Сообщество «Форум» 11:53 20 апреля 2020

Миры Александра Титова

Дирижер, художник, педагог

двойной клик - редактировать галерею

Звучит как парадокс, но даже среди музыкантов, исполняющих академическую музыку в постоянном режиме, не так много тех, кто ее действительно глубоко и содержательно понимает. И еще меньше тех, кто может ее доступно показать и объяснить другим – тем, кто приходит в оперу, на балет или в филармонический зал. Именно поэтому мы так ценим среди исполнителей избранные имена, и нам совсем не все равно, кто этим вечером продирижирует нам симфонией Бетховена или балетом Чайковского! Мы ведь от любого концерта хотим откровения и праздника, а не праздного времяпровождения…

…Как сейчас помню свое потрясение от исполнения Александром Титовым и его оркестром СПбГАСО в зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских Шестой симфонии Сергея Прокофьева, написанной композитором в военные годы. Признаюсь, до того как я услышал эту музыку в исполнении маэстро Титова, при всей моей любви к Прокофьеву в целом, она представлялась мне не более чем набором очень шумных звуковых последовательностей. Не более того. Мне, честно говоря, было очень неудобно пред любимым композитором за то, что я не могу понять его высказываний, но это было так. И вот Симфония предстала передо мной в ясной череде образов: лава огня, с грохотом рушащиеся дома, мерный стук метронома, в главной теме первой части – плач и тоска человека, переживающего беды одной из самых ужасных войн всех времен. В игре оркестра под управлением Александра Титова слышны подголоски, которых зачастую не слышно у других дирижеров: это придает музыке неожиданный и мощный объем.

Среди десятков других имен и произведений Александр Титов открыл мне и другим петербургским меломанам музыку «американского Шёнберга» Чарльза Айвза. Под взмахами его дирижерской палочки «Звуковые пути» Айвза вовсе не кажутся «сумбуром», чем-то трансцендентным, нет, они просто очень рельефно и сочно живописуют мучительный и болезненный распад классического взгляда на мир, основанного на традиционной христианской морали, и вступление человечества в новый – неизвестный и страшный – ницшеанский ХХ век.

Но в исполнительском каталоге маэстро Титова числятся не только Прокофьев или такие раритеты и изыски как Айвз, Николай Капустин, Михаил Кузмин и Радвилович: я с теплотой вспоминаю десятки, а, может, и сотни программ классики, прослушанных мной и в Мариинке, и в Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских, и в Большом и Малом залах Филармонии, и в Оперной студии СПб Консерватории, и в Белом зале Политеха. Седьмая Брукнера и Девятая Малера, Девятая Бетховена, уникальное исполнение «Реквиема по Миньоне» Шумана в БЗФ и его же гениальный Виолончельный концерт в Белосельских-Белозерских, «Stabat mater» Перголези…

Секрет музыкантского успеха Александра Титова, как мне кажется, в огромном таланте, помноженном на энциклопедическую образованность, бесконечный и кропотливый труд и искреннюю любовь к академической музыке и увлеченность ей. Он знает практически все партитуры от Палестрины и еще раньше и вплоть до самых последних новинок. И знание это при всей его обширности обладает исключительной глубиной, пониманием и чувством.

Титов закончил оперно-симфоническое дирижирование у легендарного Ильи Мусина и хоровое дирижирование и аспирантуру у не менее легендарного Авенира Михайлова. Фортепианный факультет у Валерия Генслера. Затем стажировался в Тэнглвуде (США), а в 1988-м году стал лауреатом Международного конкурса дирижеров Мин-Он в Токио.

Читая послужной список маэстро Титова, думаешь, что речь идет о нескольких выдающихся музыкантах – так много событий на единицу времени в его творческой биографии. И происходят эти события на самых высоких оперно-балетных подмостках и на самых громких филармонических площадках мира. Помимо главных сцен и залов России, Александр Титов выступал в Метрополитен-опера, Ла Скала, Опере Сан-Франциско, Ковент Гарден, Опера де Бастиль, Театре Палермо, в оперном театре Мюнхена, театре Ла Фениче (Венеция) и многих других.

Семнадцать с лишним лет маэстро Титов прослужил в Мариинке (1988 – 2005 и с 2016 по 2018), семь лет в Большом театре (2002 – 2009), он был приглашенным дирижером Шотландского симфонического оркестра ВВС, Театра Ла Скала, Дрезденского Штаатстеатра, Театра Ла Фениче в Венеции, Голден театра в Палермо и не только.

Маэстро Титов сотрудничал с ведущими оркестрами мира, среди которых –Лондонский оркестр ВВС, оркестры Мюнхенской оперы и Мюнхенской филармонии, Бамбергский симфонический оркестр, Оркестр Парижской Опера де Бастиль, оркестр театра «Опера Сан-Франциско»; симфонические оркестры Хельсинки, Оулу; симфонические оркестры Токио, Нагоя, Осака, Кагосима; «Русская филармония» (Москва). Он гастролировал в Голландии, США, Италии, Великобритании, Шотландии, Франции, Германии, Португалии, Испании, Бразилии, Колумбии, Латвии, Норвегии, Финляндии, Аргентине, Уругвае, Коста-Рике, Чили, Австралии, Китае, Японии... И это не полный список!

Титов – постоянный участник фестивалей «Петербургская музыкальная весна», «Звезды белых ночей», «От авангарда до наших дней», фестиваля балета «Мариинский» и др.

С 2007-го года по настоящее время (с небольшим перерывом) Александр Титов – художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Дирижер Титов записал свыше 100 компакт-дисков, в том числе около 20 CD в качестве художественного руководителя проекта «Музыка военной поры».

В родной Санкт–Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова профессор Титов – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования, его ученики, а среди них такие выдающиеся как главный дирижер Бостонского симфонического Андрис Нельсонс, Станислав Кочановский, Юрий Лебедев (Германия), Адриан Авила (Аргентина), Федор Леднев, дирижеры Мариинского театра Иван Столбов и Владислав Карклин, Алексей Ньяга и многие другие – работают в лучших оркестрах мира.

Говоря о дирижерском мастерстве Александра Титова, нельзя обойти стороной тему балета: балетами маэстро Титов на протяжении многих лет дирижировал в Мариинке и в Большом, отдельная страница – постановки Театра балета имени Якобсона. Вот что рассказывает об этой стороне творчества дирижера в недавнем прошлом знаменитый премьер Мариинки, а ныне директор Санкт-Петербургского государственного театра балета имени Л.В. Якобсона Андриан Фадеев:

- Заслуженный артист России Александр Вениаминович Титов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского Государственного Академического симфонического оркестра, лауреат премии «Золотой Софит» - фигура для нашего города знаковая. Этого уважаемого в театрально-музыкальном сообществе человека я знаю еще с тех времен, когда был премьером Мариинского балета, и рад был продолжить с ним сотрудничество в Театре балета имени Леонида Якобсона. Можно быть хорошим дирижером, но умение работать над балетным спектаклем – это особый дар, и Александр Вениаминович им, несомненно, обладает. Он искренне любит и понимает особую специфику нашего ремесла, поэтому его оркестр всегда «дышит» в унисон с исполнителями, разделяя не только темп, ритм, но и настроение каждой балетной сцены. Имя Александра Вениаминовича в афише нашего театра всегда служило и, уверен, еще не раз послужит гарантией успеха любой новой постановки.

И – на минуточку – напомню: практически раз в неделю, в свободное от разного рода карантинов время, у жителей северной столицы и ее гостей есть возможность слышать это чудо «живьем» – игру симфонического оркестра под управлением маэстро Титова. Ценим ли мы эту уникальную возможность?

А вот отзывы о маэстро Титове знаменитых музыкантов разных поколений:

Мирослав Култышев, пианист:

«Прежде всего, я хотел бы сказать о психологическом комфорте, который ты ощущаешь, играя с маэстро Титовым, и который так важен для любого солиста. Восхищает его огромный репертуар. Слушая самые смелые программы, в частности, из редко исполняемой музыки ХХ-ХХI веков, подготовленные Титовым, мы можем с полным правом говорить о музыканте-просветителе, которых в наше время очень немного. Всегда с огромным удовольствием сотрудничаю с Маэстро»

Александр Радвилович, композитор:

«Александр Титов – один из крупнейших дирижеров нашего времени. За границей он известен и почитаем гораздо больше чем у нас. У него много нестандартных программ, он знает, любит и много исполняет русский авангард. Оркестр СПБГАСО под его руководством несравненно вырос, у него появилось свое неповторимое лицо, навсегда запоминающийся насыщенный звук. Мне лично очень понравилось сотрудничать с Александром Титовым и его оркестром на моем фестивале современной музыки «Звуковые пути».

Александр Ведерников, главный дирижер Михайловского театра:

«Я знаком с Александром Титовым вот уже около тридцати пяти лет. Когда мы познакомились, я был еще студентом Консерватории, а Александр Вениаминович был уже состоявшимся музыкантом. Он сразу произвел на меня сильнейшее впечатление своим высоким профессионализмом и широкой эрудицией. Неслучайно Титов занимается преподаванием: думаю, никто лучше него не может обучить профессиональным навыкам начинающего дирижера. Титов очень много об этом знает, а главное способен передать свои навыки ученику. В репертуаре Александра Титова много редко исполняемых произведений, особенно из советского авангарда 1920-х годов – Гавриил Попов, другие… Благодаря Титову и его оркестру существуют высококачественные записи этой музыки. Сейчас, когда я бываю в Санкт-Петербурге, я всегда стараюсь бывать на его концертах. Вот совсем недавно слушал замечательный редко исполняемый Третий фортепианный концерт Николая Капустина».

СПРАВКА. О званиях и наградах

Александр Титов – заслуженный артист РФ (2004), заслуженный деятель искусств России (2019), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2002, Мариинский театр) и Петербургской премии «Fortissimo» (2003).

Титов награжден грамотами Губернатора Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие искусства Санкт-Петербурга» (2008), «За значительный вклад в развитие культуры Санкт-Петербурга» (2009), «За активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой отечественной войне» (2010). Он – лауреат премии правительства Санкт-Петербурга за постановку оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (2015).

В 2017-м он получил почетную грамоту комитета по культуре «За значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга», а в прошлом году – благодарность Законодательного собрания Санкт-Петербурга «За выдающиеся личные заслуги в области культуры и искусства в Санкт-Петербурге и многолетнюю успешную творческую деятельность» и медаль «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2019).

фото из домашнего архива А. Титова

1.0x