Сталин вошёл в историю как великий государственник, спасший Россию и проживающие на её территории народы от неминуемой гибели. Это понимают и наши друзья, и наши враги, а не понимают только весьма ограниченные люди. О Сталине и пишут как о государственнике, и совсем немного картин Сталина со своими детьми, семьёй. На данной картине художник В. П. Ефанов показал Сталина и Молотова с детьми. В этой связи интересны воспоминания приёмного сына Сталина Артёма.
Екатерина Глушик, издала книгу воспоминаний Артёма Фёдоровича Сергеева, сына погибшего друга и соратника Сталина воспитывавшегося в семье Сталина. В своей книге "Беседы о Сталине" она пишет со слов А. Ф. Сергеева о воспитании детей И. В. Сталиным: «… После того как мы посмотрели с Василием (сыном Сталина - Л. М.) пьесу "Дни Турбиных", Сталин нас спрашивает:- "Что вы там видели?". (Это было в 1935 году, во МХАТЕ. Кстати, Сталин частенько посылал нас с Василием в театр.) Я сказал, что не понял: там война, но красных нет, одни белые, но почему-то они воюют, а с кем - не знаю.
Сталин говорит: "А знаешь почему? Ведь красные и белые - это только самые крайности. А между красными и белыми большая полоса от почти красного до почти белого. Так вот, люди, которые там воюют, одни очень белые, другие чуть-чуть розоватые, но не красные. А сойтись друг с другом они не могут, поэтому и воюют. Никогда не думай, что можно разделить людей на чисто красных и чисто белых. Это только руководители, наиболее грамотные, сознательные люди. А масса идёт за теми или другими и часто путается и идёт не туда, куда нужно идти» [1, с. 14-15]. Вот так Сталин объяснял Артёму и Василию суть произведения М. А. Булгакова «Белая Гвардия».
«Музыку Сталин любил с детства. В духовном училище он не только пел сам, но даже руководил хором. В репертуаре нередко были произведения Бортнянского, Турчанинова, Чайковского… Своей страсти к музыке и пению Сталин с возрастом не потерял. Восторженно отзывался о некоторых солистах Большого театра, лично определял программы праздничных концертов в Кремле… Благодаря вождю в репертуаре Ансамбля красноармейской песни и пляски появились «Калинушка» и «Распрягайте, хлопцы, кони». На Ближнюю дачу Сталину обычно присылали все выходящие пластинки» [2, с. 392].
«Когда у Сталина было настроение неважное, он ставил пластинку с песней "На сопках Маньчжурии" со старыми словами:
Белеют кресты далёких героев прекрасных,
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.
Обе песни о "Варяге" любил. Когда слушал слова:
Миру всему передайте, чайки, печальную весть:
В битве врагу не сдалися, пали за русскую честь.
нам с Василием говорил: «Вот так-то, ребята» [1, с. 22-23].
Изучению русского языка и литературы Сталин, являясь человеком высокой культуры, уделял особое внимание. Он говорил детям, зная, что они решили посвятить жизнь служению родине: «Вы будете военными. А какой предмет для военного самый главный?» Мы наперебой отвечали: математика, физика, физкультура. Он нам: «Нет. Русский язык и литература. Ты должен сказать так, чтобы тебя поняли. Надо сказать коротко, часто в чрезвычайных условиях боя. И сам ты должен понять сказанное тебе.
Военному выражаться надо ясно и на письме, и устно. Во время войны будет много ситуаций, с которыми в жизни ты не сталкивался. Тебе надо принять решение. А если ты много читал, у тебя в памяти уже будет подсказка, как себя вести и что делать. Литература тебе подскажет» [1, с. 34].
Книги Сталин выбирал сам. Он просматривал и прочитывал огромное количество литературы. Комиссар артиллерийского управления Георгий Савченко написал, что Сталин в день просматривал около 500 страниц. А. Ф. Сергеев в своих воспоминаниях подтверждает информацию комиссара.
Сталин воспитывал в детях уважительное отношение к чужому труду, к хлебу. Василию он говорил, что хлеб всему голова и его надо беречь и уважать. Для самого Сталина основным занятием был труд на благо трудящихся СССР. Он выкраивал время для работы даже в праздники, в свой день рождения. Но, конечно, в этот день Сталин не только работал, но и отдыхал.
Сергеев вспоминал: «Даже в 1934 году, когда Сталину 55 лет исполнялось, не было особых приготовлений, не чувствовалось организованного праздника… Много смеялись, пели, немного плясали. Там для пляски места не было, чтобы разойтись… Был, как всегда, Будённый. Он играл на гармошке или баяне. Жданов играл на рояле. После того как он стал приезжать, на даче поставили маленький кабинетный рояль красного дерева. Он и сейчас там стоит.
Пели песни и кавказские, но главным образом пели наши народные, русские песни - "Коробейники", "На Муромской дороге", песню ямщика. Танцевали тоже кавказские и русские народные танцы. Кстати, говорят, что "Сулико" была любимой песней Сталина. А вот "Сулико" я там ни разу не слышал» [1, с. 144]. Ещё Сергеев говорил, что Сталин любил "Прощание славянки".
Поведал он нам и о том, что «Сталин блестяще знал историю… Нам с Василием были даны задания. Каждому выдана книга - учебник истории Илловайского и Бельярминова, нужно было прочитать и ответить на вопросы, выполнять задания… И когда Сталин нам эти книги дал, мы их положили на терраску, где с Василием и жили. А терраска открытая. Убежали на соседнюю дачу играть в волейбол.
Возвращаемся и издалека видим, что этот наш взгорочек, на котором находится дача, усеян белыми пятнами, по нему ходит Сталин, нагибается, подбирает что-то. Мы поняли: что-то случилось. Подбегаем, видим, что Сталин собирает листы. Оказывается, налетел ветер, его порывом учебник (а это был тот, что достался мне) разметало, и вот Сталин собирал разлетевшиеся листы.
Увидев нас, Сталин сказал пару серьёзных слов в мой адрес… Потом очень спокойно объяснил, что в этой книге описаны тысячи лет истории, что она делалась потом и буквально кровью сотен людей, которые собирали факты, записывали, другими способами передавали, переписывали, хранили эти сведения. А потом учёные историки десятки лет перерабатывали эти сведения, чтобы дать нам представление об истории человечества. А ты?! Велел нам взять шило, нитки, клей и привести книгу в порядок… Работу мы выполнили аккуратно и с большим усердием. Показали починенную книгу Сталину, он сказал: «Вы хорошо сделали. Теперь вы знаете, как надо обращаться с книгами"… По ходу разговора Сталин объяснял многие вещи так просто и ясно, что запоминалось на всю жизнь» [1, с. 55-57].
Примеры воспитания детей И. В. Сталиным показывают, какие ценности тогда культивировались в государстве, как оценивались отдельные исторические события, какими методами проводилось воспитание, как относился Сталин к сироте. Разъясняя детям «Дни Турбиных», Сталин открывается нам, как человек гуманный, понимающий и готовый простить заблуждения другому человеку. Глубоким пониманием очень русской и эпохальной песни «На сопках Маньчжурии» Сталин видится человеком, постигшим самые сокровенные уголки русской культуры. Переживания, связанные с гибелью «Варяга» и поражением русских войск в 1904 году на Дальнем Востоке, показывают Сталина истинно народным вождём, заботящимся об интересах государства и народа. Отношение к русскому языку и литературе говорит о высокой культуре Сталина, отношение к хлебу и русской песне, пляске - о народности Сталина.
Естественно, что воспитание детей страны в определённой степени соответствовало воспитанию детей Сталиным. Культивировались самые благородные поступки и самые вечные ценности; прежде всего русские национальные ценности, как государственно образующей нации. В то время хорошо понимали, что западная культура не пойдёт на пользу воспитания детей России. Вероятно поэтому, когда, как рассказывал Сергеев, А. С. Сванидзе принёс на день рождения семилетней дочери Сталина Светланы заграничные немецкие подарки, в том числе кукол, отец Светланы (Сталин) очень возмутился: «Что ты привёз?! Зачем это? Надо свои игрушки производить и покупать, на чужих игрушках не надо воспитывать детей» [1, с. 142]. Велел ему забрать эти игрушки и уходить. Так сказал мудрый Сталин. Что бы он сказал сегодня?!
Разумный патриотизм Сталина проявлялся во всём. Когда во время войны был выпущен удачный отечественный легковой автомобиль «ЗИС-110», Сталин сел в него и уже постоянно в нём ездил. Как говорил Сергеев, «Сталин всегда пользовался вещами отечественного производства, а импортными только в том случае, если у нас это не производили» [1, с. 68].
Перечень использованных материалов
1. Глушик Е. Ф. , Сергеев А. Ф. Беседы о Сталине. - М.: Крымский мост-9Д, ООО «НТЦ «Форум», 2006. – 191 с.
2. Альбом «Сталин. Главные документы. 1878-1953». Руководитель проекта: Владимир Сунгоркин, автор и составитель: Владимир Долматов. М.: АО «Издательский дом «Комсомольская правда». – 456 с.