Сообщество «Ельцин-центр» 09:31 2 мая 2022

О неназванности и безымянности чеченских войн

Нейминг – это поле битвы

Обе чеченские войны – какие-то безымянные и не названные. Власти наши всегда норовили не называть их войнами. В официозе они звались чем-то вроде «контртеррористических операций». Вообще крайне забавно наблюдать за потугами нашего государства изображать эдакую политику на ниве номинирования, нейминга, именования исторических событий. С другой стороны, оно совершенно не умеет это делать, не обладает необходимыми для этого компетенциями. Единственное, что может предложить на этой ниве – это упорство и даже упрямство в незамечании войны. А в житейском обиходе, в народной молве и памяти – это самые настоящие войны. И эту молву уже не перемолвить. Государство в этих делах всегда проигрывает народу. Оно упрямо не желает это признавать, но всегда проигрывает народу. Но ничему не учится. Не извлекает исторические уроки. Не учится и техникам номинирования событий, творить на ниве событийного нейминга. Так и живем.

Почему такой нейминг важен? А потому, что это по сути продукт. Готовый продукт для нашего коллективного исторического. Нейминг – это острие того исторического оружия, которое всегда будет использоваться в грядущих исторических идентификационных войнах. Чем ближе мы к вечно ускользающему будущему, тем острее и кровопролитнее исторические битвы.

Нейминг сам по себе – это поле битвы. Если ты оставляешь это поле, его обязательно займут твои враги и будут плодить голодоморы и гулаги. Мы живем во времена кликбейта и торжества заголовка. Имя – это важный элемент эргономики программного интерфейса, это то, что приходит в классификации, заголовки и краткие изложения. Имя, номинирование может содержать в себе оценку, реабилитацию, приговор, энергетику экспансии и т.д. Нейминг – это очень важно. И не стоит думать, что событийное номинирование сложится само собой. Это большая и серьезная проектная работа, которая требует особенных компетенций и решимости.

Иногда мне кажется, что нами управляет в нашей кодификации истории комплекс братской могилы. Мы сваливаем событийное сырье в братскую могилу нашего коллективного исторического. А там с нашей историей может случаться всё что угодно. Несть числа гробокопателям от истории.

Нам нужно избавляться от ся-комплекса. Ничто само собой не сложится, не утрясется – нужно много работать.

1.0x