Сообщество «Ельцин-центр» 00:20 30 августа 2021

Нашествие подержанных иномарок

в 90-е годы наши улицы заполонил всякий автомобильный хлам

Однажды я попал в автомобильную аварию. Ехал на такси из Новосибирска в Томск. Был ноябрь. Выпал ещё неустойчивый, незрелый, но коварный снег. Участок трассы "Новосибирск - Болотная" - жуткий. Полосы не разделены, и их всего две. Ещё куча горок. Есть и сочетание поворотов и горок. По встречке неслись бесконечные потоки фур, от которых водитель постоянно уворачивался. Все бы ничего, только уворачивался и вообще маневрировал он мной. Потому что машина была праворукой японкой. Их и сейчас еще много в Новосибе, а восточнее ещё больше. И вот постоянно и деятельно лавируя, мы слетели с трассы. Всё произошло жутко не трагично, не драматично, не театрально. Я даже ушибся как-то несильно. Поскольку всё случилось быстро, даже испугался я уже после, ретроспективно и не без усилий. И вот пока я разбирался с нахлынувшими чувствами и подбирал какие-то особенные внутренние слова, таксист выскочил на трассу и долго орал во след удаляющейся фуре (которая, кстати, даже не приостановилась): "Ты чо, модный, да?". Он постоянно повторял почему-то это сочетание слов. Почему "модный"? Видимо у новосибирских таксистов так принято ругаться (улыбка).

В 90-е годы наши улицы заполонил всякий автомобильный хлам. Причём страна отчетливо разделилась на две зоны. До Урала как-то больше было европейских подержанных иномарок. За Уралом начиналось царство праворуких японок.

Вообще как-то забавно сейчас об этом вспоминать. Но это не умаляет всей чудовищности самой ситуации – в стране с официально принятым правосторонним движением на дорогах наступила самая настоящая анархия. В автомобильном потоке соседствовали леворукие европейки или машины отечественного производства и праворукие японки. И кто посчитал всех тех, кто погиб от этого несовпадения? Кто их тогда считал всех этих, по разным причинам умерших? Великим чудом оказалось то, что разнобой в автомобильном движении как-то устаканился, уравновесился.

И тянулась эта волынка довольно долго. Более того, нашествие подержанных иномарок развило в нас, как потребителях, не только эдакую странную цивилизационную полифонию, но и разборчивость. Мы узнали о том, что в японках кондиционеры входят в базовую комплектацию, а кондиционер в автомобиле – это очень хорошо. Ну и многие другие прелести стали для нас обыденностью.

То отсутствие дороги, которое у нас тогда было и соединяло Сибирь и Дальний Восток, стало странным разбойничьим трактом, на котором приходилось не только преодолевать бездорожье, но и всегда быть готовым к налёту лихих разбойников. Возникла целая профессия – перегонщик автомобилей от порта к конечному покупателю.

Правда автобусы всё же были леворукими. В общественном транспорте сохранялся хоть какой-то контроль за безопасностью движения, а потому с даже с Востока к нам прибывали леворукие агрегаты – чаще из Кореи.

Хорошо помню, как ехал на корейском автобусе из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск в 2002 году. До сих пор не забуду это подлое и стыдливое ощущение – меня было как-то нагло и фатально много. Моя телесная избыточность, а тогда я был ещё довольно худ, не помещалась в миниатюрные кресла. Тогда я осознал, насколько корейцы меньше нас (улыбка).

Ну и не могу забыть, как подержанные автобусы часто были украшены потусторонней рекламой. Эти весточки из других миров были на чужом языке, часто иероглифами. Выглядело все это как-то по-особенному сюрреалистично.

1.0x