Сообщество «Hi-Hume Research» 13:30 23 сентября 2021

Несостоявшиеся киношедевры контрперестройки

Головокружительные сюжеты альтернативной истории отечественного кино

двойной клик - редактировать изображение

Автор:
Гирина Марина Викторовна,
арт-директор
Творческой студии «16 февраля»

Шедевров в поддержку социалистического характера «перестройки» творчески угасавший советский кинематограф не создал; но это не значит, что они были невозможны. Мощнейшие сюжеты, упущенные в то время, и в наше время способны оздоровить худосочный подражательный российский кинематограф.

«КАДАВР», ИЛИ СЧАСТЬЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Кинокартина «Кадавр» ‑ острая социальная научно-фантастическая кинокомедия. Фильм, снятый по мотивам эпизода повести «Понедельник начинается в субботу» братьев А. и Б. Стругацких, безусловно, затмил бы «Сталкера» ‑ натужно-заумное «прочтение» А. Тарковским их «Пикника на обочине».

Яркого воплощения на экране заслуживает сатирический потенциал этих авторов, пока они ещё не докатились до унылой антисоветчины. В основе фабулы сюжет синтеза в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧаВо) Кадавра ‑ абсолютно счастливого гомункула, полностью перегнавшего США по уровню потребления.

В образе Кадавра предсказаны образы современных олигархов и нечистоплотных чиновников. Сотрудники института ‑ голливудские типажи «сумасшедших учёных», кибернетиков и генетиков, погрязшие в бесконечных карьерных интригах. Сцена вручения коллективу Нобелевской премии затмевает даже умопомрачительные спецэффекты свёртывания Кадавром пространства и остановки времени.

ХРУЩЕВ: ПОКАЯНИЕ ПЕРЕД БЕРИЕЙ

Историческая драма «Покаяние. Перед Берией» обыгрывает название бездарной депрессивной кинокартины Тенгиза Абуладзе (1984 г.), служит её эстетическим контрапунктом. С той же степенью исторической достоверности, но с убедительнейшей художественной правдой показаны невыносимые душевные муки Н.С. Хрущева перед смертью.

Перед глазами проходят вереницы тысяч и тысяч советских граждан, репрессированных при его личном участии ради карьеры. Небесные знамения, пыльные ветры и плачущие дикие звери укоряют в экологической катастрофе из-за «целинной» авантюры; заросшие бурьяном колхозные поля вопиют о преступном уничтожении машинно-тракторных станций.

Его душу рвут в клочья беспощадно строгие истинные коммунисты, снова и снова предстающие перед мысленным взором: посмертно оклеветанный добрый и мудрый И.В. Сталин, предательски убитый талантливейший Л.П. Берия, оболганный верный и несгибаемый Мао Цзэдун. Более осторожные коллеги лишь отправили бесславно сгинувшего интригана на персональную пенсию, но он сам выносит себе приговор…

Разлагавшаяся советская творческая интеллигенция не выдвинула горбачёвско-яковлевской перестройке убедительной альтернативы в форматах социалистического реализма. Вялое сопротивление не продавшихся буржуазии творцов оказалось подавлено реставраторами капитализма. Жестокий и грозный урок для современного российского кинематографа.

Источник: Hi-Hume Journal

1.0x