27 января 2025 года в стенах Госдумы фракция «Справедливая Россия» провела круглый стол по вопросам государственной политики в области поддержки периодической печати и книжной индустрии. К этому круглому столу были подготовлены нижеследующие тезисы.
Предлагается активнее использовать публикации в патриотических СМИ в качестве материалов для школьных «Разговоров о важном», уроков «Безопасность жизнедеятельности и защита Родины» (ОБЖ-НВП), вплоть до норматива половины в составе рекомендуемой литературы.
Создать пул патриотических изданий, с перекрестными ссылками на сайтах пула на лучшие публикации коллег, как это делают деловые СМИ, а также установить для деловых СМИ норматив перепечаток из патриотических изданий кратно перепечаткам западных.
Установить норматив патриотической тематики и перепечаток из патриотических СМИ для глянцевых корпоративных, модных, музыкальных журналов, со сбором с каждого номера в пользу патриотических изданий при отсутствии таких перепечаток.
Подобный норматив необходим и для бесплатно раздаваемых в метро газет.
Рейтинги СМИ почему-то отталкиваются от посещаемости сайтов, а необходимо замерять среднее количество прочтений статей и новостей, чтобы дестимулировать массовые однотипные перепечатки в пользу вдумчивых авторских материалов.
Также напоминаем о ранее высказанных в газете «Завтра» предложениях направлять часть платы за телеантенну в пользу телеканалов, чтобы уменьшить на телевидении рекламу (в идеале обходиться без нее), а также процент с интернет-рекламы в пользу традиционных учреждений культуры и изданий.
Наши дети – школьники даже не знают о существовании патриотических изданий. Просто представим себе возможные ответы школьников на следующие вопросы: как называется главная газета Министерства обороны России? Какую газету и журнал издаёт Александр Проханов? Назовите хотя бы одну книгу современного автора патриотической тематики? Помолчим уже о регулярном чтении.
Теперь зададим ряд вопросов взрослым, точнее, чиновникам от образования: сколько патриотической периодики в рекомендациях для «Разговоров о важном», в образовательных стандартах и учебниках по ОБЖ-НВП? Буквально, есть ли что-то там из «Красной звезды» или многочисленных тематических журналов Минобороны? Может, что-то есть из «Русского вестника» Олега Платонова? Может, из многочисленных публикаций «Царьграда» взяли хотя бы одну заметку для школьников? Из современных патриотических произведений одного романа Захара Прилепина «Санькя» 2006 года во всем перечне по литературе для 5-11 классов достаточно?
Отсюда первое предложение к Минпросу и Минобрнауки – рекомендовать патриотические издания для «Разговоров о важном», ОБЖ-НВП и др., хотя бы в виде подборок статей. Министр просвещения Сергей Кравцов примерно раз в год заявляет о готовности приглашать в школы в качестве учителей участников СВО, но пока хорошо если пару раз в год типичную школу просто посетит участник СВО. А Минобрнауки упомянут потому, что ОБЖ-НВП и «История» есть в обязательном перечне дисциплин университетских образовательных программ. Если министерствам с их пониманием работы с детьми конкретные патриотические газеты и журналы не подходят, можно обсудить стиль изложения именно для детей, чтобы хотя бы одна статья в номере была для них адаптирована.
Мейнстримные деловые и политические СМИ поддерживают друг друга перепечатками и ссылками, по одной-две статьи ежедневно.
У РБК ежедневно десятки перепечаток и ссылок на американские и британские издания, временами в топе – почти половина таких публикаций. А попробуйте найти на сайтах РБК или «Коммерсанта» хотя бы одну ссылку на «Красную звезду», «Правду», «Завтра», пусть не каждый день, а хотя бы раз в неделю? И есть ли у РБК и «Коммерсанта» собственные военкоры или хотя бы спецкоры в новых регионах, а из числа штатных журналистов – участники СВО? Почему нельзя хотя бы раз в неделю писать о предпринимателях, активно работающих в «народном ВПК» или поддерживающих бойцов гуманитаркой?
Мейнстримные СМИ до сих пор часто ссылаются на знаменитых иноагентов (пусть и с соответствующей звездочкой с пояснением) и крайне редко – на авторов патриотической направленности.
В «Завтра» в середине декабря 2024 года была статья о ключевой ставке, избыточной самозанятости, налоге на такси и доставку, поддержке региональных бюджетников. Перепечатали сотни изданий полностью или частично, и лишь несколько сослались на наш первоисточник, в самом конце и незаметно.
Поэтому второе предложение заключается в создании пула патриотических изданий, которые будут понемногу официально ссылаться друг на друга, тем самым поддерживая и расширяя круг читателей.
Для мейнстримных изданий можно ввести норматив хотя бы десятой статьи на их сайтах из пула патриотических СМИ, на выбор самих редакций. Можно на каждую перепечатку из Bloomberg или Financial Times требовать размещать рядом материал из какого-либо издания Минобороны РФ.
Глянцевые журналы (модные, музыкальные, корпоративные) «переваривают» денег на несколько порядков больше патриотических изданий.
Можем догадываться, сколько Аэрофлот тратит денег на одноименный глянцевый журнал, ежемесячный, больше 100 страниц, сколько там доходов от рекламы, занимающей примерно половину. Из январского номера: «Летим на Бали», хотя есть и «Летим кататься в Апатиты» и на «Красную поляну», анонсы российских кинофильмов, сериалов и книг, перемежающиеся с рекламой швейцарских часов и косметики – почти сплошное люксовое потребительство. Аэрофлоту вообще нечего написать про нашу оборонную промышленность, наших бойцов, патриотическую повестку? Неужели Аэрофлот не поддержал спонсорскими ни один фестиваль, фильм, выставку патриотической тематики, и об этом нечего написать?
Аналогичный журнал «РЖД для пассажиров». В нем намного больше про поездки по нашей стране и почти нет рекламы западных туров и брендов, по сравнению с Аэрофлотом. Однако в январском номере ничего про СВО, про восстановление железных дорог Донбасса, ничего про БАМ. В самом конце интервью с Тимуром Родригезом, но почему не с Юлией Чичериной, Викой Цыгановой, артистами Минобороны, почему не о спонсорстве концертов в новых регионах? РЖД многие гуманитарные грузы перевозит бесплатно, и об этом можно было бы написать в корпоративном журнале.
А сколько интересного шьют небольшие коллективы женщин для бойцов, и почему бы об этом красиво не написать в модных журналах?
Отсюда предложение о нормативе для глянцевых корпоративных и модных журналов – писать хотя бы одну из десяти статей патриотической направленности, об СВО.
Можно предложить сбор на глянцевую роскошь, как налог на роскошь, как сбор за интернет-рекламу в рамках нацпроекта по цифровизации, целевым образом на поддержку патриотических СМИ.
Бесплатно раздаваемые в метро газеты входят в топ-10 «Медиалогии». Речь о таких периодических изданиях, как «Метро» (охват номера 516 тыс. человек), «Вечерняя Москва» (418 тыс.), «Петербургский дневник» (128 тыс.). Упомянутые выше РЖД и Аэрофлот хорошо ещё, что закупают для бесплатной раздачи «Российскую газету», «Комсомольскую правду», «Известия», но почему-то не закупают даже «Красную звезду».
Можно ли увидеть бесплатную раздачу на транспорте газет «Красная звезда» или «Завтра»? Даже в киосках на вокзалах и в аэропортах эти газеты можно купить крайне редко, но легко можно купить «Независимое военное обозрение» от «Независимой газеты» с пулом журналистов (в прошлом) со статусом иноагентов.
Сколько усилий и денег тратится на раздаваемую в метро газету «Вечерняя Москва»? Пять заголовков в топе номера этой газеты: «Избила любовницу мужа: как кубанская чиновница безнаказанно вернулась на работу», «Пластический хирург Решетняк рассказала, как избавиться от вросших волос», ещё про микропластик в чайных пакетиках, гаджеты школьников, Израиль и ХАМАС. Про патриотическую повестку ничего, хотя в огромной Москве висят рекламные щиты героев СВО, периодически устраиваются пронзительные фотовыставки с СВО и Донбасса, проводится много мероприятий с участниками СВО и волонтерами, но об этом «Вечерка» или «Метро» не пишут.
Отсюда предложение распространить на такие бесплатно раздаваемые издания норматив патриотических публикаций и предложенный выше сбор, а лучше просто передать хотя бы четверть денег и мест раскладки под патриотические СМИ.
Вообще уместен вопрос о причинах отсутствия в рейтингах «Медиаскопа» и «Медиологии» периодических патриотических газет и журналов. Хорошо ещё там есть два телеканала такой направленности, хотя и с охватом населения 0,1-0,2%.
Читаемая оригинальная авторская статья газеты «Завтра» – на сайте, на других площадках (Телеграм, Дзен), на отечественных видеоплатформах (Рутуб, ВКонтакте) и, что важно, в бумажном номере – набирает суммарно 40-70 тыс. реальных просмотров. У РБК есть «глазок»-счётчик просмотров каждой статьи, и он обычно такого же порядка у статьи в топе, а у проходной новости – всего несколько тысяч. Только почему-то сайт РБК показывает десятки миллионов просмотров ежедневно в среднем за месяц и в лидерах рейтинга «Медиологии», а газета «Завтра» или «Красная звезда» в рейтинги вообще не попадают.
Поэтому предлагается считать рейтинги не по посещаемости сайтов в принципе, а по средней аудитории статьи или номера. Спамите перепечатками в новостную ленту вместо небольшого числа оригинальных авторских материалов – получайте реальный рейтинг в десяток тысяч просмотров средней новости вместо десятка миллионов сайта в целом.
Нечто подобное было реализовано в российских научных журналах перечня ВАК, лучшие из которых стали публиковать меньше статей, но содержательнее.
Иначе, если считать только посещаемость сайта, то самым важным ресурсом в Рунете будет WhatsApp c охватом аудитории 68% и 82 млн пользователей ежедневно в среднем за месяц, как это показывает «Медиаскоп», а ресурсы типа «Яндекс-пробки» или «Яндекс-погода» вместе с головным сайтом можно будет считать образцом успеха и популярности периодических изданий.
Газета «Завтра» обращала внимание на опыт одной из ведущих стран НАТО, где есть обязательная плата за телевидение. Плата не только за распространение сигнала или доступ к интернету, каковые есть и у нас, а именно за производство контента, за эфир без рекламы. Это указывалось в заметке «Реклама не двигатель прогресса, а убийца телевидения» от октября 2023 года.
Средняя плата населения за мобильную связь с опцией качественного доступа к интернету вдвое превышает плату за телеантенну. До 85% трафика интернета приходится на просмотр видео, так ещё и используются эффективные блокировщики рекламы. То есть население в целом готово платить несколько больше за видео без рекламы.
В нашей газете также была заметка «Сбор с интернет-рекламы и нацпроект "Экономика данных"» в октябре 2024 года, в которой с рынка интернет-рекламы объёмом 1 трлн руб. предлагалось брать процент не только на указанный нацпроект (по ожидаемым предложениям Правительства РФ), но ещё один процент брать на поддержку традиционных СМИ и учреждений культуры. Почему библиотеки, музеи, театры, патриотические издания сами платят за поддержку своих сайтов в пользу интернет-гигантов, а не интернет-гиганты спонсируют ведущие традиционные учреждения культуры и издания за полученный от них качественный контент?
В западных странах до 1980-х годов ведущие спортсмены и артисты сами платили за профессиональную экипировку и инструмент, а теперь наоборот, уже ведущие спортивные и модные бренды со спонсорскими контрактами борются за ведущих спортсменов и артистов, даже за ведущие детские спортивные и музыкальные школы. Может, и у нас определенный процент тех огромных денег, которые операторы связи и крупные банки тратят на навязчивую рекламу, направить на поддержку ведущих традиционных СМИ и учреждений культуры в виде социальной рекламы? Например, крупный оператор связи мог бы поддержать музей «Великое стояние на Угре» в Калужской области, диораму для которого создал художник Павел Рыженко, и разместить информацию о нём на рекламном щите, с указанием в уголке щита логотипа оператора и сведений о поддержке.
Это не станет сильно обременительным для интернет-гигантов, банков и операторов связи с оборотом в десятки и даже сотни миллиардов рублей ежегодно, но станет серьёзным подспорьем для патриотических газет, небольших региональных музеев и театров, деятельность каждого из которых обычно обходится в несколько миллионов рублей (не миллиардов).
Удивительно, но у нас больше внимания уделяется борьбе с иноагентами от литературы и журналистики (нужному в принципе), чем продвижению публикаций патриотического содержания (нужному ещё больше).
Автор - доктор экономических наук
Фото - ТГ Союз 24 февраля