Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 14:36 30 сентября 2019

Никола «Московский» «в затворе»

Из цикла «Николинские храмы как вехи Русской истории»

Смена власти по-разному отражалась на строениях Московского Кремля и на прилегающих к нему территориях. А Красная площадь была красной то от кровавых ручьёв, то от кумачовых полотнищ…

Но не всё «устаревшее» успевала полностью ликвидировать новая власть, а переносить торжества с Красной площади – не хотелось (падал статус новой власти!), вот и приходилось прибегать к различного рода маскировке и драпировке.

Эта тема уже не раз поднималась на сайте «Завтра». Одной из последних была статья С.А. Сокурова и моя статья-отклик «Власть драпирующаяся», и весьма жаркие соответствующие обсуждения.

Явилась новая власть и давай – круши, срезай под корень всё, что свидетельствует о красоте и могуществе предыдущих хозяев жизни. А если уж не крушить, не сносить, не жечь, не взрывать, то, по крайней мере, переносить, перестраивать, переиначивать на свой лад. Или что-то «от себя» добавлять…

Но порой происходят странные, малообъяснимые истории, не вписывающиеся в традиционную линию поведения новых властей. О случае с чудесным спасением Храма Василия Блаженного не слышал только глухой. Помните: И.В. Сталин – Л.М. Кагановичу: «Лазарь, поставь на место!». Имелась в виду фигурка храма Василия Блаженного при рассмотрении макета будущей Красной площади высшим руководством страны. А вот о том, как оказался в вынужденном «затворе» Никола «Московский» и о его чудном освобождении слышали далеко не все…

двойной клик - редактировать изображение

Из двадцати ныне существующих башен Московского Кремля Никольская при своей высоте 70,4 м уступает лишь Троицкой (80 м) и Спасской (71 м) башням. Не многие знают, что на ней в XVI-XIX веках, как и на Спасской башне, находились куранты. Как и большинство башен Московского Кремля, Никольская «стрельница» была построена в период с 1490 по 1495 гг. при Государе и Великом князе всея Руси Иоанне III Васильевиче, между прочим, также именовавшимся Грозным, как и его внук…

И опять же, как большинство кремлёвских башен, возведена она была под руководством итальянских архитекторов – начало строительству было положено Марко Руффо, известным больше под именем Марк Фрязин, а закончено «главным архитектором кремлёвских башен» - Пьетро Антонио Салари (1445-1493), которого чаще называли Петром Фрязиным. Как объяснить, что оба мастера оказались на Руси «однофамильцами»? Да очень просто: на старорусском итальянец и есть «фряг», «фрязь»…

В начале XIX века знаменитым московским архитектором Осипом Бове (1784-1834), оставшимся в истории нашего Отечества как главный реконструктор послепожарной Москвы, Николинская башня была перестроена в готическом, в небо устремлённом стиле.

Считается, что своё название проездная (то бишь с воротами!) кремлёвская башня получила от фрески Николая Чудотворца, расположенной в киоте над вторыми воротами со стороны города. Но возможна и обратная зависимость. Дело в том, что недалеко располагался игравший важную роль в церковной жизни Руси монастырь Николы Большая Голова, так что и Никольская улица, и Никольские ворота, и Никольская башня могли не передать, а, напротив, унаследовать своё название.

Историки датируют кремлёвскую фреску XV-XVI веками, так что её можно считать ровесницей самого Кремля.

И с этой фреской связаны две истории, приуроченные к трагическим моментам нашей истории – захвату и пребыванию в Москве французских войск в 1812 году и их отступлению, а второй – ко времени хозяйничанья в Кремле безбожников без роду и без племени. И без исторической памяти тоже…

Французы не только ознаменовали своё пребывание в Первопрестольной всякого рода безобразиями, грабя и оскверняя столичные храмы и дворцы, но и, отступая, постарались разрушить как можно больше зданий и сооружений, уцелевших в бушевавших московских пожарах. Европейским варварам удалось мощным взрывом наполовину разрушить Никольскую башню, но при этом сам образ Николая Угодника нисколько не пострадал, даже на стекле, его защищавшем, и на лампаде пред ним не появилось ни одной маленькой трещинки!

Известный историк и литератор А.М. Ремизов (1877-1957), восстановив по воспоминаниям очевидцев картину происшедшего, так описал это событие: «… рвануло так, что выбило окна и двери у всех домов в округе. От Арсенала остались одни развалины. И полбашни рухнуло. А вот Никола – с мечом и градом – устоял! Даже стекло на иконе не треснуло. Даже фонарь со свечой продолжал висеть».

Слухи о чудесном спасении образа Угодника Божия дошли до Петербурга и до императорского двора. Александр I пожелал лично удостовериться в произошедшем и, посетив старую столицу, убедился и в печальном состоянии кремлёвской башни, и в полной сохранности иконы. Император распорядился, прежде всего, восстановить стрельницу, что и было исполнено, а под иконой по царскому указу установили мраморную доску с надписью, придуманной самим Государем: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля, но чудесною силою Божией святой образ великого угодника Божия Святителя Николая, зде начертанный на самом камени, и не токмо самый образ, но и самоё стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещёю остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих».

двойной клик - редактировать изображение

Бои вокруг и внутри Кремля в октябре 1917 года сильно повредили изображение, хоть сам лик святого оказался незадетым ни пулями, ни осколками снарядов. Как вспоминал народный художник СССР, академик АН СССР Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960), пострадавшую икону решено было отреставрировать, и в результате проведённых работ под свежими наслоениями была обнаружена старая фреска, датируемая концом XV – началом XVI веков.

В канун празднования 1 мая в 1918 году, а это был «первый первомай» в стране победившего социализма, многие здания и строения Красной площади и в округе задрапировали красным кумачом, а что-то просто закрыли фанерными щитами. Но дальше произошло нечто не вписывающееся в материалистическую концепцию мироздания. Во время празднования сильный порыв ветра жгутом свернул драпировку на образе чудотворца Николая, и Святитель с мечом-и-с-градом явился на пролетарские торжества. Скажете – чудо? Нет! Это не чудо, а лишь официальная версия того, что случилось в действительности.

Погода в тот день выдалась безветренная, тихая. А красная драпировка, закрывавшая образ, неожиданно треснула пополам сверху донизу, и свидетелями тому были тысячи людей. Сообщения об этом попали в столичные газеты, почему и понадобилась официальная версия, так как вовсе умолчать о таком событии было уже невозможно. Газета «Наше слово» от 2 мая 1918 года аккуратно заметила, что среди верующих произошедшее на их глазах вызвало «всевозможные комментарии». Ещё бы! Говорили в народе и о том, что от лика Святителя исходило сияние, в небе слышался колокольный звон. К Никольской башне начались паломничества, причём не только верующих, но и просто любопытствующих, число которых не уступало количеству участников первомайских торжеств. Пришлось конным красноармейцам разгонять несанкционированные демонстрации любви русского народа к великому святому, особо покровительствующему Земле Российской…

Очевидно, что интерес к сему чудотворному образу не пропадал ни среди москвичей, ни гостей столицы, а потому в 30-ые годы было принято решение избавиться от иконы. И казалось бы – что проще? Отбойный молоток или очередной подрыв – и дело сделано! Ан, нет. Почему-то, как выяснилось уже много позже, приняли решение о консервации образа под оштукатуренной металлической сеткой! В чём причина такой нерешительности власти – остаётся загадкой! Но так как материалы по данному решению не предавались огласке, то до весны 2010 года икона Николая Чудотворца на Никольской башне считалась утраченной. Николай Московский «ушёл» в вынужденный «затвор».

Вызволен из него он был после реставрационных работ, длившихся почти полгода и закончившихся лишь осенью того же 2010 года. Образ оказался замурованным под почти десятисантиметровым панцырем из особо прочного армированного раствора! Реставраторам удалось добраться до первичного изображения Святителя и воссоздать самый ранний образ. Лик Святителя, действительно, все эти годы и века оказывался неповреждённым, однако на его ризах отпечатлелись следы московских пожаров…

Что ж, Великому Угоднику Божию не привыкать – сходился он и в сабельной сечи, и в седле встречал налёты орды, под градом ядер удерживал важнейшие редуты… И вот теперь как живое, воплощённое чудо сияет на Никольской башне Вечного Кремля Никола Московский!

Бог поругаем не бывает.

И кто на ны, аще Бог за ны?!

1.0x