Сообщество «Форум» 12:49 9 мая 2020

На ратный подвиг по стезе бессмертья…

Спустя 75 лет наш Бессмертный полк не только не убывает, а начинает пополняться: и новыми именами, и новыми подробностями, и новыми неизвестными подвигами.

На землю эту кто придёт с огнём,
Меч-кладенец того отважно встретит.
Мы из земли пришли, в неё уйдём, –
На ратный подвиг по стезе бессмертья…

Мой Бессмертный полк начинал формироваться в те далёкие времена, когда впервые детские глаза выхватили из простенка между окнами дедовского дома потемневшие портреты, с которых на меня смотрели незнакомые лица, смотрели сосредоточенно и, как мне казалось, требовательно. Я любила разглядывать эти лица – было в них что-то таинственное и далёкое, влекущее к себе неизвестной историей, которую хотелось расспросить и узнать. И я расспрашивала, распрашивала отца, маму, бабушку Фёклу и своих тётушек о тех, кто смотрел на нас с этих портретов, и кто вскоре стал неотъемлемой, родной частью меня самой, без которой я была бы не я.

С портретов смотрели те, кто не вернулся с войны, с той войны, страшней которой не было, которая снилась в детских снах и которая продолжает сниться и по сей день, которую невозможно стереть из нашей генной памяти, которую нельзя «обнулить», которая длится и длится, пока наша Память о ней жива.

Прошло 75 лет, а мы продолжаем поиски своих погибших родственников, пытаемся восстановить неизвестные страницы их жизни, их подвига, их гибели. И, как это неудивительно, но спустя 75 лет наш Бессмертный полк не только не убывает, а начинает пополняться: и новыми именами, и новыми подробностями, и новыми неизвестными подвигами. Вот и мой Бессмертный полк пополнился новыми подробностями о старших сыновьях моего деда Пантелея, братьях моего отца, тех самых, кто смотрел на меня с потемневших фотографий требовательно и бесстрашно.

Свет на эти подробности пролили наградные листы, которые были обнаружены в пучине интернета совершенно случайно, благодаря раскрытию архивных данных.

Старший брат отца - Ротанов Яков Пантелеевич, 1919 года рождения, был призван в ряды Красной Армии в 1939 г. До этого времени Яков работал учителем в сельской школе. По воспоминаниям родных, любил поэзию и сам писал стихи. К сожалению, стихи не сохранились, как и его письма с фронта, о чем я не перестаю горевать. Но, увы, поздно!

двойной клик - редактировать изображение

Яков Пантелеевич – участник обороны Кавказа и освобождения Крыма. Слово участник представляется мне совершенно неуместным, так как Яков со своей артиллерийской батареей активно действовал в течение всей Крымской кампании.

Примечательно, что Яков Пантелеевич подаёт заявление о вступлении в ряды ВКПб в 1942 году – то есть во времена наиболее тяжёлых оборонительных боёв на Северо-Кавказском фронте.

При формировании Северо-Кавказский фронт получил задание по удержанию Севастопольского оборонительного района и рубежа реки Дон, по обороне побережий Черного и Азовского морей. Командующий Северо-Кавказского фронта — Маршал Советского Союза С. М. Будённый (май-сентябрь 1942 г.). До 3 июля 1942 года войска фронта вели оборонительные бои под Севастополем, с 25 июля по 5 августа 1942 года – тяжелые бои в нижнем течении Дона, а затем на ставропольском и краснодарском направлениях.

В августе-сентябре 1942 года войска фронта провели Армавиро-Майкопскую и Новороссийскую операции, не допустив прорыва противника вдоль Черноморского побережья в Закавказье.

И только 1 мая 1944 года Якова Пантелеевича «догнала» медаль "За оборону Кавказа", а само удостоверения № 025418 датировано 23.08.1942 г. По всей видимости, из-за тяжелейших боёв в 1942 году не до наград было.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

В сентябре 1943 года войска 56-й Армии под командованием генерал-лейтенанта А. А. Гречко в ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции освободили Таманский полуостров.

Именно в это время мой дядя Яков Пантелеевич Ротанов был командиром взвода управления 2 батареи 21 Гвардейского артиллерийского полка 2 Гвардейской Краснознаменной Стрелковой девизии II Гвардейского Краснознаменного Стрелкового корпуса 56 Армии и освобождал в апреле-августе 1943 года Крымский район Краснодарского края. В наградном листе говорится, что в бою за Социалистическую Родину Яков Пантелеевич показал себя мужественным и отважным защитником.

04 апреля 1943 года в боях за станицу Крымская Краснодарского края Яков был ранен, но остался в строю.

7 августа 1943 года в бою за высоту 167,4 (в наградном листе неразборчиво) Крымского района Краснодарского края, находясь в стрелковых ротах нашей наступающей пехоты, подвергаясь ожесточенному артиллерийскому обстрелу, неустанно корректировал огонь батарей и уничтожил: 4 станковых пулемета, 2 миномета, 3 ДЗОТа и до 30 солдат и офицеров.

8 августа в бою за хутор Горно-Весёлый, находясь на передовом наблюдательном пункте, под огнем противника вел непрерывное наблюдение, обнаруживая огневые точки противника, мешающие продвижению вперед нашей пехоте. Им было обнаружено: 2 минометные батареи, 3 станковых пулемета и до 70 человек пехоты противника, накапливающейся для контратаки. Все указанные цели при помощи его корректировки были уничтожены и подавлены огнем батареи.

За мужество и отвагу в бою Ротанов Яков Пантелеевич был представлен и награжден орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» (Приказ 2 гвардейской краснознаменной стрелковой девизии №057/н от 22.08-43 г.).

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Следующей целью 21 Гвардейского полка 2 Гвардейской Стрелковой дважды Краснознаменной Таманской Дивизии под командованием генерал-майора Н.С. Самохвалова стало освобождение города Севастополя (мыса Херсонес).

Во время наступательных боевых действий с 11 апреля по 12 мая 1944 года батарея Якова Пантелеевича Ротанова неустанно громила врага, расчищая путь для продвижения нашей пехоты.

10.05.1944 года в бою за город Севастополь, выкатив батарею на открытую огневую позицию, несмотря на обстрел противником, с дистанции 600-700 метров уничтожил до 40 солдат и офицеров и 3 станковых пулемета.

12 мая 1944 года во время прорыва обороны противника на мысе Херсонес, выдвинувшись вперед от противника на 100-150 метров, огнем батареи обеспечил продвижение нашей пехоты, уничтожив при этом 4 пулеметные точки, до 30 солдат и офицеров, подавил огонь минометной батареи, взяв в плен 15 солдат и офицеров.

За указанные подвиги Ротанов Яков Пантелеевич приказом войскам 11 ГвСКК №086/н от 30.6-44 г. представлен и награжден орденом «ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ»

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

И вот, как описывают именно эти дни военные историки:
«...В 8 часов 12 мая после артиллерийского налета снова атаковали противника на перешейке. Противник упорно сопротивлялся, силой до полка пехоты дважды переходил в контратаки под командованием генерал-майора Грюнера — командира 111-й пехотной дивизии. Контратаки были отбиты, сопротивление сломлено.

Стремительным ударом части бригад ворвались на аэродром на мысе Херсонес, где были встречены сильным артиллерийским огнем и огнем с кораблей в бухте. По заявкам командиров бригад по району маяка и по самому мысу были даны два залпа 21-го гвардейского минометного полка, сделан короткий артиллерийский налет гаубичными артполками. Авиация произвела массированный налет по этому району, и артиллерия противника замолчала.

Противник, прижатый к берегу моря, оказывал отчаянное сопротивление. Наспех сколачивая боевые группы в несколько сот человек каждая, немецкое командование бросало их в контратаки, стремясь остановить продвижение наших войск. Однако эти группы быстро уничтожались стремительно продвигавшимися вперед советской пехотой и танками. Танковые части, обогнав пехоту, вырвались вперед и, уничтожая бегущего противника, прижали его к обрывистым берегам мыса Херсонес...»

Я и представить не могла, каким героем был Яков Пантелеевич! Читала его наградные листы, описание совершенных им подвигов, и поражалась силе духа своего дяди - под обстрелом фашистов вести точные арифметические расчеты, уничтожая противника огнём своей батареи и позволяя нашей пехоте двигаться вперёд, атаковать врага. В голове звучали слова известной песни: «Огонь, батарея! Огонь, батальон! Огонь, батарея! Огонь, батальон! Огонь! Огонь! Огонь!» И ещё я думала о том, сколько жизней пехотинцев удалось спасти благодаря героизму Якова, его выдержке и чувству долга.

Яков вернулся домой после госпиталя в феврале 1945 года. По рассказам бабушки Фёклы, поздно вечером в окно кто-то тихо постучал. Бабушка открыла дверь и едва узнала в изможденном человеке своего первенца Яшу. Оказалось, что Яков досрочно покинул госпиталь – так ему хотелось скорей вернуться на родину, к родным калям-ивам под окнами домов, к журавлям-колодцам, к своенравной речушке Нуе, к родным-близким людям, к ожидающей его невесте… А, может, Яков чувствовал, что недолго ему оставалось на этой Земле жить, может, ощутив зов Журавлиного Пути, заторопился в эрзянскую деревеньку Лигу?.. Кто знает… Но Яков всё успеет: увидеть родину, обнять мать и отца, братьев и сестёр, поцеловать невесту и жениться на ней, и даже зачать дочь. Яков не только писал стихи, он прекрасно и точно считал, он был артиллеристом. В июле 1945 года он покинул Земной кров, оставив после себя своих потомков и Память о себе – Вечную и Долгую. С портрета на меня смотрят сосредоточенно его глаза, поперечная складка на лбу и непослушный вихор надо лбом… Мы с ним очень похожи, я это точно знаю.

А на портрете рядом совершенно другое лицо – задорно-молодое, готовое улыбнуться широкой и доброй улыбкой, лицо очень открытого человека, очень жизнерадостного, умеющего и пошутить, и от души посмеяться над шуткой. Именно таким мне всегда представлялся другой брат отца – Александр.

двойной клик - редактировать изображение

Ротанов Александр Пантелеевич, 1926 года рождения, беспартийный, призван в ряды Красной Армии в 1943 г., стрелок 1-го стрелкового батальона 934 стрелкового полка 256 стрелковой Нарвской Краснознаменной дивизии, 2-ого Прибалтийского фронта.

256 стрелковая Нарвская дивизия с марта 1944 года находится под Нарвой. В начале апреля 1944 года окружена на Ауверерском плацдарме близ Нарвы, понесла большие потери, 26.07.1944 участвует в освобождении Нарвы.

Александр Пантелеевич 19.07.1944 (в боях на Нарвском плацдарме) и 17.12.1944 в ходе боевых операций 256 стрелковой дивизии получает ранения, но остается в строю.

После освобождения Нарвы 256 стрелковая Нарвская дивизия отведена для пополнения и в августе передана в 42-ю армию, принимает участие в Мадонской операции, затем в середине октября 1944 года передислоцирована с армией юго-западнее Риги, где с 16.10.1944 года наступает в ходе Рижской операции на Лиепаю и выходит к Тукумскому оборонительному рубежу.

В бою 27 января 1945 года в районе Пути Латвийской ССР Ротанов Александр Пантелеевич уничтожил трёх немецких солдат и награжден медалью "За Отвагу".

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

Затем в составе 256 стрелковой Нарвской Краснознаменной дивизии Ротанов Александр Пантелеевич участвует в блокаде Курляндской группировки противника.

Курляндский котёл сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс — Лиепая. Это окружение не являлось «котлом» в полной мере — немецкая группировка не была полностью блокирована с моря и потому имела достаточно свободное сообщение с основными силами Вермахта.

Вплоть до капитуляции Германии 8 мая 1945 года велись ожесточённые бои (некоторые населенные пункты переходили из рук в руки по несколько раз) с целью ликвидации «котла», но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь. Отдельные боевые действия прекратились только после 23 мая 1945 года, много позже официальной капитуляции Германии.

Ротанов Александр Пантелеевич погиб в мае 1945 года. После объявления Дня Победы домой продолжали приходить от него фронтовые письма. Место захоронения неизвестно. Но имя его и Память о нём живёт в наших сердцах. И смотрит с портрета почти мальчишеское лицо с глазами, в которых прячутся солнечные смешинки…

Хранились подобные портреты и в семье моего прадеда Евдокимова Михаила Ильича по материнской линии. Да и как было не хранить их! До войны в семье было три сына-богатыря: Иван (мой дед), Андрей и Сергей. Ездили на заработки на золотые прииски в Якутию. Сыновья были работящие, на все руки мастера. Таких в эрзянских сёлах называют Эрьмезями. «Эрьва мезть машты» – так говорят на эрзянском языке, что в переводе на русский язык означает: «Всё может сделать».

22 июня 1941 года война их застала за перевозкой сруба для будущего дома старшей сестры Варвары и её семьи – помогали, что называется, всем миром. Всех мужчин в тот же день созвали в военкомат, вручив им повестки.

Три брата ушли на фронт.

Домой с войны никто не вернулся.

двойной клик - редактировать изображение

Евдокимов Иван Михайлович (мой дедушка) погиб 17.09.1941 года под Ленинградом, служил в пехоте, прямое попадание снаряда при артобстреле.

двойной клик - редактировать изображение

Евдокимов Андрей Михайлович погиб в битве за Москву 17.11.1941 года.

двойной клик - редактировать изображение

Евдокимов Сергей Михайлович погиб 04.08.1945 г. в Новочеркасске при невыясненных обстоятельствах.

Попробую восстановить обстоятельства гибели Андрея Михайловича по скупым сведениям и семейным рассказам. Андрей Михайлович Евдокимов, 1915 года рождения – участник битвы за Москву. По семейной легенде Андрей Михайлович в составе своей воинской части прошёл по Красной Площади, а дальше его часть была переброшена под деревню Дорохово.

В октябре 1941 г. после прорыва гитлеровцев под Вязьмой, на Можайском направлении сложилась тяжелая обстановка. Немцы, едва преодолев Можайский рубеж, не считаясь с потерями, бросились штурмовать деревню Дорохово, стремясь перерезать дорогу Руза-Верея, а затем взять Дорохово.

Небольшой посёлок Дорохово имел важное стратегическое оборонительное значение: кроме того, что он расположен одновременно на трёх дорогах, ведущих к Москве-Минской, Можайской и Белорусской железной, через Дорохово, с севера на юг, проходит дорога Клин-Руза-Боровск-Серпухов. Такие пути, пролегающие параллельно фронту, у военных называются рокадными. И, понятно, кому этот путь принадлежит, тот и владеет инициативой на фронте, потому что прежде противника может перебрасывать войска с участка на участок.

Германские войска начали атаковать Дорохово рано утром 23 октября. Насколько велико было значение Дорохова для советского Главного командования можно судить хотя бы по тому, что в этот день в посёлке находились командующий фронтом Г.К. Жуков и член военного совета Н.А. Булганин и лично руководили обороной. Обороняли Дорохово части 5-й армии под командованием Л.А. Говорова. Командарм Говоров направил к деревне Дорохово все, что было в его распоряжении, - и армейский истребительный отряд, и гвардейский дивизион “PC”, и батальон 27-го запасного полка.

Немцы двинули на Дорохово свою 10-ю панцер-дивизию, моторизованную дивизию СС "Райх" и 7-ю пехотную дивизию. По численности неприятель, пожалуй, не превосходил войска Красной армии, оборонявшие посёлок, но по количеству техники имел заметное преимущество.

За Дорохово бой шел буквально за каждый дом. Обстрел Дорохова был столь интенсивным, что в посёлке редкий дом остался неповреждённым. Старожилы рассказывают, что деревья в Дорохове и те почти все погибли. Жители покинули деревню и прятались по лесам и оврагам, многие погибли под непрекращающимися обстрелами.

Когда говорят о битве за Москву, часто вспоминают героев Дубосекова, которые вступили в бой с неприятельскими танками и остановили их, имея лишь гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Но в Дорохове была подобная же схватка. Только ещё более масштабная. Посёлок четыре раза переходил из рук в руки. Десятки германских танков были здесь сожжены.

Только 2 ноября неприятель овладел героическим посёлком. Под угрозой окружения, наши войска, ведя жестокий бой, отошли восточнее - в район Крымское-Дубки.

Именно в бою за деревню Дорохово был тяжело ранен Андрей Михайлович. С поля боя его смогли вытащить и переправить в сортировочный эвакогоспиталь №2386, который находился на Лиственничной аллее Тимирязевского района (ныне здесь находится школа № 1454) города Москвы.

Однако, ранения оказались несовместимы с жизнью и 17 ноября 1941 года Андрей Михайлович умирает.

Евдокимов Андрей Михайлович был захоронен в братской могиле на воинском мемориале Ваганьковского кладбища. Нам удалось отыскать это захоронение. Ежегодно 9 мая мы приходим на воинский мемориал к гранитной плите, где среди имён погибших за Москву значится и его имя – Евдокимов Андрей Михайлович, и мысленно переносимся в тот далёкий, но памятный для всех россиян 41-ый…

двойной клик - редактировать изображение

Жаль, что в этом году традиционный день придётся перенести на более позднюю дату. Но мы обязательно придём почтить Память Андрея Михайловича по устоявшейся уже традиции.

Символично, что на родине Андрея Михайловича Евдокимова – в посёлке Атяшево республики Мордовия, примерно на месте довоенного дома моего прадеда, в 2015 году вознесся храм святого апостола Андрея Первозванного.

Имя Андрея Михайловича Евдокимова увековечено на мемориале воинской славы в посёлке Атяшево и на воинском мемориале Ваганьковского кладбища, где в братской могиле покоится прах защитников Москвы.

А со старых фотографий на нас продолжают смотреть родные глаза и дорогие лица Защитников нашей Родины:

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

09.05.2020 г.

1.0x