Сообщество «АНТИ-ЗАВТРАК» 01:42 12 апреля 2019

МЕЖДУ МАВЗОЛЕЕМ И ФАНЕРОЙ

Любовь к России и её странности

Осознание собственной идентичности приходит к человеку разными путями. Кто-то слышит мелодию, кто-то читает строку.

Я потратил жизнь на обозрение и восторжение красотами божьего мира, старыми камнями. Но во всяком новом Версале, на вершине каждой башни в Пизе, у очередной рафаэлиевой Мадонны человек задаёт неизбежный вопрос: а где же здесь я?

Кто Я? Мушкетёр, самурай, гондольер? «Красивость - аж дух выматывает, как-будто попал в акварель Бенуа», и венецьянские прохлады, и Кёльна дымные громады. НО СООТНЕСТИ СЕБЯ, свою личность, судьбу, биографию, никак не возможно.

Была б моя воля, сутки б ночевал в Тауэре, у королевских корон, да мне их на голову никак не напялить.

И вот однажды, гуляя по Британскому музею, средь толп восторженных азиатов, вдруг заметил небольшой зал. Я до сих пор не знаю, постоянная ли это экспозиция.

Там демонстрировался советский агитационный фарфор! И когда я увидел блюдо с тов. Урицким, я как-то сразу запел голосом почти Кобзона: «И не думать об этом нельзя, и не помнить об этом не вправе я, это НАША с тобою земля, это наша с тобой биография».

Не Розеттский Камень, не фризы Парфенона. Советский фарфор, подлинный артефакт Красной Цивилизации.

Российское правительство, как тот пушкинский Димитрий, «бесит русских и поляков». Так всегда бывает с теми, кто ищет компромисса. Псевдо-красные требуют непременно взойти на трибуну Мавзолея, да ещё отрастить усы, надеть френч, и ляпнуть что-нибудь о братьях и сЕстрах; ни в коем случае не о сЁстрах.

А сЕстры, в лице протоиерея Смирнова и иже с ним, требуют «похоронить Ленина на обратной стороне луны, чтоб не отсвечивал». Как можно угодить одновременно и Зюганову, и сладкобахвальцу Душенову?

Ведь и на страницах форума постоянно раздаются призывы «снести, перенести, убрать с глаз долой не только Мавзолей В.И.Ленина и Революционный Некрополь, но и Кремлёвский Дворец Съездов.

Хорошо бы ещё засыпать Московский Метрополитен, вернуть ваньков с кобылами. И будет просто Белокаменная.

Аргументы противников Мавзолея отдают, прямо скажем, кондовой тупостью. Всё сводится к обсуждению роли и личности Ленина в истории. Хотя это, как раз, не имеет никакого значения. Кому придёт в голову снести пирамиды в Гизе, на том основании, что Хуфу и Джосер были рабовладельцами, и вообще сволочами, тратившими казённые деньги на самовозвеличивание, вместо того, чтобы передать их в детский садик?

Или предложение «убрать из центра столицы» Мавзолей Адриана, поскольку сей кесарь был заднеприводной нетрадиционал и гонитель христиан?

Но нам сегодня интересно не это.

Вызывает интерес, как «псевдо-красные» и «якобы советские» ненавидят абсолютно всё советское.

Советизм, или Красная Цивилизация (хорошее название, хотя его пытаются запомоить) - это некий ряд смыслов и символов.

Я бы назвал эту цивилизацию не Красной, а КУМАЧОВОЙ. Не столько из-за материала-кумача, сколько в честь величайшего советского поэта - Василия Ивановича Лебедева-Кумача (по ходу, это не псевдоним, как думают некоторые, но вполне реальная ФАМИЛИЯ - Кумач) Не правда ли?

Красная Цивилизация - это вовсе не «естественное продолжение исторической России», но её АНТИТЕЗА.

Золотой век России, которая, на самом деле - Германиа Магна, т.е. синкретическая славяно-германская цивилизация, был блестящ, но краток. Летом 1917 года это, по выражению А.Н.Толстого - навоз под пашню.

И на этом навозе, не пережившем войны одной Германии с другой, нарождалось не просто новое государство.

Земля начиналась от Кремля. Новая поэтика взбираясь по лесенке Маяковского. Раздались «хохоты зеркал» земшарника Велимира Хлебникова и его будетлян.Прозвучали удивительные аллитерации «как кирка колко колет камень» (сравните с маршаковским «машины шинами шуршат» - это ли не есть полное преодоление матерьяла?)

В изобразительном искусстве люди поняли, что ходожественным образом, медиумом передачи идеи и настроения может служить и цвет, и форма, а живопись существует и за пределами «собачка и птичка - как живые». Миру были явлены гениальные работы Малевича, Кандинского, Родченко, Шагала, Петрова-Водкина, Родко. Это - даже не бриллиантовый, а некий космический фонд. Русский авангард 20х продаётся сегодня на уровне старых мастеров Возрождения.

В архитектуре началась «борьба за конструкции вместо стилей». Прозвучала массовая песня, которая неразрывно была связана с кинематографом.

Оказалось, что и театральное искусство - это не обязательно ходить с приклеенными бородами среди картонных теремков и реквизитных груш.

Кумачовая эпоха обладала одним важным свойством, которое неочевидно в других эпохах: способностью вызывать в человеке ОКРЫЛЁННОСТЬ.

Я честно и долго трудился, и испытал очень много приятных и экстатических состояний.

Но то чувство ОКРЫЛЁННОСТИ, которое я испытывал на первомайской демонстрации, или в Кремлёвском Дворце съёздов, НЕВОЗМОЖНО воспроизвести никакими средствами.

Помню своё первое посещение Мавзолея. Мне было 10 лет. Это был некий абсолютно религиозный опыт. В группе, приехавшей со мной в Москву, были украинские ребята постарше. После Мавзолея они рванули в ГУМ, за какими-то шампунями. Я остался стоять на Красной Площади. Внутри моей головы звучала какая-то «музыка». Я вообще не понимал, как после ЭТОГО можно есть, спать, что-то покупать.

После развенчания культа личности интерес к Кумачовой Цивилизации, к героике «единственной гражданской» просто не мог не возникнуть с новой силой.

Тут и Булат Шалвович Окуджава, с его «Комсомольской богиней» и «Комиссарами в пыльных шлемах»,и пьесы Марка Шатрова, и советский «истерн» на экранах, где вместо индейцев и ковбойЦев сражались красные и белые.

И когда предполагаемый «советист» и защитник Мавзолея от фанеры вдруг пишет о «каббалистических ромбах», и (уже набившее оскомину) «как здорово, что Сталин вернул погоны...» Да, Сталин желал успокоить перепуганного Черчилля, закрыл Коминтерн (и хорошо сделал, Коминтерн в 1942м - это уже простой филиал Лубянки, и ничего более), Красную Армию переименовал в Советскую, - мол, спите спокойно, всё у нас, как у людей.

А ведь кубари, шпалы и ромбы - это была самая суть РККА. И возвращение прусского погона с зигзагом - «чтоб всё, как у людей», это был не просто шаг назад. Это был удар по идентичности.

У нас же любят поплакать на тему «кто виновен в гибели СССР» И начинают нести всякий бред о «меченных, беспалых, гайдарочубайсах», т.е. обычная завтрачная бодяга.

Советский Союз имел лишь тогда право на существование, коль была соответствующая ему НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ: СОВЕТСКИЙ НАРОД.

Украина - моя кухня, здесь я ем,

Отдыхаю я в Прибалтике, в гостинной,

Перед сном я каждый раз езжу мыться на Кавказ,

Ну а спать ложусь в Сибирские перины

(А.Розенбаум)

Сложиться эта общность должна была в великом треугольнике евреи-славяне-кавказцы. Треугольник стал Бермудским. Возникший дисбаланс привёл к крушению. Общность державшаяся на «пакте взаимного самозабвения» во имя нового, не сложилась.

Но отчего же наши черносотенцы, наша снычева паства, патетически цитирующая Вагнера (почему не сразу дядю Адика, шо за стеснительность?) временами так неловко пытается напялить будёновку?

Ведь не настолько же они глупы, чтоб всерьёз пытаться противопоставить Ленина Троцкому, Зиновьева и Гусева - Дзержинскому и Луначарскому и т.д. Оставить один пенёк в шалаше, и «Реввоенсовет нас в бой зовёт» без его председателя.

При ближайшем рассмотрении, «патриоты» утробно ненавидят Россию ВСЮ, целиком. Нет необгаженного ими периода: и брежневско-сусловский застой модели «сисиськи сраные», и хрущовская кукуруза, и еврейцы-красногвардейцы, и НЭП. Может мила им дореволюционная Россия? Какое там! Ни серебряный век кокаинеточек (Россия модели «Матильда»), немецкой от правящей династии Гольштейн-Готторпов до последнего коллежского регистратора Тузенбаха, ни «шапки боярские горлатные» да сдобный крендель Руси Московской - всё не по сердцу.

Если не считать совсем уж полоумных вицлипуцлизаторов, вынимающих «историю» из ... оттуда, а говорить о людях вменяемых и даже эрудированных, так они выделяют ДВА периода, коими восторгаются - это «добрейшие Иоанны» (Пушкин называл их «могУщими», противопоставляя «ангелу-царю» Феодору) и Сталин.

Теперь, с лёгкой руки главреда нашего уважаемого, ставят памятники Ивану Грозному. До такого не додумались даже при царе. И на известном памятнике «Тысячелетие России» Добрейший Иоанн отсутствует. В Новгороде это было бы то же самое, как памятник Герингу в Гернике, или Сталину в Нальчике.

Чем же он их так привлёк?

Во-первых, читая плачи ностальгистов по СССР, ни разу не увидел ни слёз Ирины Родниной на пьедестале, ни «Бременских музыкантов», ни трагикомедий Рязанова, ни трошинских «Подмосковных вечеров», ни звонких голосов Большого Детского Хора, просящих «Весёлый ветер» пропеть им песню, ни свёт рубиновых звёзд.

Бесплатная горчица в столовых. Стрижка бобриком за 20 коп. Уравниловка в нищете. Никто яхтами глаза не мозолил, посему: «стою на полустаночке, в кармане - две тараночки, а мимо - бочку с пивом провезли...»

Но не это главное:

«На колу кровавом, всенародно». И Сталин, и Добрейший Иоанн «истребляли сильных во Израиле». Сегодня он - боЛярин в соболях, а завтра - бьют кнутом на Лобном месте. Какой каЛьф!

И у Сталина - не фильмам же Орловой и Александрова радоваться?

А вот был ты, занчицца, нарком, а я - дурак. Да вот незадача: подъехала к тебе чёрная «маруся» - и где тот нарком? Правда, я как был дурак, так и остался, но ... как-то светлее, радостнее на душе.

И каков их взгляд, обращённый в прошлое, избирающий самые жуткие и кровавые её страницы, таковы и их рецепты для новой, нарождающейся России: посадите этих, арестуйте ещё тех, расстреляйте вот тех, а остальных - снимайте с работы.

Но здесь пора оставить наших коричневых, и перейти к царелюбцам.

Интересно наблюдать, как их социальная доктрина замыкается сама на себе.

В чём суть разногласий, или, точнее, претензий г-д царелюбцев к СССР.

Их две: «компартийные бояре» и «профукали территории, которые цари собирали с таким трудом».

По первому пункту, я отлично всё видел ещё тогда, и чёрные «Волги» со шторками, и генеральские дачи, и спецраспределители. Хотя, положа руку на сердце, набор «манны небесной» для советской номенклатуры, это такая нищета, что я бы и постеснялся об этом говорить. Но ВОСПРИНИМАЛ я это по другому.

КОМПАРИЙНЫЕ бояре, возможно есть зло, по сравнению с боярами историческими, но они есть БЛАГО по отношению к социально-однородному обществу. Ибо последнее - есть абсолют зла, лишающий человеческую жизнь не только смысла, но и эстетики. И там, где г-да царелюбцы видели диссонанс между декларируемой эгалитарностью и дифференцированной реальностью, я видел денницу возрождения НОРМАЛЬНОСТИ. А нормальность, человечность есть ИЕРАРХИЯ.

Не потому меня восторгали чёрные «Волги» (или золочёные кареты с грумами) что я СЕБЯ в них представлял. Я СЕБЯ умею уважать и в метро. Но жить в обществе, где одни хижины и нет дворцов НЕ желаю.

Второе и вовсе смешно: определять величие государства квадратными киломентрами. Земли - не марки почтовые, что их «собирать»? Там же ещё и люди живут. И если армяне пожелали уйти с московского баланса на американский, так что ж? В крови топить?

По этой логике, Де Голль и Черчилль - «предатели-перевёртыши». До них в империях никогда не заходило солнце, а после них - империя сократилась до пределов Ричарда Львиное Сердце и Людовика Святого. Просто уши вянут слушать такой абсурд.

Мне тут задавали вопрос: откуда у парня испанская грусть? Может ты князь какой?

Мне ВСЕ МОИ предки одинаково дороги: и прадед, родившийся в своём полтавском имении, и дед, родившийся в хлеву (буквально). И те предки, кто служил в императорском флоте, и те, что набивали папиросы на табачной фабрике.

Только при чём тут это всё?

Разве чтоб любить дельфинов или слонов надо самому быть дельфином или слоном?

Вспоминаю свою последнюю поездку в Россию, в Питер. Мы взяли частного гида, девчонку. Она не мешала мне всё рассказывать, но у неё была машина с шофёром, и они возили нас в Павловск и Петродворец.

В Эрмитаже мне повезло. Как раз завели часы-павлин.

Я очень понимаю и ценю эстетику дореволюционной России. Это - изящные и чёткие Часы-Павлин, знакомые нам по «Октябрю» Эйзенштейна. Часы сломались, как им было и положено. Но пока крутились - это было цельно и красиво.

Но сам я - родом из эпохи агитационного фарфора.

Фото: М.У.Тальберг

1.0x