая мелодия… Знакомство с либретто…

Действующие лица: Провинциал, наивный молодой человек с длинным носом – баритон;

Князь, друг его друга, поживший молодой человек с сигарой в зубах – бас; Пирогов, поручик –

Баритон; Пискарёв, художник – тенор; Соня, брюнетка с голубыми глазами – сопрано;

Анхен, блондинка с голубыми глазами – сопрано; Гусар, изящный гвардеец с лорнетом –

тенор; Шиллер, жестянщик – бас; Гофман, обойщик – баритон; Кухарка Пискарёва –

меццо-сопрано; Торговец коврами – баритон; Хозяйка борделя – меццо-сопрано;

Две девицы лёгкого поведения.

……………………………………………………………………………..

…Своеобразное художественно-пластическое оформление сцены… Символическая

панорама Санкт-Петербурга… «Сплав», синтез изобразительно-выразительного

и музыкального… Экспозиция (…1-я: Король червонный... Дорога дальняя... Семёрка

треф... Бубновый интерес...).

………………………………………………………………….

…Музыкальная «диалектика» развития сюжетно-фабульных линий… (Пискарёв: Не

может быть, я брежу... Мадонна, что Вы делаете здесь? Девицы: 1-я: Мадонна?

Кто это – Мадонна? 2-я: Сонька! 1-я: Да он помешанный совсем! 2-я: Глаз горит! Боюсь

я тётенька! Спасите! Визжит. Хозяйка борделя: Кого ты притащила, дура, в приличный

дом!? Блаженного нам только не хватало! Гони его прочь! Пискарёв хватает шляпу,

плащ и убегает).

………………………………………………………………………

…Образ М А Д О Н Н Ы, тема М А Д О Н Н Ы… Зритель-слушатель как бы

«вспоминает» классических М А Д О Н Н … Может быть, даже одну из самых-

самых «Мадонн»: «Не множеством картин старинных мастеров Украсить я

всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков».

Словесено –метафорическая «перекличка» с классикой… Своеобразное

решение и «вочеловечение» Н. Волковой сложной философско-

психологической темы («В простом углу моем, средь

медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш

божественный спаситель — Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под

пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне

ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший

образец»).

………………………………………………………

…Иронично-комедийное «развитие» картины третьей:

(Пирогов догоняет блондинку… Пирогов: Остановитесь, умоляю,

да не дрожите так! Анхен: Пустить! Пустить! Майн гот! Пустить меня, нахаль!

Пирогов: Пустить? Меня? Куда? Куда хотите Вы меня впустить? А?).

…………………………………………………………………………………………………..

…Зритель-слушатель «погружается» в причудливый мир

музыкально-бытийно-бытовой импровизации… Следует отметить оригинальные

«акценты», определяемые талантливыми «находками» сценариста, художника,

Вокалистов, хореографов. Комната Шиллера. За столом Шиллер и Гофман сидят,

обнявшись перед штофом. Раскачиваясь и хлопая кружками по столу, поют:

Мы опять за столом с верной кружкой собрались, чтобы наш Фатерланд увидать

хоть во сне. Ах, зачем, ах, зачем мы с Европой расстались? Ах, зачем мы живём

в этой дикой стране? Нохайнмаль, нохайнмаль, нохайнмаль, в сердце грусть

и печаль. Нохайнмаль, нохайнмаль, нохайнмаль, нам себя очень жаль…

…В чём с у т ь замысла либреттиста и композитора? Пожалуй,

здесь вполне уместны определённые «переклички» с сатирическо-

юмористическими жанрами в драматургии и литературно-художественной

юмористике середины века девятнадцатого и позднейших десятилетий…

Сатирические журналы… Сатиро-пафосная публицистика… Басенное

импровизаторство…

………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…Следует сделать и такой акцент: драматург подчеркнуто актуализирует «злобу

дня»: Вот появляется АНХЕН, испуганно оглядываясь на дверь…

Анхен: Вилли! Вилли!

Шиллер (грозно): Анхен, гензи на кухня!

(Продолжает петь вместе с Гофманом)

В этой дикой стране невозможно работать,
этот дикий народ никогда не поймут.
Они думают, что они тоже Европа,
если Санкт-Петербург их столицу зовут.
Нохайнмаль, нохайнмаль, нохайнмаль, в сердце грусть и печаль.
Нохайнмаль, нохайнмаль, нохайнмаль, нам себя очень жаль.
……………………………………………………………………………………………….

«Тень Гоголя» над Невой… …Зритель и слушатель с признательностью

«погружаются» в классику…

Воспоминание о будущем… Диалектика души… Музыка души… Музыка сердца…

Остановленные мгновения Прекрасного… Поклон композитору Н. Волковой и её

даровитым коллегам из Санкт-Петербурга…

1.0x