Авторский блог Михаил Делягин 00:01 9 мая 2024

Переход от кусочно-разрывного развития к всеобъемлющей модернизации

Объективная задача правительства

Успехи правительства Мишустина поражают. Рекордный более чем за 20 лет инвестиционный (9,8%) и превысивший прогноз почти в 1,4 раза экономический рост (3,6%), ускорившийся до 4,6% в январе и 7,6% в феврале (пусть и с торможением в марте до 4,2%), свидетельствуют об успехе точечного бюджетного стимулирования, увязанного с поддержкой спроса и обеспечиваемого управлением на базе цифровых платформ.

Эти результаты вдвойне убедительны тем, что достигнуты вопреки разрушительной рукотворной девальвации рубля и более чем двукратного повышения ключевой ставки Банка России (хотя они и замедлили рост ВВП в марте), несмотря на организованный Минфином топливный кризис, в условиях западных санкций, поддерживаемых привластными либералами всех мастей.

Тем не менее возможности кусочно-разрывного развития, пусть и оказались выше предполагавшихся, ограничены его разрозненностью, а также создаваемым им социальным и региональным, а в итоге политическим напряжением.

Нынешняя политика нацелена на стабилизацию страны в условиях тяжелейших внешних кризисов, вызванных сначала коронабесием, а затем небывалой в истории санкционной агрессией Запада. Благодаря эффективной цифровизации она не только сдержала спад и провела первичную реструктуризацию экономики, но и обеспечила ее быстрый рост, - однако ее возможности по повышению глобальной конкурентоспособности близки к исчерпанию (что показывают, помимо мартовского торможения, низкие показатели официальных прогнозов, исходящих из уменьшения ее доли в мировой экономике).

Удержание и тем более наращивание взятых темпов требует перехода от кусочно-разрывного количественного роста к всеобъемлющему качественному развитию. А для него надо решительно «расшить» уже очевидные «узкие» места, а главное – осознать, что в условиях распада мира на макрорегионы и срыва его в Глобальную депрессию страна может рассчитывать только на то, что производит сама.

Прежде всего, следует преодолеть очевидные «детские болезни» цифровизации, включая отрицающий реальность формализм и извращения вроде ее использования для убийства социальной сферы (вроде замены очных образования и медицины дистанционными вместо использования последних как вспомогательного инструмента).

Необходимо направить энергию капитала на развитие России, а не ее конкурентов, для чего запретить его вывод (разумеется, кроме авансирования импорта и нужных стране производительных инвестиций).

Выживание экономики (не говоря уже о модернизации) требует доступного кредита, то есть кредита, ставка которого не превышает половины рентабельности по активам. На деле это означает почти нулевую ключевую ставку Банка России, - и жесткие ограничения: финансовых спекуляций - чтобы избежать девальвации, произвола монополий - чтобы не допустить взлета цен, коррупции - чтобы спасти золото от участи материала даже не унитазов, а фундаментов чиновных дворцов.

Для преодоления колониального характера нашей экономики (то есть экспорта сырья и импорта готовых изделий с оставлением метрополиям добавленной стоимости) нужна налогово-таможенная революция, ставящая госрегулирование с головы на ноги. Надо стимулировать не расточение, финансовые спекуляции и вывоз ресурсов, а их переработку для максимизации добавленной стоимости.

Это требует минимизации внутренних цен всех факторов издержек (кроме рабочей силы), что противоречит интересам бизнеса, - и делает необходимой национализацию всех базовых отраслей. Разумеется, она должна быть мягкой (на 51% и с выкупом), по примеру послевоенной Англии - банкрота с фрустрированным населением, которую национализация за 5 лет вернула в клуб мировых лидеров.

Эти меры технологически просты и содержательно самоочевидны, - но для их реализации придется освободить финансовый блок управления от колониальной ментальности 90-х и вернуть его на службу народу.

Источник

1.0x