Сообщество «Форум» 18:36 30 сентября 2020

Первые и последние

"кто был никем, тот станет всем";

В прошлый раз мы затронули вопрос формирования человека т.с. "из личинки" в полноценную личность и то, что может ему в этом помочь, а что навредить. Хочу ещё раз подчеркнуть, что такие вопросы уже сами по себе являются важнейшими, фундаментальными, можно сказать вселенского масштаба; вопросы, от решения которых зависит: быть ли человечеству вообще или проект этот на планете подходит к печальному своему завершению?

Продолжая тему в несколько ином ракурсе, хотелось бы отметить тут важнейший факт взаимосвязи и взаимного влияния друг на друга индивидуального развития человека и вытекающего из него развития коллективного – то, что называют обществом, социумом! Подчеркнуть вытекающий отсюда вывод, что всё базируется на степени развития отдельно взятого человека, его достижений на пути совершенствования: остальное – вещи производные. В конечном счёте, именно от степени личностного развития каждого из нас, зависит то, до каких высот может доразвиться всё общество в целом, зависит степень его (общества) духовного потенциала, степень как его нравственного единения, так и технологического совершенства! Или, образно говоря, зависит то, чтобы воплотились в жизнь картинки из советских фантастических романов, с их великолепными формами архитектурных сооружений, совершенными очертаниями технических аппаратов и машин, и, главное, прекрасными вдохновенными лицами строителей всего того, поскольку целью и смыслом общественного развития является – способствовать формированию высокодуховного и гармонически развитого человека! А на это способны, согласитесь, далеко не все общественные устроения! Вспомните-ка из истории все их этапы: от первобытнообщинного в рабовладельческий, феодальный, а из него в капиталистический, который должен был уступить место социализму, с великой перспективой коммунизма, этого прообраза Царства Небесного на земле. Но, увы, пока, из-за невероятно низкого уровня развития масс, не сложилось – слишком уж рано распустился этот прекрасный цветок, не обладал он ещё той благодатной внутренней силой, которая бы и себя защитила, и заодно смела бы с лица земли всю троглодитскую капиталистически-феодальную нечисть, осушила бы это уж слишком застоявшееся зловонное болото, как-то прочно обосновавшееся и искажающее души людские.

Ведь раньше, во времена оны, была даже этакая резвая и оптимистическая гипотеза под названием прогресс, подразумевающая эволюцию и становление homo sapiens и всей сферы его материалистического окружения. Согласно этой гипотезе, всё, что втянуто в орбиту человеческого бытия, с течением времени и возрастанием знаний неизменно совершенствуется и преобразуется в свой улучшенный вариант. Но, если с материальными и тривиальными вещами худо-бедно дело так и обстоит, то в сфере духа эта плоская схема постоянного графического подъёма, увы, не срабатывает, и график этот приобретает скорее синусоидный вид, то бишь вид колебаний – вверх-вниз. И похоже сейчас вектор развития духа (как индивидуального, так и коллективного плана), как это нетрудно видеть, находится в поникшем состоянии. Происходит такое не в последнюю очередь из-за того, что подверглись искажению ценности и приоритеты, неверно выстраиваемые и смещаемые с надлежащих им мест, ибо главное и жизнеутверждающее ушло в тень, а пустое и никчемное вышло на вид.

Исходя из всего этого, хотелось бы обсудить определение той тонкой и неуловимой грани, за которой окружающие нас материальные предметы-вещи из наших помощников в обустройстве мира превращаются в наших врагов, разлагающих души, растлевающих сердца! И такое в нашей нынешней жизни случается повсеместно и сплошь и рядом, когда люди по сути своей становятся этакими мощными пылесосами, втягивающими в сферу своих жизненных вихревых потоков миллионы материальных объектов, той или иной степени сложности, той или иной меры нужности! Тут приходят на ум слова великого Сократа, который бродя по афинскому (той античной поры!) рынку воскликнул: "Сколько же здесь совсем не нужных мне вещей!". Да и впрямь, много ли человеку надо? В Библии всем нам сказано, чтобы не превращали потребы тела в похоти. И удерживаться от этого не то, чтобы желательно, а необходимо! Ибо, если лишь приоткрыть соблазнам, способствующим такому превращению, краешек души, они хлынут в неё неудержимым потоком, который невозможно будет остановить! А большинство и не пытаются, не ведая, что тем самым обрекают душу и тело на верную погибель!..

Можно понять и даже одобрить стремление человека к по-настоящему красивым вещам, к изысканным предметам, к определённым удобствам и комфорту, но, пардон, лишь в том случае, если они не приобретаются за счёт других. То есть, можно обойтись и без письменного стола, инкрустированного позолотой, с малахитовой полированной поверхностью, взамен пока имея стол сосновый – добротный, практичный и надёжный. Можно обойтись без картин Васнецова, Левитана, Репина, взамен повесив на стену их репродукции, ведь самим картинам место в Третьяковке! Можно вместо хором проживать в гораздо более скромном жилье и вкушать пищу не из злата-серебра, а из простой фаянсовой посуды – вкуса яств это, поверьте, не ухудшит. Тут снова встаёт перед нами вопрос о жертвенности, о её облагораживающей, спасающей сути, помогающей приблизиться к цели, если хотите – смыслу жизни!, состоящими во взращивании в себе Личности, лишь одной могущей быть удостоенной высоких форм бытия, ибо сказано: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный"!

Словом, если в сфере материалистической похоти не обуздать эту похоть в себе, если не оттиснуть себя самого в конец очереди за т.н. благами, пусть ты и способен ними себя легко обеспечить, то и цель та, смысл жизни отодвигаются в туманную даль, скрывая за этой далью и вот те самые высокие и неповторимые формы истинного, а не иллюзорного бытия! Ведь его ещё нужно заслужить! И заслужить именно постижением тех цели и смысла, состоящими, в формировании себя, как Личности, поднимая постепенно своё духовное содержание, тем самым соответственно поднимая и планку заслуженного тобою бытия (ведь "в доме Отца моего обителей много")!

Повторяю, похвально и даже необходимо развивать в себе эстетические вкусы и наклонности! Но, коль скоро, далеко не всем такое доступно, в силу различных дефектов и изъянов мира сего, то и тебе следует умерить аппетит, или как там: "раздай своё имение нищим и ступай за Мной". То есть, помоги другим – музеям, детским домам, старикам, художественным галереям, – поле такой деятельности необъятно! В таком нелёгком выборе следует быть максимально отстранённым от всего соблазняющего, смирить в отношении к нему пыл и умерить раж, ибо корни всего этого – в гордыне! Уйди тут на последнее место, поскольку придёт время, когда по словам Спасителя: "последние будут первыми, а первые последними". Трудность всего такого ещё и в том, чтобы постичь и достичь наивысших форм жертвенности, пусть и не экзистенциально крайних, связанных с самопожертвованием, но приближенных к ним. Скажем, быть тут дальше от семейственности и пестования собственных чад, ибо "если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Матф. 5:46-47)…

В индусской религиозной философии есть прекрасное понятие – резигнации или отказа. Смысл его заключается в том, чтобы отстраниться от всех страстей и похотей мира сего, отказаться от его состязаний за первенство, отвернуться от его ярмарки тщеславия, уйти с его кривых дорог и путей, переместив центр тяжести в себя, в свой внутренний мир, совершенствуя его при этом и расширяя, заодно тем самым совершенствуя и расширяя мир внешнего бытия!

Индусы утверждают, что это чуть ли не единственный надёжный путь, ведущий избравших его в высшие сферы, приводящий в конце концов к состоянию Бога… Сиддхартха Гаутама, постигнув это две с половиной тысячи лет назад, тут же стал Богом Буддой…

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x