Сообщество «Форум» 16:36 25 ноября 2021

«Он воспринимался как своего рода "нравственный барометр" не только верующими, но и неверующими и представителями других конфессий»

К 5-летию со дня кончины архиепископа Амвросия (Щурова)

5 лет назад (8 ноября 2016 года) завершился земной путь архиепископа Амвросия (Щурова), в 1977-2006 гг. управляющего Ивановской епархией Русской Православной Церкви. В данной связи публикую интервью, взятое мною в 2017 году у кандидата философских наук, заслуженного работника культуры РФ, директора Ивановской центральной универсальной научной библиотеки Кашаева Владимира Евгеньевича. Интервью вышло в книге "Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). М., 2017".

Владимир Евгеньевич, когда Вы познакомились с Владыкой Амвросием?

Первое большое взаимодействие с тогда еще епископом Амвросием произошло у меня в период борьбы за трезвый образ жизни еще в 1980-е годы. Нужно сказать, что и сам Владыка и его ближайший помощник протоиерей Николай Винокуров не остались в стороне от того всенародного движения за трезвость, которое в то время прошло в нашем регионе. Это мы сегодня привыкли, что участие Церкви в деятельности по борьбе с наркотической угрозой, другими негативными явлениями; содействие сохранению семьи; работа, направленная на решение практически всех социально значимых проблем, – являются чем-то естественным. А тогда, в 1985-1987 гг. это только начиналось.

Если же говорить о заочном знакомстве, то для меня, как одного из представителей лекторского сообщества Ивановской области, в том числе занимающегося атеистической проблематикой, имя епископа Амвросия было известно. И даже раньше, когда я был студентом, у нас замечательно преподавала историю Древнего мира доцент Мария Ивановна Гусева. Мы, студенты-историки, разбирая теории зарождения различных религиозных культур, посещали Преображенский кафедральный собор, настоятелем которого в то время был отец Амвросий.

Вы на протяжении многих лет руководили государственным телерадиовещанием на территории Ивановской области, каким было Ваше сотрудничество с архиепископом Амвросием в этом направлении?

С 1988 года Ивановская епархия активно начала участвовать в диалогах с обществом. Комитет по радиовещанию тогда возглавляла Маргарита Михайловна Разина. И, безусловно, ее заслуга, в том, что она еще до начала официальных торжеств празднования Тысячелетия Крещения Руси, когда отношение к Церкви было еще настороженным, организовала прямые эфирные диалоги епископа Амвросия с населением области, в том числе были звонки в прямой эфир.

Архиепископ Амвросий всегда очень ответственно относился к вопросам общественно значимым и политически острым. Да, он – гражданин, имеющий право голоса, но он никогда не высказывал своей оценки по тому или иному политическому моменту. Когда шел разговор о выборах, политических процессах 1991 года, мне, как начинающему руководителю Комитета по телевидению и радиовещанию, он очень четко объяснил, что на вопросы, касающиеся человечности, нравственности, духовности он готов отвечать и принимать участие в посвященных им передачах. Но вопрос политического волеизъявления жителей области — это их личное решение, на которое представители Церкви не должны влиять.

Сложно ли было работать с архиепископом Амвросием? На таком уровне, что сообщите нам ту или иную информацию – мы не общались. Но мы, например, сделали программу, в которой зазвучали колокола всех главных храмов районов области. И это был процесс воспитания, приобщения к духовной культуре, демонстрация ее красоты, а значит и влияние на формирование личности человека.

Он участвовал и в тематических телепередачах. У нас в 1997 году был цикл передач, посвященных таинствам Православной Церкви, Владыка принял участие в передаче, посвященной таинству священства. Инициатором проведения этого цикла телепередач был архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник Свято-Введенского женского монастыря города Иванова. Это было частью обширной просветительской деятельности, реализуемой тогда этим монастырем. Но в передаче посвященной таинству брака, принимали участие не монахи, а семейные священники из храмов, расположенных в районах области.

К семидесятилетию архиепископа Амвросия Ивановская государственная телерадиокомпания подготовила о нем фильм, работала над которым, в первую очередь, тележурналистка Н.С. Морозова. Но опять же могу сказать, что по просьбе Владыки Амвросия телевизионщики больше внимания уделяли отцу Николаю Винокурову, и про него смогли сделать более глубокий фильм.

Что Вам особенно запомнилось?

Особенно мне запомнилось посещение Ивановской области Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1993 году. Программа визита включила в себя не только богослужения и посещения монастырей и храмов, но и объектов социальной инфраструктуры региона – базы отдыха для детей, Палехского художественного училища. Кроме того, в программе визита была встреча Патриарха в Ивтексе, где с ним могли встретиться и те люди, которые не ходили в храмы. Большим достоинством Владыки Амвросия было то, что он не давил на людей, обладал очень большим терпением. Нужно дожить до момента, когда ты сможешь сложить руку и перекреститься... И пример такой же деликатности являл и почивший Патриарх Алексий II. Во время посещения им Палехского района произошла ситуация, когда он сказал некоторым уважаемым людям, которые и хотели бы попросить у него благословения, но не знали, как это сделать: «Не торопитесь, когда Вы дозреете, все получится». И вот такое же уважение к человеку, ищущему свой путь в Церковь, было присуще и Владыке Амвросию. И не случайно, что из числа рукоположенных им священников многие были призваны затем к архиерейскому служению, которое осуществляется в самых разных субъектах Российской Федерации.

Вы все-таки больше вспоминаете конец 1980-х – начало 1990-х годов...

А это ведь был очень сложный период и в политической жизни страны, и в религиозной сфере, которая на какое-то время фактически утратив государственный контроль, стала тоже источником определенных проблем, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных организаций. И Владыка Амвросий активно участвовал в преодолении кризисных явлений, в становлении религиозного и гражданского мира и согласия в регионе. Когда губернаторы – А.Ф. Лаптев, В.Н. Тихомиров (не беру начало третьего тысячелетия) собирали представителей представленных на территории региона конфессий, то участие в этом диалоге Владыки Амвросия было особо значимым.

Но ведь он служил до 2006 года! Весь период его служения ценен. Создание духовной семинарии, православных школ, проведение разных православных конференций, чтений, фестивалей – то, к чему сегодня привыкли, и сложно представить, что этого не будет, – всё это зарождалось при Владыке Амвросии. Это не был стихийный процесс; архиепископ Амвросий давал возможность реализовывать разным людям их инициативы, но он это контролировал. То, что у нас в Родниковском районе отец Сергий (Карамышев) развивал молодежное движение; то, что у нас в регионе развивалось меценатское движение, — это все поддерживалось Владыкой. Мне, как члену попечительского совета Фонда «Меценаты столетия» выпала высокая честь награду этого Фонда на одном из мероприятий в Иваново-Вознесенской духовной семинарии вручить архиепископу Амвросию.

Традиция общегородских крестных ходов – сегодня это что-то привычное, а когда в 1992 году впервые после революционных событий в городе Иванове прошел крестный ход по центральным улицам города – это непросто ведь далось, но было очень значимо. При архиепископе Амвросии было учреждено празднование Собора Ивановских святых. Не могу назвать иначе как подвигом восстановление Николо-Шартомского мужского монастыря архимандритом Никоном, ныне митрополитом Астраханским и Камызякским. Особенно запомнилось поднятие колокола на колокольню Воскресенского собора города Шуи. Даже самой большой стрелы крана не хватало, и на последнем этапе потребовался облегченный, но ручной подъем.

Помню закладку храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Иванове. Она происходила в дождливую погоду, казалось, что даже природа ее не поддерживала; но храм сегодня построен, на богослужениях там много молящихся, в том числе детей, молодых родителей. Еще одно значимое событие — строительство храмов на кладбищах в Балино в Палехе.

Хорошо помню, и как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в 2002 году, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, по приглашению архиепископа Амвросия посещал Иваново и выступал перед представителями власти, священнослужителями, общественностью региона в Законодательном Собрании Ивановской области и Иваново-Вознесенской духовной семинарии с докладами, посвященными основам социальной концепции Русской Православной Церкви.

Чем Вам запомнился Владыка Амвросий как личность?

Я не думаю, что многие из управляющих епархиями были удостоены звания почетного гражданина региона, в котором они проходят служение, или областного (или республиканского) центра. А Владыке Амвросию в 2000 году было присвоено звание почетного гражданина города Иванова. Когда было учреждено звание почетного гражданина Ивановской области, то первым оно было посмертно присвоено бывшему главе администрации региона Адольфу Федоровичу Лаптеву, руководившему областью в этом качестве в очень тяжелый период с 1991 по 1996 год. А первым получившим это звание при жизни стал архиепископ Амвросий. Третья, кому было присвоено звание, — Валентина Ивановна Семенко, много лет работавшая председателем Ивановского областного суда, стоявшая на страже закона, а потом много лет руководившая детским фондом.

Присвоение архиепископу Амвросию двух этих званий – свидетельство того огромного авторитета, которым он обладал в регионе. Потому что такие решения принимаются не единолично. Участвуют депутаты, придерживающиеся разных взглядов. И в целом для нашего региона присвоение такого звания священнослужителю — это ведь редкое явление. Было присвоено звание почетного гражданина города Кинешмы покойному протоиерею Алексию Тумину, не так давно звание почетного гражданина города Вичуги присвоили протоиерею Петру Косянчуку. Наверное, все...

Еще хотелось бы обратить внимание на уважение, с которым Владыка относился к творчеству людей. Народный художник России, лауреат государственной премии РФ Е.А. Корнеев написал парадный портрет архиепископа Амвросия по заказу областной администрации. Он писал и иконы, участвовал в росписи храмов. И в альбоме, посвященном творчеству этого художника, была статья Владыки, в которой отразилось понимание им сложности и важности творческого процесса. Также нельзя не упомянуть, что архиепископ Амвросий был удивительным ценителем истинного народного песенного и иного творчества. Он поддерживал духовно исполнение церковных музыкальных произведений коллективами под управлением Е.Н. Боброва, А.М. Жуковского и другими.

Посеянные Владыкой Амвросием семена не просто проросли на Ивановской земле, они дают удивительные всходы. Он воспринимался как своего рода «нравственный барометр» не только верующими, но и неверующими и представителями других конфессий.

1.0x