Сообщество «Форум» 15:10 3 апреля 2021

О картине Герасимова Александра Михайловича «Гимн Октябрю»

Сталин и его время в картинах советских художников.

В 1942 году, когда немцы оправились от удара и с помощью Европы возместили свои потери в технике и людях, численность вермахта с союзниками снова на один миллион человек стала превышать численность Красной Армии, и они снова перешли в наступление, оккупируя новые территории СССР.

В это тревожное время художник «Александр Герасимов создал огромное многофигурное полотно "Гимн Октябрю" (406х710 см). На грандиозном холсте в интерьере Большого театра показаны более 200 человек: партийные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства, в том числе и сам художник. Все они собрались, чтобы в разгар войны торжественно отметить 25-ю годовщину Октябрьской революции» [1].

Этой картиной художник объединял людей, своими боевыми и трудовыми подвигами приближавших разгром врага, и стремился сохранить их облик для последующих поколений, чтобы знали и чтили людей, благодаря которым они живут на свете. Существует мнение, что не было никакого торжественного заседания трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года, но это мнение не соответствует действительности. Торжественное собрание происходило даже 6 ноября 1941 года, когда враг стоял под Москвой, и мы видели картину художника И. М. Тоидзе об этом торжественном собрании, которое в 1941 проходило на станции метро «Маяковская».

Среди 200 человек, которые изображены на картине, Александр Николаевич Поскрёбышев - заведующий канцелярией секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина; Павел Иванович Бодин - генерал-лейтенант, который погиб в бою 2 ноября 1942 года, но художник его увековечил в картине; Иван Александрович Бенедиктов – нарком земледелия СССР; Василий Прохорович Пронин - председатель Московского городского совета (исполкома Моссовета); Алексей Иванович Шахурин - нарком авиационной промышленности, который отличился в военные годы, но после войны был осуждён фактически за незаконный вывоз ценностей из Германии; Василий Алексеевич Дегтярёв - выдающийся советский конструктор стрелкового оружия, лауреат четырёх Сталинских премий; Николай Николаевич Шаталин - заместитель начальника управления кадров ЦК ВКП(б); Фёдор Иванович Панфёров - советский писатель, лауреат двух Сталинских премий, один из руководителей РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), с 1931 года - главный редактор журнала "Октябрь"; Антонина Дмитриевна Коптяева - советская писательница, лауреат Сталинской премии третьей степени; Владимир Иванович Воронин - капитан ледокольного флота; Лев Владимирович Руднев – архитектор, являлся действительным членом Академии Архитектуры СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, который вместе с группой архитекторов проектировал 26-этажное здание МГУ имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах; Александр Михайлович Герасимов – автор данной картины, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор, лауреат четырех Сталинских премий. Кроме того, А. М. Герасимов являлся доктором искусствоведения, первым президентом Академии художеств СССР в 1947-1957 годах, академиком АХ СССР.

Среди 200 человек, изображённых на картине, имеется портрет и Якова Ермолаевича Чадаева - управляющего делами Совнаркома (Совмина) СССР в 1940-1949 гг. «В годы войны его имя было хорошо известно многим советским людям. Ряд важных правительственных постановлений и, в первую очередь, о присвоении генеральских и адмиральских званий периодически публиковались в печати за двумя подписями: председателя Совнаркома СССР И. В. Сталина и управляющего делами Совнаркома СССР Я. Е. Чадаева. Оставил исключительно важную по своей значимости психологическую характеристику "отца народов":

«Сталин обладал очень сложной и своеобразной чертой характера. Её приходилось редко видеть у других лиц. Иногда при хороших делах, при удачном развитии событий его настроение было прямо противоположно происходящему: он был замкнут, суров, резок, требователен. А когда на горизонте сгущались тучки, когда события оборачивались неприятностями, - он был настроен оптимистически. Именно такое настроение у Сталина было в первый период войны, когда наша армия отступала, один за другим переходили в руки врага города, а Сталин был выдержан, невозмутим, проявляя большую терпимость, как будто события развиваются спокойно и безоблачно. Чем это можно объяснить? Очевидно, тем, что если бы Сталин стал демонстрировать пессимизм или какое-то уныние, то это удручающе подействовало бы на других, внесло бы растерянность.

Его сила была в положительном влиянии на окружающих, в безусловном доверии, которое он вселял, в твердости его характера. Он проявлял непререкаемую волю в делах, заставлял людей верить в свой талант, мудрость, силу, вселяя в них энтузиазм и пафос борьбы.
Кто имел счастье работать в непосредственной близости к Сталину, видел, что он смело брал на себя ответственность за принятие тех или иных решений, за действия на фронте и в тылу.
Внешне он был спокойный, уравновешенный человек, неторопливый в движении, медленный в словах и действиях. Но внутри вся его натура кипела, бурлила, клокотала. Он стойко, мужественно переносил неудачи и с новой энергией, с беззаветным мужеством работал на своем трудном и ответственном посту.

Сколько бессонных ночей, сколько часов сверхнапряжённой работы должен был потратить этот человек, чтобы через какие-нибудь шесть месяцев после победоносного наступления врага, остановить его и погнать назад» [1].

Перечень использованных материалов

1. Родина. Описание картины Герасимова Гимн Октябрю [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/04/13/rodina-kartina.html

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x