Совсем недавно в Ельцин-центре надругались над картиной прекрасной художницы Анна Лепорской, ученицы Малевича, выдающейся представительницы отечественного декоративно-прикладного искусства, оставившей вершинные творения из фарфора. Ее ранней картине вандал пририсовал «глаза». Говорят, это сделал обиженный, недавно уволенный сотрудник Ельцин-центра. Провинциальный геростратишка решил таким образом отомстить своим работодателям. А может на суде он выставит это свое деяние арт-жестом? Во всяком случае, если такое случится, я не удивлюсь.
С моей точки зрения, произошедшее – это акт абсолютного вандализма и варварства. Мы живём во времена нового нашествия варваров. Новорожденный соцсетевой сверхчеловечек – это самый настоящий варвар, эдакий бабуин, оснащенный смартфоном. Вброшенные на рынок пусть и меленького, но тщеславия, эти ничтожества будут разрушением давать знак ангелам тьмы. Уже дают. Вот прямо сейчас и дают. Они уже не способны к прочтению сложных визуальных партитур, в том числе, и эпохи модерна. Там все уже непоправимо запущено. Некая точка невозврата уже пройдена.
Злая ирония состоит в том, что акт вандализма случился в Ельцин-центре, том месте, где этот вандализм пестуется, поощряется, где этому вандализму учат и дают ему теоретическое основание. Достаточно взять несколько книжек из тамошнего книжного магазина или сходить на несколько тамошних лекций, и… А что тут такого? А собственно что такого сделал этот провинциальный геростратишка?
Причем я уверен в том, что в Ельцин-центре верят в служение чему-то прогрессивному. Собственно как можно требовать от тамошних работников понимания того, какими последствиями обернётся их деятельность? Как от полурелигиозных адептов либерализма можно требовать интеллектуальной честности и способности к критическому мышлению? Там только обильно эмоционируют. По большому счёту, и наши власти, и её либеральные оппоненты одинаково некомпетентны в делах символических. И тех, и других играют как наивных туземцев.
Кстати, о качестве Ельцин-центра как культурной институции многое говорит одна небольшая деталь: акт вандализма там заметили не сразу. Возникает один важный вопрос – стоит ли рисковать и привозить туда значительные произведения искусства?