Сообщество «Информационная война» 13:50 17 мая 2022

Латвандализм

Как пытаются переписать историю на берегах Пардаугавы

Ситуация вокруг памятника советским солдатам-освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков продолжает развиваться по прежнему русофобскому сценарию.

Ещё 30 апреля исполняющая обязанности исполнительного директора Риги Элина Траутмане приняла решение ограничить доступ к памятнику на 8 и 9 мая. Для чего обнести его временными разборными конструкциями (на которые повесили полотнище в цветах латвийского и украинского флагов) и поставить для обеспечения порядка полицейских — под предлогом противодействия пандемии COVID-19. Разумеется, пошли протесты общественности, поскольку даже в самый разгар ковидной инфекции в 2020 году подобные ограничения не вводились, но это на маршах латышских эсэсовцев коронавирус и прочая зараза никому не страшны и не опасны, а тут же — совершенно другое дело…

5 мая экс-мэр Риги, а ныне депутат Европарламента от Латвии Нил Ушаков заявил, что совместными усилиями рижские власти удалось «сломить» и доступ к памятнику будет обеспечен — при условии полного соблюдения порядка, включая ношение масок и соблюдение «социальной дистанции» в два метра. 8 мая, в «День памяти и скорби», всё так и было, но на встрече с городскими властями начальник латвийской полиции Арманд Рукс предупредил, что подход к памятнику 9 мая полицейские могут закрыть в любой момент, если посчитают, что людей у монумента слишком много, не соблюдается социальная дистанция в два метра или нарушается запрет на собрания, а министр внутренних дел Сандис Гиргенс отметил, что полиции для обеспечения порядка нужна помощь Рижской городской думы.

И столичные избранники не подкачали, прониклись важностью момента, а также опасной для общественного здоровья ситуацией. И доступ к памятнику на 9 мая их решением тут же был закрыт. Мол, почтить память советских солдат 8 мая — ещё туда-сюда, а вот на следующий день — уже никак нельзя! Но красоту этой информационно-политической игры сломали тысячи простых рижан и гостей латвийской столицы, явно не оценившие гроссмейстерских усилий власти. Эти люди, по-европейски законопослушные, не пошли напролом, через барьеры и полицейские кордоны, а начали оставлять свои цветы, горящие лампады, записки за периметром ограды памятника. Картина получилась не просто впечатляющая — она прорвалась в мировое медиапространство. И местные «борцы с ковидом» в условиях страшного дефицита времени не нашли ничего лучшего, чем прислать на уборку «опасного мусора» (то есть цветов и горящих лампад) бульдозер и грузовики. Эти кадры второй волной обошли весь мир, на порядок усилив эффект от первой волны. И люди с цветами снова пошли к памятнику…

В данной ситуации даже до латышских и рижских властей дошло, что ситуация вышла из-под контроля, и нужно срочно провести работу над ошибками. В первые ряды вырвался известный своей русофобией, а теперь и неонацизмом, депутат парламента Латвии Александр Кирштейнс, который сделал в своём Твиттере* такую запись: «Всех с цветами нужно было впустить, а выход закрыть. После чего установить охранные вышки, туалеты, привезти кашу и выпускать только тех, кому посольство России купило билет в один конец — в Москву!» То есть по факту предложил неправовые репрессии против всех, независимо от их гражданства, возраста и пола, кто совершает действия, пусть и законные, но категорически не нравящиеся этому поклоннику концлагерей.

Но, разумеется, в общем и целом латвийская демократия совсем не такова — что, надеюсь, было понятно уже по изложенной выше частичной предыстории данного конфликта. В ней всё должно быть по закону и с минимальными рисками для тех, кто эти законы принимает. А потому, Немного поразмыслив, 12 мая Сейм Латвии проголосовал за приостановку действия 13-й статьи латвийско-​российского договора. Глава парламентской комиссии Рихард Кокс в этой связи заявил о нежелательности «присутствия в публичной сфере Латвии памятников и мемориалов, прославляющих советский режим и его репрессивные институты, в том числе армию», а также о том, что вследствие данной приостановки прекращается государственная защита памятников такого типа, что откроет путь для их демонтажа или переноса.

Стоит заметить, что законодатели бывшей союзной республики не отменили данную статью и, соответственно, всё соглашение в целом, а всего лишь «приостановили её действие». Оценку этой юридической казуистике: «здесь играем, здесь не играем, а здесь рыбу заворачивали» — несомненно, должны давать правоведы из российского МИДа и Минюста, но ясно, что «народные избранники» постарались прикрыть свои, мягко скажем, уязвимые части тела по полной: мол, мы-то лишь пытались соответствовать национальным ценностям своего государства, как их понимаем, ничего незаконного и антироссийского не совершили, а конкретно, сносить памятник или нет, — решали в Рижской думе…

13 мая 39 из 60 депутатов Рижской думы проголосовали (внепланово, в онлайн-формате) за демонтаж памятника, дав соответствующее задание органам исполнительной власти. Мэр Риги Мартиньш Стакис заявил, что чем быстрее это будет исполнено (услуга сноса памятника в по процедуре госзакупки), тем дешевле обойдётся. Российская сторона заявила пока лишь о своей готовности обсудить с властями Латвии и её столицы возможность вывоза памятника на территорию РФ. Не исключено, что за счёт оплаты демонтажа и всех накладных расходов. Русофобия остаётся по-прежнему очень выгодным для её адептов занятием. «Культура отмены России» в действии. Наши памятники уничтожают по всей Европе (Польша, Чехия и т.д.) — или пытаются опошлить — как в Болгарии, где против знаменитого «Алёши» выставили инфернальный «Крик украинской матери».

Наверное, так больше быть не должно. Напротив, уже сейчас всех причастных к запланированному уничтожению памятника нашим солдатам в Риге (хотя бы для начала — в Риге) следует назвать поимённо и, следуя современной демократической практике, ввести против них соответствующий пакет санкций, индивидуальных и коллективных. Таких, чтобы остальным русофобам неповадно было.

Источник

* Интернет-сервис и социальная сеть, чья деятельность на территории РФ заблокирована Роскомнадзором с 4 марта 2022 года.

1.0x