Авторский блог Людмила Диковицкая 22:21 31 августа 2016

Между Сциллой и Харибдой, или "Времён связующая нить"

В День "Всецарицы" и накануне Дня Знаний "пою одесную" литературе. Искусством словесности вводит она нас в мир книги, Главная из которых гласит: "В начале было Слово..." Словам, возведённым в Знание и посвящаю своё "Откровение"...

Между Сциллой и Харибдой, или «Времён связующая нить…»

Вселенски любя Москву, я боготворю русскую речь и обожаю искусство слова, запечатлённое литерой. Сокровенность искусства изящной словесности трудно переоценить, если научили дорожить тайной. Доверительно постигать её помогает книга - кладезь знаний. Творчески добытым, им свойственно трансформироваться в умения и навыки, позволяющие не только владеть, но и дарить. Именно поэтому, высшего оценочного балла уже в школе заслуживает ученик-мытарь, объясняющий и понимающий законы предмета, трепетно дорожа "отмытыми", как на золотых приисках, «тайнами»...

И счастлив тот, кто, припадая к источнику вдохновений и раздвигая границы вездесущего Времени, игриво преодолевает поэтически воспетое: "Если бы молодость знала, если бы старость могла…" Синтезом сотворчества поколений, редко, но всё же, воплощается на планете божественный алгоритм взаимосвязи и взаимообогащения культур, времён, поколений. Чтобы помнили...

Да, "песочницы не возвращаются", равно, как и реки не бегут вспять. Но по-прежнему Земля вертится, красотой и гармонией взывая к всещедрой благодарности каждого. Словом и делом земляне способны во имя жизни повествовать о любви к зелёно-голубой жемчужине, большой и малой Родине, своей семье, родной культуре...

Философски трактуемые, в дословном переводе с латинского «возделывание», «взращивание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание» - составные термина «культура». Духоподъёмно они и вершат цикл каждой ступени восхождения человека к совершенству. Извечным проводником к нему остаётся книга...

Литература, миссионерски доносящая правду буква (по-латински «литера»), продолжает проявлять себя просветительски. И в третьем тысячелетии она пытается оставаться светочем, лучезарность которого как дань Времени не должна быть растоптана толпой совсем не библиотафов, но определённо могильщиков…

Сокровенно, что в центре Москвы, рядом с Лубянкой, есть памятник Ивану Фёдорову. Всемирно известный первопечатник ипостасью своей с книгой. Он всё ещё её поддерживает – и как мыслитель, и как гражданин, и как символ России.

Что правда, символ просветителя Фёдорова давно и не безуспешно пробовала отвоёвывать Украина. Западноукраинский Львов с его музеем Фёдорова, несмотря на все политические перипетии, остаётся тому подтверждением. Не сочтите дурным примером, но и независимость молодого государства гуманитарно оберегаема была дифференцированным преподаванием двух (!) литератур – украинской и всемирной. Книга, как литературная одухотворённость нации, до «майданных» событий, пьедестально возвышалась и составляла пиететную востребованность в украинской культуре.

У России – правопреемницы СССР и Российской Империи – литература как искусство слова, в образовательной сфере её влияния, в частности, долгие годы находилась, будто в канаве, невольно и уничижительно уподобленная блоковской Незнакомке. Гипотетически, фолианты по-прежнему драгоценны и элитарны, но как во времена Карла Великого даже они (а иносказательно - и юные дарования) давно не инкрустируются бриллиантами…

И всё же, книги остаются, по определению Фрэнсиса Бэкона, «кораблями мысли».

«Снаряжать» такие корабли становится непосильным. «Штурманов», готовых и, главное, способных провести корабль между Сциллой и Харибдой в океане человеческих страстей, единицы.

Многие из тех, кого учила я любить слово как колыбельную народа, написав первые произведения сердцем, увы, так и не пришли в литературу. Сейчас они, вслед за классиком, не устают постигать свои «университеты», в которых слишком суровый реализм, сменивший социалистический, безжалостно подрезает им крылья. Без них половодье масскультуры потопляет. Целина души, как легендарная Атлантида, опускается на дно жизни, а память сердца подобно загадочной Гиперборее фантомно исчезает…

Островками-форпостами, прибиваются к которым упорные и даровитые, остаются реликтовые литературные студии. Волшебное продление их жизни обусловлено верой в спасительную лодку Деда Мазая, что Ноевым ковчегом в миллениуме сохранит и преумножит для потомков великое духовное наследие…

Чрезвычайно важно для России поддержать, взяв, например, под президентскую опеку, издание сборника произведений юных литераторов, что стойкими оловянными солдатиками трепетно оберегали почти мифологизированную литературу. Искусством слова хранилась она в пергаментных свитках, берестяных грамотах, рукописных книгах, прародители которых - каменные начертания, глиняные таблички, библиотеки на стенах нестареющих пирамид. Из века в век передают они знания, преемственно собирая их в летопись времён, культур, народов. Признанием верности слову как знанию может стать альманах сочинений, созданных словесниками в творческих объединениях столицы…

На одном из семи московских холмов и по сей день возвышается центр просвещения, что за свою восьмидесятилетнюю историю менял не единожды облик. Суть же его и поныне остаётся незыблемой: дарить знания по математически выверенной формуле народной мудрости «Сначала Аз да Буки, а потом и другие науки».

Многие годы по-царски достойно и по-ученически прилежно создавали студийцы нынешней Школы Будущего каждый свою книгу. Воедино литературные изыски были собраны для первого в 2004 и победоносного для тогда школьных писателей и поэтов Центрального административного округа Москвы литературного конкурса.

Дальнейших побед было множество, а вот сборника произведений юных словесников, успешно работавших по уникальной культурологической программе «Я подарю тебе Вселенную», ни одного. Но даже дошкольники рисовали и писали по ней свои «Первые книги», приобретали навык работы в тетрадях, изучая одновременно по варианту древнерусской Азбуки – Буквице - букву и цифру. Воспринимая их как художественный образ, студийцы, готовясь к школе, обучались любви к словесности, в меру сил и способностей запоминая: её в Царскосельском лицее изучал сам А.С. Пушкин...

Взаимосвязь эпох, искусств, культур, народов доминировала в студийном созидании.

Вписать свою страничку в творческую биографию как в лирический хронограф, создававшийся почти по-аристотелевски, - под сенью муз нестареющей Москвы, могли бы многие прозорливцы, меценатствуя по зову души и по долгу службы Отечеству. Тем самым посильно поддерживая такие редкие изыски словесности, рождавшиеся трудом, талантом, творчеством во благо России. Пропагандируя и разумно опекая творчество юных, страна не позволяла бы лучезарному оставаться на задворках, и по-хозяйски распорядилась бы дарованным Свыше. Ведь эпохально отпраздновав 700-летие Преподобного Сергия Радонежского – священной главы сакрального единения России, равно как и небесного покровителя вселенски мудрого просвещения на Земле, коленопреклоненно мы убеждаемся в том, что творить настоящие чудеса нам всё ещё помогает само Небо!..

Но пока, здесь и сейчас, совсем не по-юбилейному, просвещение великой державы низведено до несостоятельного теперь образования, что в столичном его истолковании давно не поспевает за жизнью...

Как филолог, констатирую: незнание русского языка - логически развивающего, стилистически вразумляющего, фактологически просвещающего и потому воспитывающего предмета, - катастрофично. Мне жаль, что взлелеянный, и мною, в частности, колосс, увы, на глиняных ногах. Преобразовать его в плодоносящий колос русской словесности помогли бы и наши «пробы пера». Посвящены они были и Сергию Радонежскому. Судьбоносен его вклад в становление России. Всехвальной русской речью вещали о нём и Епифаний Премудрый, и Филарет Московский, и Дмитрий Балашов. По-русски был написан и президентский Указ о праздновании 700-летия Преподобного Сергия. Любить, ценить, изучать русский язык призвала и Людмила Алексеевна Вербицкая. Как нить Ариадны и соединяет он века, поколения, народы, возвращая миру обновлённое, вселенски богатое и щедрое величие страны, что без русской речи немыслима…

Пропагандировать исторически осмысленное, созидательное творчество молодой и говорящей по-русски России – вот стратегическая цель моего повествования. Не желая ангажированности, искренне надеюсь на работу сердца каждого, в чьи руки попадёт моё "Откроение"…

Любя, верю в издание первого Альманаха Сотворчества юных граждан Богом хранимой России. Он займёт достойное место в Храме Детской Книги! Подобно Троице-Сергиевой лавре, монолитом возведут его в стольном граде Димитрия Донского и Сергия Радонежского! Мозаично инкрустированный, Храм станет Чудом Света, расположенным на одном из семи холмов Москвы. Калейдоскопом узорно-мозаичных лучиков знаний и представлений о мире сотворённые детьми книги превратятся в фолианты, не позволяющие забыть: «В начале было Слово…»

1.0x