Сообщество «Форум» 07:47 26 июня 2020

О том, имеет ли смысл стараться стать более справедливым

10

 

 

В этой работе мы затронем вопрос: имеет ли смысл человеку стремиться к Справедливости и стараться стать, насколько это возможно, более справедливым.

 

 

Сократ говорит:

 

 

– «Согласитесь, что, в какой чести у Богов и у людей Справедливость, такую же честь и вы должны Ей воздать. Кто справедлив, тех Она награждает хотя бы тем, что Она в такой чести; а что Она на самом деле неложное благо для того, кто действительно Её придерживается, это уже было нами выяснено.

– Твое требование справедливо.

e

– Так вот, прежде всего верните мне допущение, будто Боги не различают свойств того и иного человека.

– Вернем.

– А раз от Богов это не может утаиться, то один человек будет им угоден, а другой – ненавистен, как, мы признали уже вначале.

– Это так.

613

– Разве не признаем мы, что для того, кто угоден Богам, все, что исходит от Них, будет Величайшим Благом, если только не положено им какого-нибудь неизбежного зла вследствие допущенного проступка?

– Конечно, признаем.

– Стало быть, то же самое надо признать и для справедливого человека, все равно, постигнет ли его нищета, болезни или что иное из того, что считается злом: все это в конце концов будет ему во благо при жизни или после смерти. Ведь Боги никогда не оставят Своего попечения о человеке, который стремится быть справедливым и, упражняясь в Добродетели, уподобляется Богу, насколько это возможно для человека.

b

– Естественно, что не оставит своего о нем попечения Тот, Кому он подобен.

– А о человеке несправедливом следует думать как раз противоположное.

– Безусловно.

– Для справедливого человека нашлись бы у Богов соответствующие награды.

– По моему мнению, да.

– А что же со стороны людей? Не так ли обстоит дело, если считаться с действительностью: несправедливые люди, при всей их ловкости, действуют как те участники двойного пробега, которые в один конец бегут хорошо, а на дальнейшее их не хватает;

c

сперва они несутся во весь опор, а в заключение делаются посмешищем и, не добившись венка, уходят с поникшей головой и повесив нос [19]. Между тем подлинные бегуны достигают цели, получают награды и увенчиваются венками: не так ли большей частью случается и с людьми справедливыми? Каждый поступок этих людей, каждое общение и весь их образ жизни вызывают в конце концов уважение со стороны других: вот в чем состоит эта награда».

(Платон. «Государство». Книга 10.)

 

 

В другом диалоге Сократ говорит:

 

 

Сократ. «...Зло неистребимо, Феодор, ибо непременно всегда должно быть что-то противоположное добру. 

 

Среди Богов зло не укоренилось, а смертную природу и этот мир посещает оно по необходимости. Потому-то и следует пытаться как можно скорее убежать отсюда Туда. Бегство — это посильное уподобление Богу, а уподобиться Богу — значит стать разумно справедливым и разумно Благочестивым.

Однако, добрейший мой, не так-то легко убедить большинство, что вовсе не по тем причинам, по каким оно считает нужным избегать подлости и стремиться к Добродетели, следует об одном радеть, а о другом – нет, чтобы казаться не дурным, а добрым человеком. Это, как говорится, бабушкины сказки.

c

Истина же гласит так: Бог никоим образом не бывает несправедлив, напротив, Он как нельзя более Справедлив, и ни у кого из нас нет иного способа уподобиться Ему, нежели стать как можно более справедливым. Вот здесь-то и проявляются истинные возможности человека, а также ничтожество его и бессилие. Ибо знание этого есть Мудрость и подлинная Добродетель, а незнание – невежество и явное зло. Прочие же мнимые возможности и премудрости оборачиваются грубостью в делах государственного правления и пошлостью в искусствах.

d

Поэтому людям несправедливым и неблагочестивым в словах и поступках лучше всего не позволять искусно злоупотреблять своей злокозненностью, ибо они кичатся своим позором и не предполагают даже услышать, что они – вздорный люд, то есть бремя земли, а не благоспасаемая опора Отечества. По правде сказать, чем меньше они предполагают быть тем, что они есть, тем больше становятся такими, какими не предполагают быть. Ведь они не знают, в чем состоит наказание за несправедливость, а уж это следовало бы знать прежде всего. Оно не заключается вопреки ходячему мнению в побоях или смерти, от которых иной раз страдают и те, кто не совершил никакой несправедливости, – оно в том, чего избежать невозможно.

e

Феодор. Что ты имеешь в виду?

Сократ. В жизни, мой милый, есть два образца: вознагражденного Благочестия и наказанного безбожия, но, не замечая этого по глупости, по крайнему неразумию, они даже не подозревают, чему уподобляются из-за своих несправедливых поступков и от Чего удаляются.

177

За это они и несут справедливое возмездие, ведя именно тот образ жизни, которому они уподобляются. Но скажи мы им, что если они не изменят своих наклонностей, то и после смерти не примет их Свободный От Зол Край, а будут они и Там вечно иметь подобие своему образу жизни, дурные в обществе дурных, – я не сомневаюсь, что ловкачи и проходимцы будут слушать нас как каких-то безумцев.

Феодор. Вот именно, Сократ.

b

Сократ. Это мне известно, друг мой. Причем с ними со всеми происходит одно и то же: когда они бывают вынуждены всесторонне обсуждать, чтó именно они порицают, и они намерены, как положено мужчинам, не убегать сразу же, а какое-то время постоять за свои убеждения, тогда, любезнейший, они в конце концов отрекаются от своих же слов, вся их риторика блекнет и они уже ничем не отличаются от детей. Однако давай оставим это, поскольку и так уже у нас получилось с отступление,

c

иначе, растекаясь все шире, оно поглотит наше первоначальное рассуждение; давай возвратимся к прежнему, если ты не возражаешь».

(Платон. «Теэтет», 176-177.)

 

 

В процессе рассмотрения этого вопроса мы от философии почти сразу перешли к религии и утверждению, что «следует пытаться как можно скорее убежать отсюда Туда», при том, что «убегает из этого мира» тот, кто станет «разумно справедливым и разумно Благочестивым». (Ср. Ин. 17, 11, Флп. 61.)

 

 

Сократ говорит:

 

 

«Гомер сообщает, что Зевс, Посейдон и Плутон поделили власть, которую приняли в наследство от Отца. А при Кроне был Закон, — он сохраняется у Богов и до сего дня, — чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в Справедливости и Благочестии, удалялся после смерти на Острова Блаженных и Там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол, а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в Место Кары и Возмездия, в темницу, которую называют Тартаром». 

(Платон. «Горгий», 523.)

 

 

Из этого объяснения можно понять, что речь идёт о Царстве Небесном. 

 

 

В диалоге «Законы» Платон называет Остров Блаженных Обителью Радостной Жизни.  

 

 

«Наилучшей является Первая Полития, Её Устройство и Законы. Здесь Вся Полития тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее, что у Друзей взаправду Всё Общее [19]. (Ср. Ин. 15, 12-17.) Существует ли в наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать Общим То, Что от природы является частным, — Глаза, Уши, Руки, — так, чтобы казалось, будто Все Сообща Видят, Слышат и

d

Действуют, Все восхваляют или порицают одно и то же? По одним и тем же причинам Все будут радоваться или огорчаться, а Законы по мере сил сплотят в Единое Целое Политический Строй, выше которого в смысле Добродетели, правильности и Блага никто никогда не сможет установить. Если 

Такую Политию Устрояют где-нибудь Боги или Сыновья Богов и обитают в Нёй больше чем по Одному, то Это — Обитель Радостной Жизни. (Ср. Ин. 14, 2.)

e

Когда Она есть, нет надобности взирать на другой Образец Политического Устройства, но достаточно возможно сильнее к Нему стремиться».

(Платон. «Законы». Книга 5, 739 С-Е. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 13, 10-17, Деян. Апост. 28, 23-27.)

 

 

Исус сказал: 

 

 

«Я дам вам То, Чего не видел глаз, и То, Чего не слышало ухо, и То, Чего не коснулась рука, и То, Что не вошло в сердце человека» (Евангелие от Фомы, Фм. 18), «Что приготовил Бог любящим Его». (1 Посл. коринф. 2, 9. Ср. Посл. Иаков. 2, 5.)

 

«Ибо Он сказал: «[Это Путь], чтобы Мы Исполнили Всю Справедливость».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 89. Ср. Мф. 3, 15, Флп. 64.)

 

 

Мы отсылаем также читателя к нашей работе «Острова Блаженных», где мы более подробно рассматриваем вопрос, что такое Острова Блаженных.


 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
26 июня 2020 в 08:20

«А теперь, друзья, – продолжал Сократ, – правильно было бы поразмыслить еще вот над чем. Если душа бессмертна [57], она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на все времена, и, если кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и – вместе с душой – от собственной порочности. Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее.
d
Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир.
Рассказывают же об этом так».
(Платон. «Федон», 107.)

26 июня 2020 в 08:40

Выше приведён ещё один аргумент Сократа, показывающий необходимость в этой жизни заботиться о своей душе и стараться стать, насколько это возможно, более справедливым.


Сократ говорит:


Сократ. «Тогда внемли, как говорится, прекрасному преданию [80], которое ты, вероятно, сочтешь сказкою, а я полагаю Истиной, а потому и рассказывать буду так, как рассказывают про истинные события.

Гомер сообщает, что Зевс, Посейдон и Плутон [81] поделили власть, которую приняли в наследство от Отца. А при Кроне был Закон, — он сохраняется у Богов и до сего дня, — чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в Справедливости и Благочестии, удалялся после смерти на Острова Блаженных и Там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол,
b
а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в место кары и возмездия, в темницу, которую называют Тартаром [82].

Во времена Крона и в начале Царства Зевса суд вершили живые над живыми, разбирая дело в тот самый день, когда подсудимому предстояло скончаться. Плохо выносились эти приговоры, и вот Плутон и правители с Островов Блаженных пришли и пожаловались Зевсу, что и в Тартар, и на их Острова являются люди, которым там не место. А Зевс им отвечает: "Я прекращу это навечно! Сейчас, — говорит он, — приговоры выносят плохо, но отчего? Оттого, что подсудимых судят одетыми. Оттого, что их судят живыми.
c
И вот многие скверны душой, но одеты в красивое тело, в благородство происхождения, в богатство, и, когда открывается суд, вокруг них толпятся многочисленные свидетели, заверяя, что они жили в согласии со справедливостью. Судей это приводит в смущение, да вдобавок и они одеты — душа их заслонена глазами, ушами и вообще телом от головы до пят. Все это для них помеха — и собственные одежды, и одежды тех, кого они судят. Первым делом, — продолжает Зевс, — люди не должны больше знать дня своей смерти наперед, как теперь.
d
Это надо прекратить, и Прометею [83] уже сказано, чтобы он лишил их дара предвидения. Затем надо, чтобы их судили совершенно нагими, а для этого пусть их судят после смерти. И судья пусть будет нагой и мертвый, и пусть одною лишь душою взирает на душу — только на душу! — умершего, который разом лишился всех родичей и оставил на земле все блестящее свое убранство, — лишь тогда суд будет справедлив.
524
Я знал это раньше вашего и потому уже назначил судьями собственных сыновей: двоих от Азии — Миноса и Радаманта, и одного от Европы — Эака [84]. Когда они умрут, то будут вершить суд на лугу, у распутья, от которого уходят две дороги: одна — к Островам Блаженных, другая — в Тартар.
Умерших из Азии будет судить Радамант, из Европы — Эак, а Миносу я дам почетное право разрешать сомнения двух остальных, когда те не смогут решить сами, и приговор, каким путем следовать каждому из умерших, будет безупречно справедливым".
b
Вот рассказ, который я сам слышал [от других], Калликл, и я верю, что это правда.

Смерть, на мой взгляд, не что иное, как разделение двух вещей – души и тела, и когда они таким образом разделятся, каждая сохраняет почти то же состояние, какое было при жизни человека. Тело сохраняет и природные свойства, и все следы лечения и недугов:
c
например, если кто при жизни был крупный – от природы ли, или от обильной пищи, или от того и другого вместе, – его тело и после смерти останется крупным, если тучный – останется тучным и так дальше. Если кто носил длинные волосы, они будут длинными и у трупа, а если был негодяем и его драли плетьми, и тело было мечено следами ударов – рубцами от бича или от ран, их можно увидеть и на трупе, эти метки.
d
И если человек при жизни сломал или вывернул руку или ногу, это заметно и на мертвом теле. Одним словом, все или почти все признаки, какие тело приобрело при жизни, заметны некоторое время и после смерти.
То же самое, как мне кажется, происходит и с душою, Калликл. Когда душа освободится от тела и обнажится, делаются заметны все природные ее свойства и все следы, которые человек положил на душу каждым из своих занятий.
е
И вот умершие приходят к судье, те, что из Азии, – к Радаманту, и Радамант останавливает их и рассматривает душу каждого, не зная, кто перед ним, и часто, глядя на Великого царя, или иного какого-нибудь царя, или властителя, обнаруживает, что нет здорового места в этой душе, что вся она иссечена бичом и покрыта рубцами от ложных клятв и несправедливых поступков, –
525
рубцами, которые всякий раз отпечатывало на ней поведение этого человека. – вся искривлена ложью и бахвальством, и нет в ней ничего прямого, потому что она никогда не знала истины. Он видит, что своеволие, роскошь, высокомерие и невоздержность в поступках наполнили душу беспорядком и безобразием, и, убедившись в этом, с позором отсылает ее прямо в темницу, где ее ожидают муки, которых она заслуживает.
b
Каждому, кто несет наказание, предстоит, если он наказан правильно, либо сделаться лучше и таким образом извлечь пользу для себя, либо стать примером для остальных, чтобы лучше сделались они, видя его муки и исполнившись страха. Кара от богов и от людей оказывается на благо тем, кто совершает проступки, которые можно искупить, но и здесь, и в Аиде они должны пройти через боль и страдания: иным способом невозможно очистить себя от несправедливости.
c
Кто же повинен в самых тяжелых и, по этой причине, неискупимых злодействах, те служат примером и предупреждением: сами они никакой пользы [из своего наказания] не извлекают (ведь они неисцелимы!), зато другие извлекают, видя величайшие, самые горькие и самые ужасные муки, которые вечно терпят за свои проступки злодеи – настоящие пугала, выставленные в подземной темнице на обозрение и в назидание всем вновь прибывающим.
d
Среди них, поверь мне, будет и Архелай, если Пол рассказывает правду, и любой другой схожий с ним тиран. Я думаю, что и вообще это главным образом бывшие тираны, цари, властители, правители городов: власть толкает их на самые тяжкие и самые нечестивые проступки. Свидетель тому – сам Гомер. Царей и властителей он изображает несущими в Аиде вечное наказание:
e
тут и Тантал, и Сисиф, и Титий [85]. А Терсита [86] и других мерзавцев из простого звания ни один поэт не изобразил в таком виде – неисправимым злодеем, в жестоких муках – потому, мне думается, что у Терсита не было сил [творить зло], вот он и оказался удачливее тех, у кого они были.
526
Да, Калликл, худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных, но, разумеется, и среди них могут появиться достойные люди, и тогда они заслуживают особого восхищения. Ибо это трудно, Калликл, и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость. Таких людей немного, но они были и, я надеюсь, будут и впредь и здесь, и в иных краях, честные и достойные люди,
b
чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено; а один прославился больше остальных, и не только в Афинах, но повсюду среди греков – это Аристид, сын Лисимаха [87]. И все же, дорогой мой друг, большинство властителей злы и порочны.
И вот, как я уже сказал, когда Радамант увидит перед собой такого умершего, он не знает о нем ничего, ни имени его, ни рода, лишь одно ему видно – что это негодяй; и Радамант отправляет его в Тартар, пометив, исцелимым или безнадежным кажется ему этот умерший.
c
Придя в Тартар, виновный терпит то, чего заслужил. Иной раз, однако ж, судья видит иную душу, которая жила благочестиво и в согласии с правдой, – душу простого гражданина или еще какого-нибудь человека, но чаще всего, поверь мне, Калликл, это бывает душа философа, который всю свою жизнь занимался собственными делами, не мешаясь попусту в чужие. Радамант отдает ему дань восхищения и посылает на Острова блаженных. Так же судит и Эак, и оба держат в руке жезл. А Минос сидит один, надзирая над ними, и в руке у него золотой скипетр, как рассказывает у Гомера Одиссей, который его видел:
d
Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он [88].
Меня эти рассказы убеждают, Калликл, и я озабочен тем, чтобы душа моя предстала перед судьею как можно более здравой. Равнодушный к тому, что ценит большинство людей, я ищу только истину и постараюсь действительно стать как можно лучше, чтобы так жить, а когда придет смерть, так умереть.
(Платон. «Горгий».)


Апостол Филипп говорит:


«Есть некоторые, кто боится воскреснуть обнаженным. Это потому, что они желают воскреснуть во плоти, и они не знают, что те, кто носит [плоть, — те] обнаженные. Те, кто [разденется}, чтобы быть обнаженным,— [те] не обнаженные. Ни плоть, [ни кровь не могут] наследовать [Царство] Божие. (Ср. 1 Посл. кор. 15, 50.) Каково же то, что не будет наследовать? Это то, что на нас. А каково То, Что будет Наследовать? Это То, Что принадлежит Исусу и Его крови. Поэтому Он сказал: «Тот, кто не будет есть Моей Плоти и пить Моей Крови, не имеет Жизни в себе. Какова Его Плоть? (Его Плоть) — Логос (т.е. Разум), а Его Кровь — Дух Святой. Тот, кто получил Это, имеет еду, и питье, и одежду. Я же, я осуждаю иных, которые говорят, что Эта Плоть не Воскреснет. Итак, оба они ошибаются. Ты говоришь, что Плоть не Воскреснет. Но скажи мне, что же воскреснет, чтобы мы почитали тебя. Ты говоришь, что Дух во Плоти, и также Свет Сей есть во Плоти. Логос — Сей Другой, который есть во Плоти, ибо, что бы ты ни сказал, — ты ничего не говоришь помимо Плоти. Надо Воскреснуть в Этой Плоти, ибо Всё в Ней». (Евангелие от Филиппа, Флп. 23. Ср. Флп. 63; 90.)

26 июня 2020 в 08:49

Сократ: «Равнодушный к тому, что ценит большинство людей, я ищу только Истину и постараюсь действительно стать как можно лучше, чтобы так жить, а когда придет смерть, так умереть».


Исус сказал ...: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Евангелие от Иоанна, Ин. 14, 6.)

26 июня 2020 в 09:25

«Ученики Его сказали: «В какой День Ты явишься нам и в какой День Мы увидим Тебя?» Исус сказал: «Когда вы обнажитесь (от заблуждения и незнания) и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда (вы увидите) Сына Того, Кто Жив, и вы не будете бояться». (Евангелие от Фомы, Фм. 42.)


«Мария сказала Исусу: «На кого похожи Твои ученики?» Он сказал: «Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: «Оставьте нам наше поле». Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле». (Евангелие от Фомы, Фм. 24.)


Поле — это этот мир. (Мф. 13, 38.)

Хозяева поля — архонты (властители) в психике человека (эгоистическая сущность и инстинкты) и худшие люди во главе государства. (Ср. Платон. «Государство». Книга 9, 589, Евангелие от Фомы, Фм. 7.)


«Они обнажаются перед ними», снимая плоть заблуждения и незнания и облекаются в Нового Человека, «Созданного по Богу в Справедливости и Святости Истины» (Посл. эфес. 4, 24), и они входят в Царство Небесное.


«Хорошо Господь сказал: «Некоторые вошли в Царство Небесное смеясь, и они вышли (из этого мира, ср. Ин. 17, 11, Флп. 61, Флп. 10) смеясь». [И еще: «Он] Христианин». [Далее Он сказал]: «И тотчас, [как только он опустился] в Воду, он вышел [как Господин] над Всем (ср. Флп. 107, Евангелие от Фомы, Фм. 1, Платон. «Теэтет», 155 Д, «Государство». Книга 6, 490 Б). Не потому, что [Искупление] шутка, но потому что он презрел [старую одежду (т.е. незнание, ср. «Поучения Силуана»), он вошел в] Царство [Небесное], смеясь. Если он презрел [тело] (т.е. несправедливость и зло в человеческой душе, в государстве и в этом мире), и презрел его как шутку, он [выйдет из него] смеясь». (Евангелие от Филиппа, Флп. 97).


Новый Человек — это Исус Христос, и Он же есть Новый Мир (Посл. эфес. 2, 14, Фм. 56).


Новый Мир — это Царство Отца на Земле и на Небе. (Посл. эфес. 3, 15), которое есть «Справедливость и Мир и Радость во Святом Духе». (Посл. римл. 14, 17.)

26 июня 2020 в 09:28

«До Христа многие уходили. Откуда они ушли (т.е. из Того Места), — Туда они больше не могли войти. И куда они пришли (т.е. в Эти Места, имея ввиду Это Место и Места Середины, Ср. Флп. 63, Флп. 51), — оттуда они больше не могли уйти. Но пришел Христос. Те, кто вошел (в Эти Места), — Он дал им уйти. И те, кто ушел (из Того Места), — Он дал им войти» (в Царство, Ин. 3, 5).
(Евангелие от Филиппа, Флп. 70. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 5, Евангелие от Филиппа, Флп. 59.)

26 июня 2020 в 09:29

Разум возвысил Homo sapiens в природе земли, основное предназначение которого человек определил, как обретения БЛАГА для себя, себеподобных и природы. Добродетель сопровождала историю человечества до возникновения религии, которая определила грань добра и зла.

«Мы умудрились много знать,
Повсюду мест наделать лобных —
И предавать, и распинать,
И брать на крюк себе подобных»!
(В. Высоцкий)

- "...О том, имеет ли смысл стараться стать более справедливым...".

ДА, - ИМЕЕТ СМЫСЛ!!!

Наши ДУШИ реально ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ, в той или иной степени, В ДУШАХ наших ПОТОМКОВ, в ДУШАХ наших ДРУЗЕЙ, ТОВАРИЩЕЙ и ДАЖЕ (!!!) в душах наших ВРАГОВ!!!

Наши ДУШИ - это СОЗНАНИЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, и если СОЗНАНИЕ каждого из нас "живёт" в НЕЙРОННЫХ структурах нашего МОЗГА, то наша ДУША "живёт", и продолжает ВЕЧНО жить, в СТРУКТУРАХ взаимоотношений ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!

26 июня 2020 в 23:19

Спасибо за комментарии.

1.0x