Авторский блог Александр Елисеев 18:22 14 апреля 2014

Мода на сепаратизм

великий передел границ

Испанский парламент запретил проведение референдума о независимости Автономной области Каталония. Против него выступили 299 депутатов, за – всего лишь 47. Целью референдума было выяснить мнение по поводу независимости этой провинции. Ранее референдум был объявлен незаконным решением Конституционного суда Испании. А премьер-министр страны Мариано Рахой дал торжественное обещание не допустить его проведение. Парламент поставил точку в этом «оппонировании» центральной власти и автономной провинции. Хотя сами сторонники независимости сдаваться вовсе не собираются. Глава каталонского правительства Артур Мас заявил, что начнутся поиски неких «законных путей» для проведения референдума - каких, он не уточнил.

На территории Автономной области Каталония (Северо-восток Пиренейского полуострова) проживает 7, 5 миллиона человек, она производит четверть всего ВВП Испании. В настоящий момент область добилась не только автономии, но признания официального статуса каталанского языка, а самих каталонцев – нацией, отдельной от испанцев. Надо заметить, что на каталанском языке разговаривает примерно 11 миллионов человек, он имеет распространение не только в Каталонии, но и в Валенсии (провинция Испании), на юге Франции (департамент Верхние Пиренеи), Сицилии и Андорре.

Мода на сепаратизм давно уже охватила старушку Европу. В сентябре пройдёт референдум о независимости в Шотландии. Ранее, в результате интернет-голосования за отсоединение от Италии высказалась провинция Венето (столица – Венеция). Из 2, 2 миллионов избирателей 60 % высказались за независимость на местном референдуме. Инициатором выступила Партия независимости, обвинившая Рим в неспособности обуздать коррупцию и остановить финансовые потоки на бедный Юг. Подобную акцию намерены устроить жители пока ещё итальянской Сардинии. Инициатива уже внесена в местный совет. Сардинские националисты утверждают, что их традиции, культура и язык находятся в упадке, их необходимо срочно возрождать, для чего и нужна независимость. Любопытно, что на острове активно обсуждается возможность присоединения к Швейцарии - в качестве 27-го кантона. Сепаратисты весьма влиятельны в Бретани, во Фландрии и Валлонии, на Корсике и т. д. Пока еще нынешние национальные государства Европы держатся, но, судя по всему, в обозримом будущем грядёт великий передел границ.

У европейских регионалистов (сепаратистов) даже есть свой собственный Интернационал – Европейский свободный альянс (ЕСА), в настоящий момент объединяющий 31 партию и представленный в Европарламенте 7 депутатами. ЕСА выдвигает проект создания «Европы регионов», которую бы составляли не нынешние 25, а 50-60 государств. Идейным вдохновителем регионалистского Интернационала является Умберто Босси, до 2012 года возглавлявший «Лигу Севера» Италии. Он написал программную книгу «Революция», в которой наметил четыре революции – территориальную, экономическую, социальную и культурную. Первая революция предполагает отказ от крупного централизованного государства в пользу государства с самыми широкими полномочиями местного самоуправления. Вторая революция призвана ликвидировать господство крупного бизнеса, выдвинув на первый план среднее предпринимательство. Согласно Босси, именно крупнейший капитал заинтересован в наличии сильной центральной власти – они однотипны, что облегчает их сотрудничество. А вот среднему бизнесу легче сотрудничать с местными властями. Социальная революция будет всплеском «общества производителей», которое сменит «общество потребителей и бюрократов». И, наконец, четвёртая, культурная революция устранит современную гомогенную культуру.

Вряд ли можно согласиться с положением У. Босси о том, что крупные централизованные государства выгодны крупному капиталу. Они были ему нужны, когда система глобального капитализма еще только складывалась и нуждалась в некоей военно-политической опоре. К тому же, была потребность в сильном государстве как стабилизаторе капитализма, регулирующего экономику и реализующего социальные программы с тем, чтобы успокоить пролетариат. Но сейчас ситуация изменилась. Глобальный капитализм достиг такой силы, что вполне уже может обойтись без сильного государства. Более того, оно начинает восприниматься им как соперник. Поэтому ставка будет сделана на всемерное ослабление национальных государств – в том числе, и посредством регионализации.

Вообще, необходимо отметить, что проекты создания Единой Европы, установления мирового порядка и дробления национальных государств всегда тесно переплетались друг с другом. Мало кто знает, что концепция ЕС стала разрабатываться сразу после окончания первой мировой войны группой ученых под руководством известного историки Арнольда Тойнби. В 1919 году он возглавил Королевский институт международных отношений, именуемый также «Исследовательской группой Чэтем-Хаус» (или просто - «Чэтем-Хаус»). Она тесно взаимодействовала с аналогичной структурой – «Институтом международных отношений» (США). Вначале Тойнби и его коллеги работали над проектом превращения Великобритании в мировое государство, но потом они переключились на проблемы, как бы сейчас сказали, евроинтеграции. Английские евроинтеграторы, вместе с американскими коллегами, пришли к мысли о том, что Европе стоит сосредоточиться на своих собственных проблемах и передать контроль над отдаленными территориями США. Ну, а национальные государства должны отмереть. Как видим, первые два пожелания выполнены, а вот третье пока нет, хотя над этим упорно работают.

В начале 1990-х годов мондиалистская «Трехсторонняя комиссия» (лидер – Дэвид Рокфеллер) выдвинула план ликвидации крупных национальных государств и замены их небольшими государствами. Эти замыслы были озвучены членом Комиссии, главой знаменитой пивоваренной компании Heiniken Фредди Хайнекеном. Он предложил нарезать из современных европейских государств образования, чье население не превышало бы 5-10 миллионов человек. И предложение своё пивной магнат обосновывал выкладками американского историка Леопольда Кора (сотрудника «Трехсторонней комиссии»), утверждавшего, что процветание Америки обусловлено небольшими размерами составляющих её штатов. Согласно ему, федеральным органам легче управлять именно малыми субъектами.

Леопольд Кор создал систему «географического сепаратизма». По его мысли, «войны и глобальная несправедливость происходят из наличия империализма (позднее – неоимпериализма), и стоит разделить сверхдержавы на множество мелких государств, как исчезнет основа для конфликтов, - пишет Share в блоге «Толкователь». - В итоге Кор вывел «формулу», что оптимальная численность населения в таких государствах должна состоять из 10-12 млн. человек. Но были исключения: так, США «для начала» он предлагал разделить на 11 государств, СССР – на 12. Также ещё в 1960-е он призывал к распаду Югославии. Когда люди свыкнутся с существованием в таких «обрубках», можно делить страны и далее, вплоть до бесконечности: идеалом, к примеру, Кор считал Германию XVIII века, состоявшую из 300 государств. Также он любил приводить в пример античную Грецию и средневековую Италию, представлявшие собой конгломерат городов-государств... В конце концов, именно города-государства, как верил Кор, дают самый чистый образец демократии. Если при жизни Кора его теории выглядели маргиналиями, то в наше время как растёт в академическом мире число сторонников воззрений Кора, так – это главное – под них закладывается научный базис. Так, несколько лет назад в издательстве Массачусетского технологического института (США) вышла книга американских профессоров Альберто Алесина и Энрико Споларе «Размер наций». В ней они доказывают преимущество малых государств перед большими, и как безболезненнее совершить распад сверхдержав (главный их тезис дословно звучит так: «при глобализации чем больше размер государства, тем меньше его преимущество»)».

Обоснованием необходимости создания ЕС и ликвидации национальных государств занимался не только Тойнби. В 1923 году вышла в свет книга графа Рихарда Николауса Куденхове-Калерги «ПанЕвропа» (1923), ставшая чем-то вроде «Манифеста компартии» для тогдашних евроинтеграторов. Граф предлагал разделить мир на несколько мега-образований – Пан-Европу, Пан-Америку, Британское Содружество, Русскую Федерацию (чьи восточные границы будут проходить по алтайским горам) и Ориент (Китай+Япония). Получался этакий многополярный мир, который сегодня многие считают альтернативой - как монополии США, так и антиглобализму. Между тем, многополярность вполне может служить и цели ликвидации национальных различий, перемешивая разные народы в нескольких грандиозных этнополитических плавильных котлах. Куденхове-Калерги ожидал от своей «ПанЕвропы» именно этого: «Европеец должен направить всю свою энергию на ликвидацию границ, национальных и экономических. Государственные границы сократятся до региональных и потеряют свое значение… Человек далекого будущего будет смешанных кровей. Расы и классы исчезнут, поскольку будут преодолены пространство, время и предрассудки. Будущая евразийско-негроидная раса, внешне похожая на древнеегипетскую, заменит разнообразие народов разнообразием личностей».

Тут весьма любопытна отсылка к Древнему Египту, который является очень важным сакральным ориентиром для разного рода оккультистов. Достаточно хотя бы вспомнить, какую роль играл его символизм в возникновении и утверждении масонства. К слову, мистики часто выводят египетскую традицию из традиции полумифических атлантов, чем ещё больше «сакрализируют» разного рода оккультные доктрины. Сам автор «ПанЕвропы», что нисколько не удивительно, был масоном, состоял в венской ложе Humanitas, которую со временем покинул, сохранив тем не менее контакты с масонами разных стран. Сам граф был самых, что ни на есть, голубых кровей, его род происходил из Брабанта и уходил своими корнями во времена крестоносцев. В середине позапрошлого века его отец Франц-Карл Куденхове женился на Марии-Фелицитас Калерги – греческой аристократке, в генеалогических зарослях которой затесался кто-то из византийский императоров. Причем, сама Мария-Фелицитас родилась в Санкт-Петербурге и по материнской линии была родней Нессельроде. Мало того, сам Рихард Куденхове-Калерги женился на японской девушке Мицу Аояма – представительнице древнейшего самурайского рода. Такой вот получается аристократический интернационализм. Кстати, граф считал, что будущей Пан-Европой будет руководить аристократия, избавившаяся от воинственности и осуществляющая «духовное руководство».

«Либеральном» евроинтегратору оппонировал другой аристократ – «черный барон» Юлиус Эвола, также отрицавший национальное государство и национализм, но уже «справа», занимая крайне реакционные позиции: «И пока… дух является лишь инструментом политики; пока аристократия перемешана с плутократией и с руководителями чисто хозяйственной, административной или милитаристской организации; пока государство есть только нация, а не иерархия каст, не дифференциация ценностей, корысть, эгоизм, конкуренция, планы алчной промышленности и т. д., в своей иррациональности и разрушительности, остаются силами, обладающими таким могуществом, что об него разобьется всякая попытка объединения. Сейчас прежде всего необходимы децентрализация и хозяйственное разоружение, чтобы государство как духовный принцип отделилось от своей материальной стороны, чтобы, ограничив эту сторону, оно смогло подняться над ней через интегрально понятый иерархический идеал, который как таковой стоит выше всех партикуляристских, материальных, этнических и географических условий. Тогда в различных государствах возникнет аристократия, которая, оживляясь одной и той же традицией и одной и той же литургией могущества, и внутренне придерживаясь реальных, сверхнациональных ценностей этой традиции духа, действительно осуществит объединение сверху, создаст такое сверхнациональное единство, которое будет объединено духом без смешения тел. Только в этом смысле можно образовать Пан-Европу». («Языческий империализм»)

«Черным бароном» Юлиусом Эволой двигал «римский миф». Продолжением великой Империи ему виделась Священная римская империя германской нации, представлявшая, как известно, конгломерат различных феодальных образований. К слову, о феодализме – ныне Паневропейским союзом руководит Карл фон Габсбург, сменивший на этом посту своего отца – Отто фон Габсбурга. Последнего многие считали кандидатом ни много, ни мало, но в общеевропейские монархи, именуя «герцогом Лотарингии, королем Иерусалима и императором Священной Римской империи». Отто фон Габсбург являлся законным наследником Болдуина Лотарингского - первого короля Иерусалимского королевства, образованного во время крестовых походов. А сам Иерусалим был захвачен страшим братом Болдуина - Готфридом Бульонским. И как тут не вспомнить основателя Панъевропейского союза супераристократа Куденхове-Калерги, также ведшего свой род от крестоносцев! (Примечательно, что после смерти сердце Отто было захоронено отдельно, в монастыре. Конспирологи усмотрели в этом некое магическое действо. Действительно, в разных традициях, сердце человека считается его духовным центром. И отделение данного центра от тела попахивает очень тревожным символизмом.)

Не обделён почётом и вниманием сын усопшего – Карл. «Многие наблюдатели обратили внимание на то, с какой помпой в Германии и Австрии прошло празднование юбилея Священной Римской империи (в 962 году папа римский вручил немецкому королю Оттону I корону и наградил его титулом «императора римлян и франков»), - пишет Михаил Тюркин. - Это событие пиарили не просто так — обращаясь к преданиям седой старины, западная элита демонстрирует европейцам их будущее. Судя по новейшим тенденциям, уже через несколько лет Европа будет походить именно на Священную Римскую империю германской нации — рыхлое образование карликовых княжеств, над которыми возвышалась наднациональная власть императора и папы римского. Только в данном случае мы имеем дело с постмодернистской пародией на Средневековье: вместо королей и доблестных рыцарей мы получим сонм провинциальных вождей фашистского типа, вместо католических священников и монахов — леволиберальных интеллектуалов, правых популистов и исламистов, а вместо римского престола и императорского двора — разветвленную сеть закулисных обществ и орденов».

Думается, что М. Тюркин несколько недооценивает транснациональных, по своей сути, элитариев. Они вполне могут короновать какого-нибудь общеевропейского монарха, приписав ему происхождение от Меровингов или даже от царя Давида. Вот, хотя бы того же самого Карла фон Габсбурга, об их «меровингских» корнях говорилось много чего. Ну, а себя они запросто провозгласят аристократией, «вынужденной» взять на себя бремя «духовного руководства» чересчур много возомнившим о себе демосом. К слову, проект сворачивания демократии был разработан еще в 1970-е годы экспертом Римского клуба по заказу всё той же самой «Трехсторонней комиссии» (http://zavtra.ru/content/view/sliv-demokratii). Что же до европейских регионалистов, то понять их можно, сохранять свою самобытность – дело святое. Но объективно они работают на транснациональные элиты, которые, как раз и стараются ликвидировать любую самобытность в пользу тотального, всё нивелирующего «нового мирового порядка».

1.0x