Я совсем не знал Орхана Джемаля и лишь раз общался с его отцом Гейдаром, но мне кажется, что их обоих — с их "салафизмом", с их "я-укропством" — сильный и мудрый правитель мог бы интегрировать в свой проект, приспособить их энергию к собственным нуждам. Найти им обоим дело на благо страны — пока не стукнул их 1938 год, быть может.
Суть Джемаля-старшего — и, я уверен, младшего тоже — состояла в метафизическом вызове Фараону. Той земной, греховно-тяжёлой, посюсторонней, сатанинской в конечном итоге власти, что правит подлунным миром.
И, разумеется, средоточием этой хищной безжалостной власти Зверя Джемаль видел никак не Россию и не Кремль — а, грубо, Ротшильда из Ротшильдов. Или, если более точно, тот "миропорядок падших вещей", что противостоит Богу и вечно нуждается в коренном исправлении.
Отсюда его (их) бунтарство, анархизм, Ленин, революционность. Отсюда же их инаковость и бесстрашие. Но Россия — не Фараон.
Я почти уверен, что всё это могло... — нет, "послужить" здесь неточное слово... — могло быть мягко направлено в нужную сторону.
И кажется, примерно так и было. Похоже, там знали, как обращаться с этим огнём.