Авторский блог Михаил Делягин 01:43 28 октября 2022

Нормализация социальной политики

государство обязано на деле, а не на словах гарантировать право на жизнь всем гражданам России

Конституция России провозглашает право на жизнь. Однако государство гарантирует экономическое выражение этого права – прожиточный минимум (да и то сильно заниженный) – только большинству пенсионеров (социальные пенсии, начисляемые не добравшим необходимого числа «пенсионных баллов» из-за бедности или недостаточного трудового стажа, ниже даже официального прожиточного минимума) и официально занятым полный рабочий день, лишая права на жизнь все остальное население страны.

Официально доходы ниже прожиточного минимума имеет по итогам первой половины 2022 года 19,9 млн.чел. – 13,0% населения страны; с учетом теневой занятости их меньше, однако люди, которые не живут, а медленно умирают, в любом случае исчисляются многими миллионами.

Это положение абсолютно недопустимо.

Государство обязано на деле, а не на словах гарантировать право на жизнь всем гражданам России, для чего необходимо гарантирование реального (а не заниженного) прожиточного минимума всем им вне зависимости от общественного статуса и уровня добросовестности.

Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней на сумму до 1,5 трлн.руб. в год (значительная часть которых вернется в бюджетную систему налогами).

При нехватке денег для решения этой проблемы в региональном бюджете ее финансирование должен осуществлять федеральный бюджет. Чтобы у губернаторов не возникало соблазна завышения расходов, следует передавать региональные бюджеты в управление Минфину России, если удельный вес помощи из федерального бюджета будет превышать 50% его расходов.

Сокращение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума и увеличение этого минимума до реального уровня должно стать главным критерием деятельности государственного управления.

Прожиточный минимум следует дифференцировать по регионам и городам в зависимости не только от уровня цен, но и от природно-климатических и транспортных условий. Его гарантирование даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений, позволит прекратить хаос и коррупцию в этой сфере (с начала 2000-х годов регионы получают помощь по принципу достижения «средней температуры по больнице», то есть приближения к среднероссийскому уровню, сознательно и принципиально оторванному от каких бы то ни было объективных критериев).

Отказ от принципа реалистичности прожиточного минимума со ссылкой на богатые страны Евросоюза, осуществляемый либеральными людоедами для дальнейшего свертывания социальных гарантий, недопустим.

После снижения доли людей с доходом ниже реального прожиточного минимума до 5% следует параллельно с продолжением задачи обеспечения им этого минимума приступить к решению задачи гарантирования гражданам комплекса социальных стандартов, включающих обеспеченность социальной инфраструктурой.

Разработку и общественное обсуждение этих стандартов необходимо начинать уже сейчас.

1.2. Нормализация пенсионной системы

В сфере пенсионного обеспечения представляется жизненно необходимым прежде всего восстановить физиологически, медицински и демографически обусловленный пенсионный возраст в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

При этом для восстановления общественных представлений о справедливости следует отдать под суд за организацию социального геноцида и диверсию против российской государственности в форме ее дискредитации инициаторов и разработчиков людоедского повышения пенсионного возраста.

Надо вернуть всех государственных служащих (кроме тех, работа которых связана с риском для жизни), включая депутатов всех уровней, в единую пенсионную систему, общую с обычными гражданами. Это обеспечит ответственность власти при пенсионных преобразованиях.

Необходимо отменить начисление пенсий в баллах, стоимостное наполнение которых определяется текущим состоянием федерального бюджета (что означает официальную отмену пенсионных гарантий и фактический частичный возврат к солидарной системе пенсионного обеспечения, при которой пенсии выплачиваются из текущих расходов бюджета за счет платежей работающих поколений).

Следует признать фактически во многом уже произошедший возврат к солидарной системе пенсионного обеспечения и зафиксировать его открыто, признав эту систему наиболее экономной для государства и обеспечивающей понятные гарантии для граждан. Разумеется, это подразумевает сохранение частных накопительных пенсионных систем как дополнительных и добровольных.

Представляется целесообразным ликвидировать объединенный Пенсионный фонд и Фонд социального страхования как ненужного и вредного бюрократического посредника, передав его функции органам государственного управления, а расходы – в федеральный бюджет.

Надо индексировать пенсии военных пенсионеров и участников боевых действий так же, как и пенсии по старости, не допуская их людоедской дискриминации, а также исключить аналогичную дискриминацию работающих пенсионеров по сравнению с неработающими.

1.3. Нормализация ЖКХ

ЖКХ во многом определяет повседневную жизнь людей. Для обеспечения социально-политической стабильности необходимо превратить ЖКХ из источника постоянных тревог, опасений и непредсказуемых проблем в понятную и обслуживающую нужды людей систему.

Прежде всего, следует (как это было сделано правительством Примакова после дефолта 1998 года) заморозить на три года тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, ЖКХ, городского транспорта. Провести тщательный анализ их издержек, за счет сокращения воровства, применения передовых технологий, реструктуризации отрасли и повышения качества управления в течение года снизить тарифы на услуги ЖКХ и электроэнергию не менее чем на 20%, а цену газа на внутреннем рынке – не менее чем на 10%.

Необходимо отменить взимание с населения платы за капитальный ремонт в «общий котел» как антиконституционное деяние. Провести тщательный аудит и привести плату за капительный ремонт в соответствие реальным потребностям жилищного хозяйства. Не взимать плату за капитальный ремонт с граждан, приватизировавших квартиры в неотремонтированном жилом фонде, вплоть до приведения его в порядок за счет государства.

Компенсировать из местного бюджета (при нехватке средств в нем – из регионального, при нехватке средств в нем – из федерального) расходы граждан на рассчитанные по социальным нормам услуги ЖКХ (включая налог на жилье и оплату найма, в том числе социального жилья), превышающие 15% семейного дохода.

Государство должно взять на себя, пронализировать и реструктурировать долги бюджетов всех уровней (включая местные) перед ЖКХ, так как плохое финансовое положение ЖКХ вызвано, помимо монопольной неэффективности и завышения тарифов, прежде всего неплатежами бюджетов и бюджетных предприятий, а не населения.

Необходимо решительно пресечь практику ложных банкротств управляющих компаний в ЖКХ, частично превратившихся в аналог МММ, и установить жесткий федеральный контроль за деятельностью управляющих компаний в масштабах всей страны.

Ликвидировать концессии (в том числе в ЖКХ) как инструмент системного завышения издержек в целях обогащения частного бизнеса при его коррупционном сращивании с местными властями и подчинении последних интересам коммерческих структур.

Надо детально проработать федеральный стандарт стоимости услуг ЖКХ (с учетом климатических и инфраструктурных

особенностей) и жестко контролировать его соблюдение, включая детальный контроль за издержками ЖКХ. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя ЖКХ к энерго-, материало- и трудосбережению. Сверхнормативная экономия должна оставаться предприятиям ЖКХ.

Следует, опираясь на достижения цифровизации (включая возможности «умного города»), вести полный учет предоставленных ЖКХ услуг и возвращать населению излишне оплаченное при невыполнении нормативов.

Представляется необходимым отменить людоедскую «мусорную реформу»: пересчитать тарифы на вывоз мусора в соответствии с реальными потребностями и на основе численности проживающих, а не формальной площади жилья, и ввести европейский стандарт его переработки (тщательная глубокая сортировка с захоронением заведомо безопасной части, без обеспечивающего разрушение окружающей среды и онкологические заболевания из-за выбросов диоксина сжигания плохо отсортированного мусора).

1.4. Восстановление социальной политики

Необходимо приравнять полностью занятых работников бюджетных предприятий здравоохранения и образования (включая муниципальные) к государственным служащим с соответствующей оплатой труда и социальным обеспечением.

Установить, что здравоохранение, социальная помощь, развитие культуры и защита окружающей среды являются не «услугами», оказываемыми населению в целях обогащения субъектов соответствующих сфер деятельности, а способом созидании нации, инструментом формирования главного – человеческого капитала общества. Преобразовать на этой основе всю нормативную базу, регулирующую образование (в отношении которого термин «услуги» формально отменен), здравоохранение, социальной помощи, культуры и защиты окружающей среды.

Признать ограниченность возможности развития рыночных отношений в этих сферах, так как потребитель в принципе не способен своевременно оценить качество оказываемой ему помощи, а цена ошибок и недобросовестности неприемлемо велика.

Обеспечить доступность здравоохранения и образования, вплоть до их бесплатности для бедной части общества. Отменить все псевдоновации, ведущие к коммерциализации образования, медицины жизнеобеспечения (в отличие от медицины комфорта) и бюджетной сферы в целом.

Ликвидировать как категорию бизнес, паразитирующий на расходах бюджета, в первую очередь социальных (например, монополисты по поставкам лекарства для государственных нужд должны утратить свое монопольное положение и быть возвращенными в конкурентную среду).

Создать действенную систему обеспечения качества образования, здравоохранения, социальной помощи, развития культуры и защиты окружающей среды на основе единых стандартов.

Институционально отделить медицину комфорта как вид предпринимательства от медицины жизнеобеспечения, сохраняющей жизнь и здоровье. Последняя должна быть общедоступной и качественной для всех граждан вне зависимости от их доходов, для малоимущих (сегодня это не менее 60% населения Российской Федерации) - бесплатной.

Медицина жизнеобеспечения должна финансироваться из бюджета в соответствии с потребностями, определяемыми на основании показателей здоровья населения региона по результатам диспансеризаций. Страховые принципы в медицине жизнеобеспечения должны быть полностью отменены, так как они переводят оплату труда медработников на сдельный принцип, заинтересовывая их не в обеспечении здоровья, а в увеличении стоимости оказываемых медицинских услуг. Они объективно ориентируют медицину на завышение издержек (вплоть до навязывания пациентам ненужных, а то и прямо вредных для их здоровья процедур) и разрушают систему мотивации медиков, принуждая их к извлечению денег из пациентов вместо укрепления их здоровья. Кроме того, страховые принципы увеличивают расходы на здравоохранение за счет финансирования самих страховых компаний.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) должен быть упразднен как ненужный и вредный посредник, расточающий общественные средства, являющийся источником бюрократического террора в отношении врачей и не способный исполнять свои обязанности по обеспечению контроля качества медицинской деятельности.

Кардинально повысить мобильность и число бригад скорой помощи за счет приоритетного финансирования и обновления технической базы.

В течение 10 лет обеспечить полное удовлетворение потребностей населения России в жизненно важных лекарствах за счет отечественного производства (при качестве этих лекарств не ниже аналогов, производимых в развитых странах).

Не допускать вытеснения из аптек дешевых российских лекарств дорогими импортными аналогами (того же качества).

В системе образования следует отменить тестовую систему (ОГЭ и ЕГЭ) в качестве основной системы оценки знаний во время учебы и при поступлении в учебные заведения как препятствующую формированию самостоятельного комплексного и критического мышления, разрушающую сознание молодежи, формирующую разорванное, «клиповое» мышление, обеспечивающую повышенную внушаемость, и использовать ее исключительно как вспомогательный инструмент.

Система образования должна созидать единую творческую нацию, а не быть инструментом социального контроля, разобщения людей по этнокультурным и социальным признакам, превращением молодого поколения в стадо «квалифицированных потребителей».

Структура специальностей, получаемых молодежью в вузах и колледжах, и качество их подготовки должны соответствовать потребностям экономики и общества: вузы должны готовить востребованных специалистов, а не профессиональных безработных, как сейчас!

Необходимо гарантировать на деле полностью бесплатное обучение в средней школе. В высших учебных заведениях (при получении первого высшего образования) бесплатными должно быть не менее половины учебных мест, в технических вузах – не менее трех четвертей учебных мест.

Стипендия должна быть достаточной для того, чтобы студент жил на нее. При изменении условий обучения (например, при введении дистанционного образования) плата за обучение должна пересчитываться и снижаться.

Программа средней школы должна включать обязательное изучение английского языка, достаточное для свободного общения. Другие языки (в первую очередь китайский и испанский) могут изучаться как дополнительные.

Жизненно необходимо воссоздать разрушенную систему профессионального образования (в частности, средних специальных учебных заведений) и широкую сеть бесплатных вечерних школ (для россиян, лишенных либеральными реформами 90-х и 2000-х годов нормального среднего образования).

Для стимулирования рождаемости в регионах с дефицитом населения при рождении первого ребенка списывать 25% ипотечного кредита, при рождении второго – 50%, третьего – 75%, четвертого – весь кредит.

Для систематической и всеобъемлющей помощи ветеранам боевых действий и полноценной интеграции их в мирную жизнь создать (по примеру США) Министерство по делам ветеранов.

Для спасения миллионов граждан России из кредитной кабалы представляется необходимым ввести институт кредитной амнистии, предоставив каждому гражданину право один раз в жизни отказаться от всех обязательств по ранее взятому кредиту при условии отсутствия у него и членов его семьи доходов, превышающих прожиточный минимум, вкладов в банке размером более прожиточного минимума на один месяц, транспортных средств (кроме необходимого для жизни в специфических условиях) и недвижимости, превышающей социальную норму.

Прибегнувший к кредитной амнистии лишается права брать кредиты до тех пор, пока не вернет все недоплаченное по кредитной амнистии с учетом прошедшего времени.

Следует запретить деятельность микрофинансовых организаций как ростовщических, преступных по своему характеру, запретив предоставлять гражданам России кредиты и займы всех видов по ставке, превышающей максимальный показатель из увеличенной вчетверо или на 10 процентных пунктов ставки Банка России.

Источник

1.0x