Авторский блог Тимур Зульфикаров 12:08 18 августа 2020

ПИСЬМА ИЗ ЛОНДОНА, МОСКВЫ, ПЕТЕРБУРГА, ПАРИЖА...

Милые друзья!

Свой 84 - ый День рождения я встретил высоко в горах.
Получил много прекрасных писем...
Хочется поделиться с вами некоторыми из них, не во грехе гордыни и славолюбия, а в жажде Истины и Красоты...

Анатоль Брусиловский.


Тимур Зульфикаров - Мастер в древнем, средневековом смысле. Тогда Восток, Средняя Азия были полны мудростью, проникновением в тайны бытия, великими учёными и они же были удивительными поэтами! Европа в те времена никак не могла претендовать на первенство, тайны духа и найденные ими ответы поражали современников своей глубиной и точностью. Тимур перенимает у них эстафету, его Поэзия полна и проникнута этим духом тонких знаний и ощущений Мира и Вселенной.

Париж. 2020г


Владимир Вельможин.


Сретенье читательского счастья

Сегодня Тимуру Зульфикарову 84 года.
Я не звоню ему в его далёкую Таджикию, в которой он безвыездным посельщиком обретается не один уже год и не два и, кажется, напрочно сросся с затерянным в горах кишлаком Зимчуруд, окончательно оклиматившись в нём. Завтра свяжусь с Тимуром Касымовичем, телефонным приветом попытаюсь ободрить его. А сегодня весь день живу словом Мастера, думаю о нём - писателе, создавшем грандиозные художественные полотна и владеющем грандиозными языковыми средствами. Ощутительно вижу великую гряду горных вершин, состоящую из произведений Зульфикарова, и отрадно осознавать, читая его страницы, что живы, не прослабли во мне "те струны, которые так сильно сотрясались любовью и негодованием" при первых прикосновениях к его поэзии. Нервных и одновременно спасительных ошеломлений от первочтения Зульфикарова не забыть мне. Я читал его "в какой-то боли счастья".
Гораздо спустя я понял, что Зульфикаров, явившийся в мою жизнь в скудельное время внутренних непогод, вывел меня на сретенье читательского счастья и стал мне неразымисто близок. В русской жизни, наполненной "подобострастным клиентизмом", сгнетённой одной материальной властью (это слова Герцена), в которой тинистый слой мещан ("мещане-генералы, мещане-министры, мещане-банкиры кутят, наживают миллионы, теряют миллионы, ожидая Каменного гостя ликвидации"), присутствие Зульфикарова рождает чувство привольного существования.
Я до него жил в "себябуравящей тоске" и вдруг нашёл путик к его книге "Лазоревый странник". Прочёл и воскликнул словами любимого Герцена: "Как человеческая грудь богата на ощущение счастья, на радость, лишь бы люди умели им радоваться, не развлекаясь пустяками!" Я был полон безнадёжной пустотой около и впереди, а тут вдруг - раз! - и прошедшее тягостное размылось в исцеляющем чтении.
"Есть истины, которые, как политические права, не передаются раньше известного возраста", - заметил всё тот же Александр Иванович Герцен. Так, очевидно, и отмеченный магнитностью притяжения Зульфикаров своим экстатическим, павлиньим письмом пришёл ко мне не рано и не поздно - в самый вершинный созрев ума и гражданства. А если усилить это годами нашей длящейся, немеркнущей дружбы, то и вовсе отворится глубокая основа нашего взаимопонимания. Время стало ощущаться мною человечественнее, обострилось чутьё самосохранения вместе с чутьём опасности, но одновременно с этим возросло и чутьё чести. На обширном графоманском фоне шелухи московской писательской братии, гоняющей "неметёным слогом" сквозь категории всякую всячину, величественное адажио поэзии Зульфикарова служит мерилом истины для всех устремлённых к благодати, к домостроительству.
Говоря о восьмидесяти четырёх прожитых Зульфикаровым годах, не стану задерживаться на тех, "в которые мы были юны в последний раз". К вечернему труду Поэта их утренняя освещённость нейдёт. Да и, как опять-таки заметил Герцен, хронического счастья так же нет, как нетающего льда. Но чтой-то понаплодилось неоправданно дерзостных юнчуков, которые утверждают, что они - сегодня, а мы - уже вчера. Однако "старость не меньше юности протаптывает следы на всём окружающем". А следов Зульфикарова не стереть, равно как следов Шекспира, Данте, Сервантеса, Пушкина и Толстого. Он уже принадлежит безсрочности. И - о чудо восторгающее! - он среди нас. Живой и здравствующий.
Ныне, в 84-й день рождения Тимура Касымовича, я делюсь с каждым, кто читает это, его душой. Она запечатлена в его книгах, а в них полный запас счастья, которым Господь наделяет благородные души.

Высокочтимый Мастер! Дорогой Тимур Касымович!
Раз уж случилось мне в этой речи опираться на Герцена, в которого вглядываюсь, дабы точнее осмыслить настоящее время, разрешите его же - Александра Ивановича - словами приветствовать Вас.
Никогда не забуду нашу первую встречу в Вашем с Натальей Владимировной московском доме, что в Мосфильмовском переулке. "Долго святил я этот день в моей памяти, это одно из счастливейших мгновений моей жизни". "Мир < Вашему > прошедшему и благословение грядущему!" Я понимаю, что Ваши "плечи ломятся, но ещё несут". "Вы прикреплены к моей душе такими нитками, которые нельзя перерезать, не захватив живого мяса".
Обнимаю. Поздравляю! Прошу Господа ниспослать от сего дня многолетия Вам. А я по-прежнему буду рад, коли потрафится случай сослужить Вам новую службу.
Ваш Владимир ВЕЛЬМОЖИН.
17 августа 2020 года.
Щёлково.




Ольга Лебеденко.

ТИМУР ЗУЛЬФИКАРОВ...Это имя и фамилию я записала на листке бумаги, когда услышала несколько предложений, произнесенных им о своей матери. Что это? Кто это? Откуда эти дивные слова? А дальше началось знакомство с творчеством. И мое удивление и восторг все нарастали. Т.Зульфикаров - Поэт! Поэт во всем! На Земле очень редко появляются такие люди! Бог наградил его необычайным видением мира и даром Слова.
Поэт ведет читателя по странам, эпохам; проходят великие люди, философы, пророки. Но все время звучит тонкая, нежная, трепетная душа Поэта, которая чувствует, знает и видит все, и может сказать о том, о чем никто не скажет, не сможет... Но,главное, как! Какими словами! Совершенно необычный стиль, который назвали экстатически-наркотическим. Русский язык богат, но как им пользуется автор! Вот,например, несколько определений глаз (прошу прощения за такой формальный подход, но литературоведы иногда ведут себя как хирурги).Итак, глаза: два огромных ивовых пруда, две бухарские дымчатые темные живые огромные сливы, глаза как желтые спелые осы, полноводные небесные глаза, очи талые подснежников февральских, летучие душистые очи, зрачки горящие бездонные звездные, глаза рысьи степные шалые беглые волчьих изумрудов, лазоревые сонные извечно дремные загробные запредельные очи-кладези..
Вы чувствуете, каким даром Слова обладает Поэт? Это Поэт-Художник! И такой Поэт-Художник пишет о мироздании, о человеке, о Боге, о времени... Т.Зульфикаров безгранично любит Русь! Как тонко он ее чувствует! Оживают и благоухают русские травы, поля, в которых бродит Богородица, и можно встретить Ангела, стоящего под мокрым жасминовым кустом... Да, действительно, Т.Зульфикаров пишет "золотую книгу Руси". Он пел во славу Руси, творил словом Божью красоту во времена, когда все рушилось в нашей стране. Это высшее служение, которое несет и понимает только Поэт! "...Русь! Я и до смерти и по смерти люблю люблю тя!" Т.Зульфикаров - истинный певец Руси! И сейчас, живя уже в Таджикистане, он обращается мыслью к России, делит с ней ее радости и боль. Т.Зульфикаров,конечно, русский писатель. Это удивительное явление в русской литературе! Знатоки и любители русского слова знают и ценят Т.Зульфикарова, но настоящая слава еще ждет писателя. Современники не всегда понимают, кто живет рядом с ними...Так уж устроен мир.
Т.Зульфикаров пишет и о Таджикистане - своей родине. Какие удивительные картины природы рисует Поэт: видишь цветущий миндаль, чувствуешь ароматы пахучих плодов, любуешься золотой алычой, окунаешься в хрустальные воды горных рек...И мудрец Востока беседует с тобой о вечном...Как это прекрасно!
Действительно, Т.Зульфикаров может облечь в слова "красоту неизреченную", может запечатлеть неуловимое неповторимое Божественное... А сколько глубоких размышлений о человеке, истории, любви! Пьянящая проза Поэта! А мы редко встречаем Поэтов в прозе! Читать книги Т.Зульфикарова - огромное наслаждение!
Ольга Лебеденко. Санкт - Петербург. 2020г.


Аниса Сабири.


Вчера говорила с ним, и думалось, как бы проскочить Ла-Манш, чтобы своей кинолупой, в глуби древней Евразии запечатлеть, какая в жилах этого Исполина течет жизненная река! - Айх-я! - Откликнулось устами Т.К., ревностно и больно жалящими из пенистого Зимчуруда. Будто Поэт, оппонируя моему теперешнему занятию знал, что кино нас обязательно разлучит.
Сказать, насколько этот человек повлиял на мою жизнь, никогда не будет достаточно.

Читаю Его, чувствую и слышу, что Поэта как Тимур Зульфикаров в русском языке больше не случилось. Потому что в слове его есть та первозданная ткань, которая несет в себе доисторическое провидение - Колодец, в который он сумел заглянуть, возможно сам того не ведая.

Поэзия ТК - любовь без формулы, поэтому повторить ее невозможно (так же, пожалуй, как и невозможно повторить высокое абстрактное искусство). И сам Поэт, как и его творчество - затворник, многое повидавший, и сохранивший свою ребяческую душу - среди пастухов и чабанов, и других простых людей и птиц в утробе горного ущелья, такой же, как и природа - все еще первозданное Дитя.

С днем рождения, Мастер!
Как же хочется снова обнять!

Отрывки из раннего творчества ТЗ:

* * *

Трав младых подветренные хожденья предгорные свежи новорождённо,
И в них носы ягнят бездонно поворотливы,
И пастух задумчиво породист и поросли бород козлов косцы косят привольно,
И холм вечерний сквозит лесом трав сосновых,
И травяные малые стада блуждают муравьев исконно,
И мы с девой под стволами трав освобождённо вожделенно наго водимся,
И капли росные над головами прорастают склонные,
А текучесть звезд в ночи удалена огромно, но доносится,
А светила рос близки и по стволам трав сползают светляками осторожно,
А камышовые заросли чисты и сахаристо протяжённы в градовое облако,
А умрем - поплывем по водопою серных коз по водопою упоенному...

* * *

Шелковистых дев-сумеречниц-жеманниц игры безмужние бесшумны средь реки речистой,
И мотыльковые заросли заманчивы и жуки водяные с их грудями игривы,
И гривы жеребцов спесивы и подползающих женихов мнут жеребцы копытами ревнивыми,
А девы из реки отмстителъно выпрыгивают на жеребцовы спины,
И нагими ногами в заросли уносятся стыдливо растопыренно..

***

* * *

Островерхих церквей кончины, обдуманные залихватским гулякой-царем,
Строевые тополя охвачены тесными ногами заоблачных юнцов,
И веянья невинных божеских нарушенных гнёзд орлов,
Я на скале выбит скульптора творца запущенным резцом,
Я со свалы свистящих журавлей глажу изогнутой рукой,
Я улюлюкающих рыб хвостатых нить сверкающую влеку из живых вод,
Я отроков сберу вокруг скалы чрез множество веков -
Навек я замер меж Небесным Журавлем и Рыбою Земной.

Лондон. 2020.

1.0x