Авторский блог Сергей Сокуров 17:10 19 января 2017

Очерки истории Руси-России-СССР

Очерк первый, вводный - имя страны и народа

Общее предисловие

В 2017 году (в 100-летие двух революций, приведших в итоге Россию-СССР к катастрофе 1991 года) исполняется 1000 лет разгара одной из самых продолжительных замятен, что сотрясали наше Отечество не раз на всём его историческом пути от Рюрика до наших дней. Действительно, события на Руси 1015-1019 годов вокруг Киева и Новгорода представляются фантомной тенью того, что произойдёт 10 веков спустя на территории с центрами Петроград и Москва между годами 1917 и 1921. Тогда , 10 веков тому (если считать от сегодняшнего дня) по смерти государя-единодержавца в.к. киевского Владимира Святого, также четыре года длилась кровавая распря за власть в самой обширной державе христианского мира. Сторонники старины проиграли силам новины, которых представлял князь новгородский Ярослав, прозванный летописцами эпохи Мудрым (сравните с Вождём МП, Гением ВЧ, захватившим власть в 1917 году в смутной уже России). И, подобно тому, как конечным результатом мудрого гениального вождизма всего через три четверти века (миг в истории!) стали руины России-СССР, мудрости Ярослава не хватило на его наследников, чтобы избежать распада страны и падения её под ударами Батыя 183 года спустя (здесь не преимущество одной мудрости по сравнению с другой в 2,47 раз, а преимущество княжизма-рюрикизма над марксизмом-ленинизмом. Шутка – С.СЪ).

Так может быть мы, ныне живущие под русским солнцем, только-только ступили на дорогу времени, которая, увы, не скоро приведёт нас к государственному возрождению, подобному тому, что пережили наши предки между Стоянием на Угре (1480 г.) и Полтавой (1709)?.. Как долго ждать!.. Но иного нам не дано. Вернуться в советское прошлое – значит, обречь себя на повторение 1991 года, ибо иного финала у марксизма-ленинизма, торопливо отвергнутого временем повсюду на Земле, в русской практике просто быть не может из-за нашей национальной особенности хотеть как лучше, а получать как всегда. Например, хотели зажить себе в бедняцко-пролетарское удовольствие без царей-кровопийц, а получили… как всегда, самодержцев неограниченных никаким законом.

Остаться в нынешнем уродливом капитализме безродных (по духу) олигархов? Не исключён очередной русский бунт, бессмысленный и кровавый. Оптимистического выбора нет. Русский путь, как в тумане, впереди – ни зги, но будем шагать с надеждой, что родимая кривая выведет к молочным рекам, если вновь не свернём на зов какого-нибудь прелестного голоса, заманивающего в очередное счастье – сразу, без труда…

Возможно, предки голосами из прошлого нам что-нибудь путное подскажут. Ведь не зря же они жили!

Задумав серию исторических очерков, я присматривался к тому или иному отрезку времени в поисках образа, характерного для него, для нас поучительного или вдохновляющего. Получилось в среднем по три очерка на каждый век. Разумеется, выбор событий и лиц - мой индивидуальный и только мой. Я не выходил далеко за рамки тех исторических школ, которые прошёл в государственных учебных заведениях и позже, при непрерывном самообразовании. У меня нет оригинальных трактовок событий прошлого. И в то же время я писал «из себя», перенося на бумагу образы прошлого такими, какими они живут в моём сознании.

Очерк первый, вводный. Русь – речные люди

Без воды ни туды, ни сюды

По мнению некоторых историков, самое святое для нас имя - Русь - мы получили в виде родового не от легендарного праотца восточных славян Руса, пришедшего якобы со дружиной, с жёнами и чадами из Паннонии. Не от придуманных немецкими учёными заморских варягов, не от племени Полянского союза, сидевшего в долине речки Рось, что впадает в Днепр ниже Отца городов русских. Ларчик открывается просто: русь (как самоназвание множества людей) – это жители речных берегов, страны рек. Наши далёкие предки текучую стихию, без которой невозможна сама жизнь, называли по-разному.

Кроме позднейшего слова «вода», существовал синоним с корнем «рос» или «рус». От него сохранились до наших дней слова «роса», «орошать», «русло» (ложе водного потока), «русалка» - сказочная обитательница водных глубин. Реки Рось под Киевом, Руса на Новгородчине, древнее название Немана (тоже Рось, сейчас один из его рукавов) - эти названия от «вода», «текучая вода». А как же русы-варяги? – спросите вы. Кто назвал русами это загадочное племя вроде бы вигингов? Проще простого: не о вигингах вёл речь древний летописец. Варяги – это вряги, враги, коими для поильменских словен были все соседи, прежде всего западные, находившиеся под норманнским влиянием. Когда они сменили боевой драккар на грузовую купеческую ладью, с которой «капало» русам в каждом речном порту, то враги-варяги превратились в отличных парней, достойных имени русь. А когда из их среды призвали профессиональных воинов-кондтотьеров во главе с Рюриком «править» в Поильменье, т.е. оборонять словен, мирных хлебопашцев и промысловиков, от морских разбойников, то они уже сами стали называть себя в охотку русами.

Таким образом русские – это люди рек! В народных песнях и сказаниях чаще слышим «реченька», чем «река». Текучие дороги – наши древнейшие, самые надёжные пути сообщения между соотечественниками. Не потому ли сухопутные дороги – наша изначальная отечественная беда? Вполне может быть. Русская земля обширна. Строить путь посуху – долго и накладно. Не лучше ли летом довериться речным струям, то подчиняясь их воле, то двигаясь супротив, на вёслах, под ветрилом или при помощи бечевы? А зимой, когда реки станут, какое дорожное покрытие может быть глаже и прочнее льда? Ответ очевиден. Но здесь необходима оговорка: естественными дорогами реки могут быть только на равнинах, где естественные препятствия на пути воды – редкость, где глубина потоков и плавность течения способствуют судовождению. И здесь природа пошла нам навстречу! Правда, не везде. Вспомним днепровские пороги и перекаты, то же - северных рек. Однако на то даны людям руки для работы и голова для смекалки.

двойной клик - редактировать изображение

Первый путь – главный путь

Начну с того пути сообщения, который предшествовал государству. Без него оно не могло бы состояться. Вспомните из школьной программы, Русь изначальная возникла… на чём?.. Правильно, на пути из Варяг в Греки. На Пути! Так и напишем – с большой буквы. Сначала появился Путь, потом на него как бы нанизались племенные земли, образовав государство. Это нить, без которой отдельные жемчужины – ещё не ожерелье.

Но каков был этот путь? В основном, водный, прерываемый волоками к досаде путников, отягощённых грузами. То здесь, то там к этому пути примыкали с боков другие водные дороги с однонаправленным движением, вынуждавшим искать способы хождения против течения, а к тем - иные, и так до тех пределов, пока естественный путь не терял практического значения. На памяти прежде всего Днепр с его крупными притоками Припятью и Десной, Западная Двина, Ловать, оз. Ильмень, Волхов-река, Ладожское озеро, наконец, Нева, выводящая в Финский залив. Также Буг, сокращающий путь в Европу. Если вы посмотрите на карту Киевской Руси, то увидите, что все без исключения города и веси молодой державы стоят на берегах водных потоков и водоёмов, отдельные – у волоков, с их непростым техническим хозяйством. Ведь надо было кому-то обслуживать трудные участки древних путей и оборонять их от любителей поживиться за чужой счёт. Столицы же отдельных княжеств контролировали важнейшие узлы и участки водных дорог. Когда подданные Великого князя Киевского расселились по Восточно-Европейской равнине, их политический центр естественно переместился туда, где сходились верховья крупнейших рек этой равнины, откуда все державные украйны одинаково были доступны – на Окско-Волжское междуречье, на Валдай.

Благодарственное слово русским рекам

Уже в начале образования державы Рюриковичей, когда Киев и Новгород Великий оказались в составе одного княжества, Русь предстала перед растерянной Европой самым большим по территории государством континента. На 1000 год от Р.Х. оно занимало площадь в 1.333.000 кв. км на пространстве между Чёрным и Балтийским морями, Карпатами и верхней Волгой (даже «однодневная империя» Карла Великого не достигала таких размеров). С тех пор восточнославянский мир только разрастался, не переставая оставаться Русью и в период феодальной раздробленности, и во временном подчинении её различных частей чужим коронам.

Вспомните из древней истории, на чём держался расползшийся по трём континентам Старого Света Pax Romana. Гордые хозяева античного мира надёжно привязали завоёванные территории к Риму великолепными шоссейными дорогами с отличной инфраструктурой. Они позволяли легионам достичь крайних границ владений Вечного города за три-четыре декады, а гонцам - в считанные дни. Русские таких дорог посуху не имели. И причина тому изначально не в «дураках», не в перманентной отсталости, а в том, что суровая, но щедрая природа одарила наших предков разветвлённой водной системой, которая и стала удовлетворительной дорожной сетью летом и зимой. Такие реки хвалёные римляне видели лишь на окраинах своих владений, до них надо было дотопать, сносив не одну пару солдатских котурнов.

Ни в Киеве, ни, впоследствии, в центрах удельных княжеств, ни во Владимире, что на Клязьме, ни в Москве не пришлось ломать головы, как держать под контролем отдалённые регионы. В какой бы угол ни забился изнурённый тяглом холоп, где бы ни укрылся любитель воли из служилых, водный путь (не этот, так другой) обязательно приведёт сборщика налогов к порогу курной избы или к воротам барской усадьбы. Не обидел Господь Русь и озёрами: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское, Плещеево, Белое, Неро, Переяславское (последнее в своё время «родит» от Брантова утлого челна русский флот). Водными путями перемещались подавляющая часть товаров для обмена и купли-продажи, войска, которым надо было успеть перехватить вторгшихся врагов; переселенцы, путники, в одиночку и семьями, хлеб, руды, лес, стройматериалы, скот, оброк (вначале сами князья объезжали, точнее, «обплывали» владения, верша полюдье). Реками же перемещались по Руси народные говоры, распространялись культура, ремёсла. С верховьев Волги начал своё знаменитое хождение за три море тверской купец Афанасий Никитин. Дружина Ермака вторглась в Сибирь, использовав Каму и её притоки.

Как обеспечили единство Руси Днепровской и Руси Северо-Западной водные пути и волоки «из Варяг в Греки», так и Русь Заокская стала частью единой хозяйственно-политической системы, благодаря доступности бассейна Верхней Волги из долин Днепра и Западной Двины, также из рек и озёр Новгородской земли. Окиньте мысленным взором карту: на Волок Ламский «завязаны» Волга, Клязьма и Москва-река, а значит, Ока и Шексна; из последней вы попадаете волоком в оз. Кубенское, из него Сухоной-рекой – в Северную Двину, выводящую в Белое море.

Упомяну вскользь, что реченьки-матушки в древности связывали нашу страну с соседями всех четырёх сторон света для мирного, обоюдополезного общения. И редко какой незваный гость приходил к нам рекой со злом. Вспомнился мне только ярл Биргер, сунувшийся было в Неву шведским флотом, где его встретил с дружиной юный князь Александр Ярославич. Чем кончился визит, известно.

Так что реки России – это наше всё. Возблагодарим Господа Бога за сей дар, а наших предков – за его умножение рукотворными водными путями, за бережливое отношение к воде-русе. Недаром мы стали самой речной страной мира, владея 20% мировых запасов пресной воды.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x