Сообщество «Форум» 15:26 25 сентября 2021

На заработные платы медицинским и педагогическим работникам в бюджетах бюджетной системы Российский Федерации средств нет

Совсем ещё недавние щедрые предвыборные обещания властей грозят обернуться социальной катастрофой в самом скором времени

двойной клик - редактировать изображение

1. Совсем ещё недавние щедрые предвыборные обещания властей грозят обернуться социальной катастрофой в самом скором времени. Анонсированные изменения в системах оплаты труда медицинских и педагогических работников уже вызывают многие и большие вопросы. А провал пенсионной реформы и снижение реальных доходов пенсионеров констатируют даже в Федеральной службе государственной статистики. На социальные обязательства в бюджетах бюджетной системы Российский Федерации не хватает денежных средств, зато, когда речь заходит о сомнительных прожектах, бюджетная щедрость поистине не знает границ.

В мае 2022 года в пяти субъектах Российской Федерации стартует эксперимент по введению новой системы оплаты труда педагогических работников. Разработка новой системы оплаты труда педагогических работников началась ещё в конце 2020 года. Она предполагает установку единого порядка определения должностных окладов, а также перечня дополнительных выплат с условиями их назначения. На основе этого каждый субъект Российской Федерации будет рассчитывать размер заработной платы педагогов. По словам бывшего 4-го руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (8 августа 2013 года – 21 января 2020 года), 2-го Министра просвещения Российской Федерации (с 21 января 2020 года), доктора педагогических наук (2007 год), доцента Сергея Сергеевича Кравцова (17 марта 1974 года, город республиканского подчинения Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР (ныне – город федерального значения Москва, Центральный федеральный округ, Российская Федерация)), оклады педагогических работников должны будут гарантированно составлять 70 % от средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. Кроме того, новая система оплаты труда педагогических работников, по словам чиновников, покончит с ситуацией, когда каждая школа устанавливает свой собственный порядок выплат заработной платы педагогических работников.

2. Сделанные предвыборные обещания остаются без финансирования.

Невольно возникает эффект дежавю. Подобные речи уже звучали в 2012 году в связи с так называемыми «майскими указами». Тогда они жизнь педагогов сильно не улучшили. Вот и теперь, судя по всему, будет так же.

двойной клик - редактировать изображение

«Не решён самый главный вопрос – кто финансирует оплату учителей? По-прежнему финансирование идёт региональное, и никто не ставит никаких хотя бы минимальных рамок региональным думам, региональным управлениям образования, сколько должны получать учителя», – отмечает сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель русского языка и права Всеволод Владимирович Луховицкий.

Кстати, не дожидаясь федеральных инициатив, в 2018 году в Приморском крае (Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация) уже устанавливали единую региональную систему оплаты труда для педагогов. Заработные платы педагогических работников из-за этого больше не стали. Более того, в августе 2021 года работники образовательных учреждений Кировского района (муниципальное образование «Кировский муниципальный район», Приморский край, Дальневосточный федеральный округ, Российская Федерация) жаловались на задержки заработной платы или выплаты её в неполном размере.

двойной клик - редактировать изображение

Об отсутствии денежных средств на заработную плату педагогам заявили и в Саратовской области (Приволжский федеральный округ, Российская Федерация). В частности, по сведениям Саратовской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, за первое полугодие 2021 года власти Саратовской области уже израсходовали 60 – 90 % денежных средств, предназначенных на выплату педагогическим работникам. «В Краснопартизанском районе зарплату снизили на 3 тыс., то же пытались сделать в других. Это становится системой», – переживает председатель Саратовской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Николай Николаевич Тимофеев (1942 год).

3. Медицинским работникам грозит очередное новое сокращение.

Не лучше ситуация обстоит и с медицинскими работниками. Им тоже обещана новая система оплаты труда. Однако, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уже вместе заявили о том, что запуск пилотного проекта откладывается. Чиновники пока так и не смогли разработать параметры новой системы оплаты труда медицинских работников.

По неофициальной информации, всё опять упирается в денежные средства. Новая система оплаты труда медицинских работников предполагает, что оклад медицинских работников будет состоять из фиксированной денежной суммы, увеличенной на коэффициент должности и на специальный «региональный» коэффициент.

Вот с определением этих региональных коэффициентов и возникли проблемы. Изначально предполагалось, что в городе федерального значения Москва (Центральный федеральный округ, Российская Федерация) он будет равен 3, в городе федерального значения Санкт-Петербург (Северо-Западный федеральный округ, Российская Федерация) – 2,5, а в остальных субъектах Российской Федерации – 1. Но при таком варианте неравенство в оплате труда медицинских работников в зависимости от субъекта Российской Федерации только усугубится. Кроме того, как только новую систему оплаты труда медицинских работников запустят, она потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А денежных средств на медицинских работников нет уже в настоящее время. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации трудятся 2,1 млн. медицинских работников. На систему оплаты труда медицинских работников расходуется примерно 2,5 млрд. рублей ежегодно, что составляет 65 % от общего размера расходов Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. И если медицинским работникам действительно поднять заработную плату, то на всё остальное в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования денежных средств просто не останется. Либо денежные средства Федеральному фонду обязательного медицинского страхования придётся дополнительно выделять из средств федерального бюджета. В 2012 году при исполнении так называемых «майских указов», столкнувшись с похожей проблемой, чиновники на местах решили просто: чтобы меньше платить, часть медицинских работников вывели за штат медицинских учреждений. В результате за шесть лет количество младшего медицинского персонала сократилось с 650 тыс. человек до 264 тыс.

двойной клик - редактировать изображение

Учитывая, что куратором социальной сферы в Правительстве Российской Федерации в настоящее время выступает бывший заместитель руководителя Бюджетного департамента – начальник сводного отдела консолидированного бюджета Министерства финансов Российской Федерации (1995 год – 1996 год), бывший заместитель руководителя Бюджетного департамента Министерства финансов Российской Федерации (1996 год – 1998 год), бывший руководитель Бюджетного департамента Министерства финансов Российской Федерации – член коллегии Министерства финансов Российской Федерации (1998 год – 1998 год), бывший руководитель Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации (1998 год – 22 июля 1999 года), бывший заместитель Министра финансов Российской Федерации (22 июля 1999 года – 26 августа 2002 года, 9 апреля 2004 года – 24 сентября 2007 года), бывший первый заместитель Министра финансов Российской Федерации (26 августа 2002 года – 9 апреля 2004 года), бывший 3-й и бывший 4-й Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации (24 сентября 2007 года – 7 мая 2008 года, 12 мая 2008 года – 7 мая 2012 года, бывший 3-й и бывший 4 врио Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (7 мая 2008 года – 12 мая 2008 года, 7 мая 2012 года – 21 мая 2012 года), бывший 43-й помощник Президента Российской Федерации (21 мая 2012 года – 20 сентября 2013 года), бывший 4-й Председатель Счётной палаты Российской Федерации (20 сентября 2013 года – 18 мая 2018 года), Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (18 мая 2018 года – 15 января 2020 года, с 21 января 2020 года, врио Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (15 января 2020 года – 21 января 2020 года) Татьяна Алексеевна Голикова (9 февраля 1966 года, город областного подчинения Мытищи, Московская область, Центральный экономический район, РСФСР, СССР (ныне – город областного подчинения с административной территорией Мытищи (муниципальное образование «Городской округ Мытищи»), Московская область, Центральный федеральный округ, Российская Федерация)), провалившая реформу системы здравоохранения Российской Федерации в 2007 – 2012 годах в должности Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, то смело можно предположить, что нынешнее повышение заработных плат медицинских работников пойдёт по старой схеме: сначала последует очередная оптимизация системы здравоохранения Российской Федерации с новым реорганизациями медицинских учреждений с неизбежным увольнением медицинских работников, а там уж будет так, как получится. Считай, что случится очередной полный провал.

4. А тем временем происходит следующее.

Пока социальная поддержка бюджетников и пенсионеров остаётся частью перманентного властного (государственного и муниципального) лживого пиара, власти продолжают выбрасывать огромные денежные средства на достаточно сомнительные проекты, изрядно финансируемые за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российский Федерации.

Так, в мае 2021 года была анонсирована Российская лунная программа – российская программа по освоению Луны, рассчитанная на период 2021 – 2040 годов с общим бюджетом расходов в размере 1,7 трлн. рублей. Результаты вложения денежных средств в космической отрасли эффективностью не балуют российское общество уже очень и очень давно.

Впрочем, прожектёрские планы Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» выглядят куда более реалистично, чем проект по строительству экополиса вблизи города Корсаков (городской округ «Корсаковский» (муниципальное образование «Корсаковский городской округ»), Сахалинская область). 18 мая 2021 года торжественно открыт конкурс среди проектировщиков нового сахалинского экополиса, конкурс объявлен на разработку архитектурно-градостроительной концепции. Бюджет этого конкурса составляет 99,95 млн. рублей. Местные власти обещают, что строительство экополиса должно стать драйвером развития территории, однако, крайне сложно представить, когда окупится такой проект.

двойной клик - редактировать изображение

С похожей идеей недавно выступил и Министр обороны Российской Федерации Сергей Кужегетович Шойгу, предложивший построить «с нуля» несколько научно-промышленных центров в Сибири – не самые большие города с населением 300 – 500 тыс. человек. Похоже, что печальный опыт строительства моногородов российские власти ничему так и не научил.

1.0x