Авторский блог Георгий Осипов 23:58 2 июня 2015

Немецкие шляпники

Deep Purple In Rock – действительно, совсем как Раскольников, расколол поп-музыку на «до» и «после»
14

Если речь идет о серьезном, не столь важно не прозевать точную дату (о которой вы узнали в достаточно позднем возрасте), важнее не забыть размышления и поделиться ими с теми, кто никак не ждал от вас подобной откровенности.

На сей раз интуиция меня не подвела, мысли об одном из величайших альбомов в истории рок-музыки стали возникать неспроста.

Я не люблю любое время года, в котором я болею или пью…

Никто не любит. Казалось бы, лето с его бесконечными, словно блокада, каникулами, идеально подходит к обоим состояниям. Зной, жар, духота. Пустота долгих дней. Вымерший двор без сверстников. Депрессивная тоска от безделья, за которым уже просматривается дальнейшее неумение жить. Но для меня летние каникулы начала семидесятых – это, в первую очередь, период моей малолетней солидарности с теми, кого смогла сплотить и оживить одна пластинка одной группы. И абсурдные результаты этого открытия продолжают будоражить наше дремлющее воображение не слабее инопланетян, нацистов, вампиров и динозавров в далеком детстве.

Как проявлялась эта солидарность? Самым наглядным образом: идешь, к примеру, вдоль сонной улицы, погруженной в послеобеденную дрему июльского дня, и слышишь, как в одном окне шелестит The Mule, а через десять шагов с балкона просачиваются в раскаленный воздух асфальтовой пустыни The Fools. Через дорогу – в частном секторе пульсируют скорпионьим хвостом последние такты No One Came. И четко соблюдается последовательность песен на диске.

Лето 72-го – лето, когда в советскую почву, прозеванный радарами ПВО, ударил Fireball, тут же разбрызгав тысячи копий. Но у этого феномена был предшественник с вопиюще амбициозным для второстепенной на тот момент группы, оформлением обложки, и предельно легким названием.

Почти полвека о нем говорят и пишут, к нему тянутся, и от него отмахиваются (поставь что-нибудь другое!), его мечтают продать и мечтают купить, берут, отдают и снова ищут.

Он уже успел сделаться частицей солидного, или, напротив, скудного наследства многих моих современников в виде виниловых мумий и ветхих магнитофонных лент…

А теперь коротко о главном: Deep Purple In Rock – действительно, совсем как Раскольников, расколол поп-музыку на «до» и «после», показав и доказав, что: и профессионалы со стажем могут исполнять нечто неистовое, но предсказуемое, сохраняя очевидность своего мастерства, и не недоедая; что – можно и нужно нарушать эстетические табу, попирая условности меры и вкуса, и жертвуя более тонкими замыслами ради грубоватого, но убедительного результата; что – кладбищенская готика и вагнерианские мотивы идеально сочетаются с «семь сорок», если грамотно переставить акценты; что – музыкант с классическим бэкграундом способен создать нечто, доступное самому неподготовленному слушателю, для которого классика, в общем-то – отрава жизни. Ну и наконец, едва ли не главное – что и русскому советскому подростку нужна музыка шумная, мрачноватая и грязноватая, а главное начисто лишенная каких-либо (идейно или художественно) «родных» сюжетов, сходств или мотивов.

И это надолго. Для многих – до гробовой доски…

Отсюда популярность группы у немцев, переживших триумф, психоз, трагедию и унижение, то есть – у побежденных. И у победителей, которые могли судить об атмосфере концертов лишь, как правило, по черно-белым любительским фоткам.

Разумеется, в плане новаторских альбомов, у них имелись предшественники. Битловский «Сержант» полюбили и приняли; от «Прирученных звуков» «Бич Бойс» шарахались, аргументируя: «слишком медленно». Самое животворное долгие годы считалось, можно сказать – музыкальной «книгой мертвых».

Были Хендрикс и Артур Браун – гениальные виртуозы и эксцентрики. Но их слушала устойчиво ограниченная аудитория эстетов. Им поклонялись, за ними охотились десятки, от силы сотни наших молодых сограждан. А «Дип Пёпл», теми же приемами приворожили целое поколение, будущий «народ».

Выпустили In Rock, словно летающую тарелку из ледяных шахт Антарктиды, и ни одна ракета не посмела в нее попасть. И каждому, кто планирует какой-нибудь реванш или шухер, следует изучить опыт этого бессмертного и беспримерного феномена.

Третьего июня 1970 года одной стихией стало больше. К устаревающим шейкам и балладам добавился совершенно новый саунд, постепенно захватывая территорию подоконников и распахнутых во двор или на улицу окон. Впредь никогда уже не будет ни в городах, ни в пригороде такого спокойного мая, наступившего после юбилейных Ленинских Дней, и сиреневый цвет станет цветом бури и натиска, цветовым отображением громовых раскатов.

Вскоре за железный занавес попадут контрабандные пласты, начнется лихая раскатка, и ближе к новому году пойдут по рукам фотографии монумента, который, если бы не длина волос, вполне мог красоваться на центральной площади какой-нибудь республиканской столицы.

К юбилею ВЛКСМ у нас на проспекте была установлена похожая голова в будёновке. Тому, кто видел, как под Child in Time металась по комнате, почуяв «фиолетовый голос Луны», домашняя кошка, хотелось сделать то же самое.

Я надевать люблю цилиндры мертвецам…

Официальная канонизация рок-группы несколько затянулась. Следом за двумя песнями на маленькой пластинке появился большой очерк в «Ровеснике». Но в промежутке между «Ин роком» и сменой состава анализ творчества англичан был делом их поклонников. Репутация «Дип Пёпл» зависела от мнения колдунов-аналитиков из народа, трактовавших темы и названия самым свободным и оригинальным образом.

Запомнился спор о значении слова Stormbringer. Один юноша говорил: «Замерзший в бурю». Другой мыслил еще смелее, и предлагал «Дикий Север»! В дальнейшем, их, наверное, поправили, просветили и пристыдили.

О сходстве одной инструментальной пьесы Ричи Блэкмора с музыкой А. Зацепина из «Красной палатки» сказано (в том числе и нами) достаточно. Куда уникальней сходство электроорганных пассажей Джона Лорда на одном из этапов бешеной скачки Hard Loving Man. Нащупав нужную фразу, он повторяет ее ровно столько раз, сколько надо тогдашнему слушателю, чтобы хлопнуть себя по лбу – да это же из «12-ти стульев»! Ну да: «вроде зебры жизнь, вроде зебры... черный цвет, белый цвет…» И так далее. Сравните сами, если это вам любопытно. Черное с белым истребит друг друга, когда восторжествует темно-лиловый – цвет грозы и сирени.

Популярности «Дип Пёрпл» немало содействовал отказ от каких-либо оккультных атрибутов ритуально-театрального толка. И в этом чувствуется дальновидность и уверенность в собственных силах. Ставка сделана на качество, на «забой» в чистом виде.

Магия эффектна в теории, но эффективна на практике: «Безумный мир» Артура Брауна тоже использовал потенциал органа Hammond и фальцетный визг, но (как и более скромный Screaming Lord Sutch) остался культовым явлением только для «гурманов» и «ненормальных». А ДП в майках и джинсах вербовали простых трудящихся и учащихся сотнями тысяч. Их полюбили.

О них говорили, как агитатор у Блока, «умно и просто». И это не болтовня, а долго уважения к тем, кто, истратив уйму времени и нервов на бескорыстную любовь, уже не могут себе позволить почти ничего. Да и мало что могли позволить в «лучшие времена», в которых нам довелось отвоевывать право на собственные страсти и вкусы путем симуляции, дезертирства, а то и прямого вредительства в основном себе самим. Других путей не было.

Поколению, угодившему в «щель истории», неоткуда было знать, какой монумент пародирует макет с физиономиями ДП, и суть англоязычных каламбуров никто им разъяснять не собирался. Разумеется, к финалу шестидесятых практически не оставалось не изобретенных клише, не найденных кем-то находок. Два юных гения – Стив Винвуд и Билли Престон, до них Букер Ти Джонс применяли электроорган как мини-лабораторию алхимика. Но у ДП в In to the Fire и Living Wreck она превращается в камеру пыток, где открывают самые интимные тайны.

Грустный барокко-поп а ля The Zombies вырастает (в Child in Time) до масштаба вселенской катастрофы с каким-то страдающим до появления на свет космическим младенцем-гигантом (я пересказываю трактовку музыки альбома In Rock подростками тех лет). Наконец, были взяты на вооружение разработки заокеанских предшественников: «Мы лишь пересадили несколько корней». В основе беспрецедентно зловещей Blood Sucker лежит пружинистый рифф Big Hink of Love Элвиса Пресли. Инфантильные двусмысленности а ля The Who? воплотились в мускулистый хэви фрейлехс Rat On Flight, из которой позднее произрастет весь Motorhead.

Ощущение тех первых фиолетовых лет в целом было таково: несмотря на адскую интенсивность материала, казалось, что на диске впереди еще энное количество композиций такого же уровня, но – тонарм (в ту пору для многих еще «адаптер») радиолы отскакивал, последний виток магнитофонной ленты переползал на другую катушку. И все – никаких бонус-треков? На самом деле вышло иначе – то, что есть, одно и то же можно слушать до бесконечности. И это качество подлинной классики.

Вот так и следует писать для людей фиолетового света, сводя счеты с собой, а не с тем, что когда-то было вокруг: «Без блеска и без злобы, без даже наблюдательности, яркости и т.д.» (Георгий Иванов)

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
3 июня 2015 в 13:08

Я наверное какой-то неправильный; не помню я этих ребят, название группы помню, а песен не помню, то есть переворота от них не почувствовал. Вот Градского Александра помню.
Фильм "Романс о влюбленных" и эта его песня!
Простите, я целиком слова скачаю. А эта музыка там! Помните!? А кадры!?

Синева, плеск воды,
нет ни дней, ни часов, ни минут
Облака в тишине
словно белые птицы плывут

Только я и ты, да только я и ты, да ты и я,
Только мы с тобой, да только мы с тобой, да мы с тобой

Вот с этого момента!! Начинается!

Было так всегда,
будет так всегда
Все в мире – любовь, да лишь она, да лишь она
Пусть плывут века,
словно облака,
Любви не будет конца, во все времена

Синим небесам я расскажу о том, что знаю сам.
Белым облакам я расскажу о том, как я люблю тебя
Пусть только я и ты, да только я и ты, да ты и я

Было так всегда,
будет так всегда
Все в мире – любовь, да лишь она, да лишь одна
Пусть плывут века,
словно облака,
Любви не будет конца во все времена

Ну, еще, конечно, "Песняры". Это было нечто.
Юра Антонов, конечно, попса и подражалка под "итальяно" и вообще "кисель", но, ребята, как забирало!
Особенно мне было забористо "Белоснежно хмельная сирень..."
А про что там эти Пёрплы пели, я не помню.
Простите.
Да, тема из "Красной палатки", это сила!

3 июня 2015 в 14:09

=ПИОНЕР=

Был тусклый день,
Был тополь гол,
Был сладок жареный картофель.
От стула тень
Легла на пол,
Сосед гоняет Fireball,
Загадочный как Мефистофель.


А мне два круга колбасы
И допотопные часы
На ремешке времен «Катюши».
Костлявый и скрипучий стул.
Умолк водопроводный гул.
Виолончель из пьесы Fools
Втекает в зябнущие уши.


Еще не начали топить.
Сулят магнитофон купить.
Двенадцать месяцев рассрочка.
Сейчас Ян Гиллан завопит!
Соседка ящиком скрипит,
Свою вытаскивая почту.


А на экране «День за днем».
Штаны с истершимся ремнем,
Уже короткие позорно.
Тесьма к нательному кресту.
Выходит – я еще расту.
Меняю лампочки в уборной.


Закончив трапезу плевком,
Я, наслаждаясь сквозняком,
Разгуливаю по квартире.
Когда-нибудь мы все умрем.
Соседу на работу к трем.
Занятие кружка – в четыре.

Соседу на работу к трем.
От пентагоновских валькирий
Недавно - в семьдесят втором
Он охранял аэродром.
Божится - летом в Севастополь
Едва не прилетел Дип Пёпл.

9.IX.11.

3 июня 2015 в 14:19

Грустно. :(
Пусть будет.
Последняя строчка ассоциация возникла: "Едва не прилетел Дип Пёпл"
Будто какая-то перелетная птица. Стриж. Или ласточка.
Кажется, для рифмы на Дип Пёпол?

3 июня 2015 в 16:13

Каждое новое поколение отзывается на какие-то свои, одному ему близкие и понятные ВИБРАЦИИ. Слов мы, конечно же, разобрать не могли, и тексты всегда были для нас второстепенны. Каждый, наверное, представлял своё, слушая гениальные гитарные рифы. Гениальность их заключалась лишь в том, что они ПРЕДУГАДАЛИ, смогли выразить своим музыкальным языком, чем же будет "дышать" целое поколение.
В СССР, конечно же, тоже были такие гении - для меня, одним из них стал Виктор Цой. Его гениальность в том, что он смог прочувствовать и понять своё ВРЕМЯ, и выразить его в той музыкальной форме, в какой он смог - простой, можно даже сказать, примитивной. Но крик его души опередил время на десятилетия. Вдумайтесь:
"Дальше будем действовать мы" - должны были, но мы предали.
"...через год это просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива..." - расскажите ребятам, дерущимся и погибающим на Донбассе

17 марта 2018 в 12:26

Поддержу мысль !
Из каждого магнитофона в эти годы звучал "ин рок". Мы, пацаны, только начинающие играть на гитарах в эти годы считали "ДП" верхом рока и "ДП" был истинно народной группой.
Могу точно сказать- не слушал "ДП" - ты ни фига не участвовал в музыкальном развитии тех лет. Если не умеешь на гитаре играть "Дым над водой"- отруби себе пальцы.
И еще раз согласен: после "Ин рок" музыканты поняли, что лучше сыграть нельзя...и появились панки, и прочие трехаккордники, новая волна и прочее прочее прочее...
"ДП" слушаю до сих пор. Праздную день рождения Ричи Блэкмора.
Спасибо за статью )))

17 марта 2018 в 12:29

ОН БЫЛ КРУЧЕ ВСЕХ В СССР. он - народный артист целого поколения- последнего поколения строителей коммунизма.
Это волосатик был самым крутым в конце 70х . С ним уже не боролась пропаганда страны. Потому что с "жителями с другой планеты" бороться невозможно. К нему стремились как в космос, не зная что там на самом деле...но прыгнуть через стену тупоумия и лжи очень хотелось
Я закончил четвертый класс и убыл в пионерский лагерь.
Именно в то лето перевернулась кардинально моя жизнь... Я вошел в мир музыки и мой личный мир расшироился тк, что я его до сих пор не могу охватить.
Во вторую смену прошел слух- в лагерь приезжает группа "авторитетных хулиганов" для "навещения" своих подружек, которые трудились пионервожатыми.
Их было четверо- волосатые, в клешах, красивые и как нам казалось- самые взрослые в мире.
"Руководителя хулиганов-волосатиков" звали гордо и авторитетно- ЛОРД.
Их из лагеря не выгнали (видимо кто был родственником из начальства).
И они пошли с нами в поход на три дня.
И вот ночью Лорд спал в нашей палатке....и рассказывал нам всякие "истории из хулиганской жизни".
Как оказалось, вобщем то ничего страшно-хулиганского Лорд не делал. И не было рассказов о воровстве, алкогольных драках и поножовщине.
А рассказывал он нам про музыку.
И основные рассказы касались какой то "группы ю пейпл" ( это я потом попытался соединить знания английского и услышанное).
Я нифига не понимал, особенно это: "...на фотках стоят люди рядом с колонками. Зеленые совсем, ошалевшие.."
"Какие такие колонны? Почему рядом с ними тяжело стоять?"- не понимал мозг пионера. И рисовалась картина- Стоят какие то больные рядом с греческими колоннами...и тяжко им почему то.

После лагеря я захотел стать тоже Лордом. Я решил не стричься и на обложке тетрадки написал- "Ю ПЕЙПЛ".
И стал слушать музыку, обращать на это внимание...и понеслось.
В шестом классе я уже слушал "Голос Америки" и на стене у меня висел перерисованный сто раз портрет Ричи Блэкмора.
И много позже я понял, что кличка ЛОРД у этого студента была не потому что он был гордый и неприступный как англичанский дядька, а в честь Джона Лорда, клавишника того самого "Ю Пейпла".
И наверное он не был хулиганом, а просто занимался музыкой и играл наверное в каком нибудь ВИА забойную - "Дым над водой".
Сидит сейчас где нибудь, старичок, и выпивает с нами за днюху Блэкмора...и вспоминает как втихаря пробирался в палатку к любимой пионервожатой, а какие то пацаны не спали и наблюдали- "Когда поползет ?". И представляли себе что там будет происходить...))
О Блэкморе

Он создал новое поколение. Он стал первым после "битлов".
Битломаны поступили в институты...а мы, еще пионеры, росли уже на Блэкморе и "Дип Перпл".
Мы были уже другим поколением- поколением жесткой ритмичной волосатой расклешеной визгливо-орущей тяжелой музыки.
Мы не танцевали веселый рок-н-ролл. Мы "забивали гвозди". Мы танцевали и играли "Забой". Мы были суровы...именно как Блэкмор.
"ТЯЖЕЛЫЙ РОК" - так мы его называли.
И Блэкмор был первым. "Король автострады" и "Дым над водой", "Дитя во времени" и весь "Ин Рок" - было непререкаемым первым местом.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ГРУППА - они получили это почетное звание заслуженно.
Что такое очень близкое для русской души.
Наверное тяжесть бытия и забой, как русский бунт Пушкина.
Картинка с Блэкмором была как Ленин в фильме "Свой среди чужих..".
Двое в комнате- Я и Блэкмор. Так произошло самое позорное в истории СССР- когда ВСЕ ЧТО БЫЛО ТАМ оценивалось как космос- неизведанное и притягательное.

Взамен СССР не смог ничего дать. Увы. Жизнь молодежи была настолько двойная и тройная, что это вылилсь в полное неверие власти и каким-то дедушкиным идеалам.

ВСЕМ хотелось в космос: носить джинсы, слушать то что хочется, не бояться и быть не винтиком а потоком воздуха.

Этот поток и смел огромную страну...которая гордилась достижениями и забыла о таких как я. И пушкин не спас, и всеобщее образование.


До сих при слове "Блэкмор - я поджимаю губы и качаю головой: "ДА...Конечно....".
Я не считаю сколько ему лет. Потому что это мое детство, юность и вся остальная музыкальная жизнь - это он.
И пусть он будет молодым. И я с ним.
А еще у него сын-Д,Артаньян!

С днюхой, Ричи ! Лонг Лив Рок-н-ролл !

А еще у Дмитрия Медведева любимая музыкальная группа - "Deep Purple"

17 марта 2018 в 16:50

"И Блэкмор был первым. "Король автострады" и "Дым над водой", "Дитя во времени"..."
Child in Time - верный перевод ,просто "Дитя времени".
Первоисточник ,скорей всего, Евангелие : " ....А он (Христос) говорил о детях мира сего и века сего "(?)

17 марта 2018 в 21:33

"А еще у Дмитрия Медведева любимая музыкальная группа - "Deep Purple"
Хорошо , что не "Black Sabbat".

17 марта 2018 в 23:41

У меня было несколько дисков Deep Purple. In Rock, действительно, их лучший, хотя мне ближе были Led Zeppelin. Их двойной альбом Physical Graffiti, купленный в 1970-х годах за приличную для того времени сумму в 90 руб., до сих пор на моей полке. Кстати говоря, в силу своего дремучего невежества и откровенной глупости, политбюровские дегенераты явно недооценивали огромного влияния рок музыки на советскую молодежь и ничего кроме неформального запрета противопоставить ей не могли. А, как известно, запретный плод сладок. Социализм не должен бояться идейного противостояния буржуазной культуре. Если подобное имеет место, значит это уже не социализм. Это в Советском Союзе должны были появляться авангардные музыкальные течения, новые формы искусства, захватывающие технические проекты, сопровождаемые агрессивной, наступательной философией свободы и равенства. В конечном итоге, вельможная тупость и привела к контрреволюции 1991 года.

18 марта 2018 в 08:22

"... И ничего кроме неформального запрета противопоставить ей не могли."

Запрет был достаточно формальным - формализм.
Если бы дело обстояло по другому , то не было бы "ранних" " Машины" ,"Динамика", "Аквариума " , "Воскресенья" ,"Цветов"...
Размеры бедствия ощутил только Андропов : "Поэзия - это власть !"
Сходя в гроб , он приказал организовать ленинградский рок-клуб - аналог советского союза писателей с цензурой и наушничеством - но, поздно ...
"Это в Советском Союзе должны были появляться авангардные музыкальные течения, новые формы искусства..."

Вам напомнить , что произошло с авангардом 20-х годов ?
Судьбы поэтов : Маяковского , Есенина , Мандельштама , Клюева , Забалотского , Хармса...
Как пишут в нете ИМХО.

1.0x