Авторский блог Михаил Данилов 17:10 22 октября 2017

Малая родина Рюриковичей (Русь изначальная)

Новый взгляд на историю древней Руси…

Одним из основных событий древней истории нашей страны, растянувшимся на несколько веков, было преодоление бесконечной череды междоусобиц, появление централизованного государства и объединение русских земель во главе с Москвой. Где подкупом и хитростью, где силой и умной политикой Москва объединила вокруг себя независимые русские княжества и земли, которые с тех пор и поныне входят в состав России.

Нет смысла подробно пересказывать все события того периода. Отметим только одно - войну 1425-1453 года между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей. Как известно, она закончилась победой Василия и образованием единого централизованного государства.

Рассматривая причины возвышения Москвы, историки отмечают следующие обстоятельства:

- удачное географическое положение, защищенное русскими княжествами с Юга и с Северо-запада, пересечение торговых путей способствовало превращению Москвы в крупный центр экономических связей между русскими землями;

- успешная (тонкая, осторожная, дальновидная и т.д.) политика московских князей, направленная на расширение территорий своего княжества;

- привлечение на свою сторону церкви: первые успехи московских князей получили поддержку со стороны православного духовенства, «Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей государственной»;

- Москва руководствовалась новым принципом строительства государства - принцип этнической терпимости, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам, при этом обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение.

Особенности мировоззрения и политического поведения московских князей объясняются их генеалогическим положением - Москва досталась одной из младших линий потомков Всеволода Большое Гнездо, «чувствуя себя бесправным среди родичей и не имея опоры в обычаях и преданиях старины, московский князь должен был обеспечивать свое положение иными средствами, независимо от очереди старшинства».

Первые московские князья (в отличие, например, от тверских князей), будучи ловкими и гибкими политиками, «вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики».

Рассматривая названные выше причины возвышения Московского княжества, следует подчеркнуть:

- среди русских городов у Ярославля, например, было не менее удачное географическое положение, чем у Москвы;

- политика московских князей названа успешной, скорее всего, «по факту» - победили, значит, политика была успешной;

- поддержка со стороны православного духовенства, этническая терпимость были мощными факторами в государственном строительстве, но они вряд ли являлись монополией Москвы среди других русских княжеств.

Таким образом, можно сделать заключение, что самая весомая причина пока не названа, и к сказанному следует добавить еще одно важное обстоятельство, которое, судя по всему, выпало из поля зрения историков. Чтобы победить в затяжной борьбе с сильными противниками недостаточно мощного войска и «ловкой политики». Необходимо иметь также надежные тылы и верных союзников. Где были эти тылы, и кто был Москве союзником?

В истории по традиции основное внимание уделяется борьбе за власть. Подробно описывается, кто на кого вероломно напал, нарушил клятву, предал, лишил власти, сместил, казнил и так далее. Союзники и сторонники, сохранившие верность клятвам, которые в трудный момент оказали помощь, подставили плечо, интересуют историков гораздо меньше.

Итак, постараемся в меру сил заполнить этот пробел и перейдем от замечаний к хорошо известным историческим фактам.

В длительной борьбе за Московский великокняжеский престол между Василием Темным и Дмитрием Шемякой в 1446 г. победу одержал Шемяка. Василий, повязанный клятвой более не претендовать на престол, был отправлен в Вологду. Именно с этого города началось его возвращение во власть. Собрав там своих сторонников, он направляется сначала в Ферапонтов монастырь, затем в Кирилло-Белозерский монастырь, где Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон освободил его от клятвы, данной Дмитрию Шемяке, приняв клятвопреступление на себя.

По некоторым источникам Василий получил также благословение игумена Ферапонтова монастыря Мартиниана на поход против овладевшего Москвой Дмитрия Шемяки. С Белоозера Василий отправился к Твери. Заручившись поддержкой тверского князя Бориса Александровича, с тверскими полками пошел на Шемяку к Москве и вернул себе престол.

Следующий эпизод. Перед нашествием хана Ахмата в 1480 году, «ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной Софья, жена Ивана III, была отправлена сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро; в случае же, если Ахмат перейдёт Оку и возьмёт Москву, то ей было сказано бежать дальше на север к морю».

«Вступив на престол в четырнадцать лет, Иван IV отправился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда через Ростов и Ярославль в Кирилло-Белозерский монастырь и окружавшие его обители: Ферапонтов, Корнильево-Комельский, Павло-Обнорский монастыри. Монахи, принимая государя, не чинились с ним. В Кириллов царь и его свита прибыли к ночи, когда монашеская трапеза закончилась, и припасы были снесены в погреб. Монастырский подкеларник отказал в трапезе знатным московским гостям, сказав: «Государя боюся, а Бога надобе больше того боятися».

В последующие годы Иван Грозный еще два раза посещал Кирилло-Белозерский монастырь. В чем причина столь подчеркнутого внимания этому далекому провинциальному монастырю? Может быть, он так поступал, считая, что своим появлением на свет он обязан этому святому месту? Действительно, в 1528 году его родители Василий III и Елена Глинская прибыли сюда помолиться о даровании им наследника. Но почему Василий III, так же как его отец Иван III и дед Василий II, в трудное, критическое для них время обращались за помощью именно сюда?

Чтобы найти ответ на этот малосущественный для историков вопрос, следует обратиться, как ни странно, к современным приключенческим сериалам. Что делает главный герой фильма, когда он оказывается в тяжелом положении, скрываясь от преследующих его врагов? Он направляется в глубинку, к своим деревенским родственникам, у которых он провел в детстве не одно лето, где есть надежные и верные друзья, которые его укроют и не предадут. Не этим ли объясняется столь «дерзкое» поведение монахов Кирилло-Белозерского монастыря, когда они встречали четырнадцатилетнего царя, будущего Ивана Грозного?

В период с 1565 по 1571 год, установленной Иваном Грозным, опричнине были отписаны более 20 городов. Историки весьма противоречиво оценивают этот период. Не вступая в дискуссию по этому вопросу, следует все же отметить, что большинство городов, на которые опирался Иван Грозный, были из северных и северо-восточных областей: Вологда, Соль Галицкая, Соль Камская, Соль Вычегодская, Великий Устюг, Каргополь, Шенкурск, Турчасов, Холмогоры, Пинега, Олема, Варзуга.

А теперь обратимся к самым истокам нашей истории. Она начинается с призвания на Русь Рюрика. Чтобы обосновать новый взгляд на историю от Рюрика, нам, как и древнему Архимеду, нужна точка опоры. В отличие от него у нас такая точка опоры есть. История древнего города Белоозеро (http://zavtra.ru/blogs/most_iz_proshlogo_v_budushee) - самая надежная опора, которую можно найти в древнерусских летописях, чтобы ответить на трудные вопросы о Руси изначальной.

Кстати, этот вывод подтверждается всей дальнейшей историей Белоозерского княжества, начиная от первого упоминания в летописях и заканчивая формированием централизованного русского государства во главе с Москвой.

М.В. Ломоносов в своей «Древней Российской истории от начала Российской истории до кончины князя Ярослава Первого, или до 1054 года» сообщает нам следующее: «...Роптать приобыкшие новгородцы страшились Синеусова вспоможения Рурику, ибо он обладал сильным Белозерским чудским народом, называемым весью. Трувор, пребывая в близости прежнего жилища, скоро мог поднять варягов к собственному и братей своих защищению. Итак, имея отвсюду взаимную подпору, неспокойных голов, которые на избрание Руриково не соглашались, принудили к молчанию и к оказанию совершенной покорности...»

Эти соображения, изложенные в работе М.В. Ломоносова, заслуживают самого пристального внимания. Прежде всего, примем к рассмотрению географическое положение тех мест, где сели княжить Рюрик и его братья согласно летописям, на которые опирается официальная история. От Новгорода на Ладоге до Белоозера по прямой более 400 км. При этом следует учесть, что обширная область между этими городами занята лесами и непроходимыми болотами. Даже в наше время она заселена весьма слабо, и прямого сухопутного сообщения между ними нет.

Путь по воде, включая Волхов, Ладожское озеро, Свирь, Онежское озеро, Вытегру, сухопутный волок в Ковжу, Белое озеро, составляет более 600 км. А от Изборска Псковской области до Белоозера - более 800 км. Сколько времени потребуется, чтобы преодолеть эти расстояния?..

Знаю случай, когда мой школьный товарищ прошел пешком расстояние примерно 100 км от Великого Устюга до Кичменгского Городка ровно за сутки, совершая короткие привалы. При этом он шел по проселочной дороге в весеннюю распутицу, но был налегке. Конечно, многие могут сказать, что древние люди, с юности приученные к ратному труду и военным походам, - «богатыри — не вы!» Но все же, вряд ли вооруженные воины в доспехах могли преодолевать по бездорожью расстояния в несколько сотен верст быстрее, чем за неделю.

Всадник на коне может преодолеть такой путь намного быстрее, если он скачет по проторенной дороге или по ровной степи. В густых лесах и топких болотах конь скорости не прибавит. Остается водный путь. Но и у него есть узкое место — волок из реки Вытегра в реку Ковжа, длиной около 40 км. Быстро преодолеть этот путь с ладьями на плечах также вряд ли получится.

Таким образом, чтобы помочь родному брату, который находится на расстоянии 600-800 км, и вернуться назад в свою вотчину, потребуется, как минимум, три недели. Но в условиях эпохи междоусобиц, когда не то, что соседу, не всем родственникам можно было довериться, длительное отсутствие князя с дружиной за пределами своей территории - непростительная опрометчивость: и брату не поможешь и свой надел, и народ потеряешь...

Получается, что помощь союзнику в те далекие времена была возможна, если он находился, например, на расстоянии одного-двух дней пути. Примем это положение в качестве постулата для построения нашей гипотезы о событиях того времени. Таким образом, если посмотреть на карту, то на этом расстоянии находятся всего два города, имеющие с Белоозером водное сообщение - это город Кириллов в 50 км и город Вологда в 150 км от Кириллова. Ближе этих других городов нет. При этом получается только один вариант: Рюрик сел в Вологде, а Трувор — недалеко от того места, где в настоящее время находится город Кириллов.

Если признать утверждение, что «древние летописи писались без огласовок», истинным, то вот как, примерно, могла быть записана фраза в летописи: «Ррк сл Влгд». Возможны варианты подстановки гласных с одновременной перестановкой согласных: «Рюрик сел в Ладоге» или «Рурик сел Вологде».

На Руси было много столиц, но самой первой столицей Руси, скорее всего, была именно Вологда! И на роль матери городов русских она подходит гораздо больше, чем Киев, смотрите, например, заметку «Парадоксы Киевской Руси» (http://zavtra.ru/blogs/paradoksi_kievskoj_rusi). Ведь недаром Иван Грозный хотел сделать Вологду столицей Руси и с этой целью проводил там большие строительные работы. Наверное, он знал историю своего государства лучше, чем авторы современных учебников.

Уже слышу возражения, что эта гипотеза противоречит всем известным древнерусским летописям и не имеет под собой никакого документированного основания. В ответ скажу, что доступные нам летописи сами противоречат друг другу, и эти противоречия не имеют никакого логического объяснения.

Так, например, Смоленский договор 1229 года «Смоленская торговая правда», заключенный между Смоленским, Витебским и Полоцким княжеством с одной стороны и Ригой, и Готландом с другой, давал равные права русскому и немецкому купечеству в вопросах свободного проезда, оптовой, розничной и гостевой торговли по Западной Двине. Спрашивается, зачем тогда нужен был в два раза более длинный путь «из ниоткуда в никуда», пресловутый путь «из варяг в греки» (http://zavtra.ru/blogs/put_iz_varyag_v_greki) через Неву, Ладогу, Волхов, Ильмень, Ловать, затем волоком до Западной Двины, которую необходимо пересечь, чтобы попасть в Днепр?

Если политику московских князей называют успешной, тонкой, осторожной, дальновидной и т.д., то, как можно назвать политику «Великого» Новгорода на Волхове? Если он вел борьбу не на двух, а сразу на нескольких фронтах: против Литвы, немцев, шведов, Московских и Тверских князей? Иначе, как безумной такую политику не назовешь! Только вот была ли она на самом деле «безумной», или стала таковой стараниями немецких историков, призванных на службу Романовыми? Эти и многие другие подобные вопросы, на которые у историков нет ответов, ставят крест на современной редакции древнерусской истории.

В то время как, высказанная в настоящей заметке гипотеза опирается на общественно-историческую практику, которая, как известно, является критерием истины. Надеюсь, что рано или поздно настанет время, когда благодарные потомки поставят в Вологде памятник легендарному князю Рюрику! Ведь, поставили же в Москве памятник князю Владимиру.

(продолжение следует)

1.0x