Сообщество «Салон» 00:11 3 июня 2021

Кровавое сияние Русского Ватикана

Александр Велединский - от "Обители" к Черному Октябрю-93
4

Побеседовал с режиссёром сериала «Обитель» Александром Велединским о том, почему у большевиков не получилось выковать нового человека в лагерях, из-за чего не общается с Захаром Прилепиным, что думает про обвинения в «неисторичности», а также о планах съёмок фильма о Чёрном октябре 1993 года.

«Давно мечтал попасть в Русский Ватикан»

– Выхода на экраны «Обители» ждали несколько лет. Почему фильм, как говорят, так долго «шёл к зрителю»?

– Всё очень просто. На Соловки мы с Захаром Прилепиным слетали в мае 2011 года. Потом три года Захар писал роман. Я в это время снимал «Географа» и «Ладогу».

С 2015 по 2016 снимал «В Кейптаунском порту», параллельно с Петром Тодоровским-младшим начали писать сценарий «Обители». В 2017 провели пробы. Утвердили актёров. Снимали «Обитель» в 2018 году, с августа по ноябрь. В 2019 начали постпродакшн (монтаж, звук, компьютерная графика). Пандемия 2020 замедлила работу. Цветокоррекцию и перезапись звука заканчивали уже в феврале 2021. Всё.

– Что послужило толчком для мысли создать произведение о Соловках? Ваш семейный опыт (отец учился в местной школе юнг во время Великой Отечественной)?

– Не мне. Первоначальная идея исходила от продюсеров «Стиляг» и «Географа» Леонида Лебедева и Вадима Горяинова (вот откуда фамилия главного героя!). Они предложили Соловки как тему, и я сразу же вцепился в неё!

У меня отец был в 1942 году в Школе Юнгов (именно Юнгов тогда называли, а не Юнг!), и сам я давно мечтал попасть туда. Русский Ватикан… Я позвонил Прилепину, предложил написать рассказ.

Мы слетали на Соловки и там уже договорились, что это будут 20-ые годы. На том и порешили… Я запустился с «Географом», а Захар всё тянул и тянул с рассказом. А написал роман. Выдающийся.

– Вы с Прилепиным несколько лет не общаетесь. Почему? Говорят, его передача "Уроки русского" про Владимира Высоцкого вас рассорила?

– Я вырос на песнях и стихах Высоцкого. Теперь мои дети его слушают (детям от 35 до 9 лет)…

Высоцкий может нравиться или не нравиться – это нормально и не вызывает никаких отторжений у меня лично. Но создавать на его имени «новый миф» (цитата из «Обители»), как было сделано автором в телепередаче, мне кажется категорически неприемлемым. Это я ещё мягко выражаюсь.

«Штабеля заключенных – это фантастика»

– О лагерях и репрессиях 1920-30-х годов у нас написано и снято немало, начиная с полузабытого, удивительного "Чекиста" Александра Рогожкина. Не слишком ли избитая тема?

– Потому и были выбраны 20-ые годы. О них, в отличие от 30-х, практически нет никакой беллетристики, да и воспоминаний осталось немного. Нам показалось важным рассказать о времени, когда всё ещё только зарождалось, когда в лагере отбывали сроки настоящие враги советской власти – бывшие белогвардейцы, эсеры, анархисты и прочие каэры (контрреволюционеры). А вместе с ними – бытовики, уголовники, расхитители...

– Фильм упрекают в исторических неточностях, в частности, пишут, что быт заключённых в лагере приукрашен. Вот цитата из рецензии Анастасии Мироновой в Газете.ру: «Конечно, бросается в глаза, что в лагере очень чисто и свободно, нар в ротах мало, по кремлю почти никто не ходит, больница белая, места для пациентов много, а везут зеков на катере «Глеб Бокий» в прекрасных условиях. В реальности в те годы в лагере стояли грязь и смрад, людей там проживало так много, что трава на земле не росла – все было вымешано ногами. В ротах иногда задыхались от духоты, в храмах были нары в четыре-пять ярусов, встречалось даже упоминание шестиэтажных нар в Троицком соборе...» Что скажете?

– Я читал эту статью. Автор её просто невнимательно смотрела фильм. На теплоходе вместе с заключённым едут... киношники, снимающие пропагандистскую ленту о «чудесном» острове перевоспитания-перековки. Неужели вы думаете, что при них надзиратели стали бы свирепствовать? У нас в первой серии даже есть сцена, когда главного героя и его сокамерников приводят в красный уголок и ПЕРЕОДЕВАЮТ, чтобы снимать в кино. Sapienti sat! Но если автору статьи этого недостаточно – пожалуйста, читайте документы.
Ах, да! Она же читала воспоминания бывших заключённых…Знаете, как к этим воспоминаниям относятся люди, работающие сегодня на Соловках? Доверие к ним с бооооольшим коэффициентом. Даже существует местное слэнговое выражение – «соловецкая параша»...

Дело в том, что пережившие соловецкий ад (действительно – ад!) и пишущие об этом склонны максимально драматизировать свои и без того ужасные страдания. Например, «факт», сохранившийся, к сожалению, и в романе: якобы на Секирке, чтобы согреться ночью, заключённые ложились друг на друга штабелями 4 на 4 и через час менялись местами: нижние – наверх, верхние – вниз. Попробуйте сами!

Мы, вот, попробовали: 16 стройных молодых каскадёров улеглись таким образом и… через полторы минуты начали задыхаться – грудную клетку сдавливало так, что невозможно было дышать. А в романе – по часу так лежат! И основано на «реальных» воспоминаниях.
Но это физически невозможно – у нас есть видео с молодым ребятами, могу выложить. То же самое касается и униформы заключённых. Её ввели только в 1928 году (и об этом есть текст в последнем – зимнем – эпизоде). А до этого люди ходили в том, что удалось сохранить с воли – в своём. И бороды с усами были разрешены, и парикмахерская работала.

И одновременно с этим репрессивный молох всё сильнее раскручивался: постепенно стали запрещать вечерние прогулки – расстреливали на месте за это. Но в 1927 году ещё были некоторые вольности, недаром мы и назвали первую серию «Ягодные места». Неужели никто не почувствовал здесь горькую иронию? На самом деле, очень многие почувствовали. Александр Проханов, например.

То же касается и замечаний про «упитанные лица». А если человек только что с воли? Он что, за месяц-другой исхудает до неузнаваемости? Да и упитанных у нас в фильме минимум – посмотрите внимательно. Нормально питались там те, кто был на должностях, а разнорабочие – плохо.

Вообще, подобные вопросы умиляют. Неужели кто-то реально думает, что сотня профессиональных кинематографистов не удосужилась проверить исторические фото- и кинодокументы? Мелкие неточности, конечно же, могут возникать, как и ляпы, но глобально всё проверяется.

«Скучно идти назад, интересно вперёд»

– Обычно фильмы этой тематики, как с прошедшей в прошлом году на "России-1" "Зулейха открывает глаза", приветствует либеральная публика, а левопатриоты говорят, что в очередной раз льют помои на советскую власть и товарища Сталина. Вот и про "Обитель" написали рецензию с заголовком: «9 мая кончилось, пора вспоминать, за что мы ненавидим СССР?» Правда, ненавидим?

– Проханов – разве либерал? А его предостережение в "Завтра": «Этот фильм – назидание проектантам будущего: стремясь к бессмертию, не захлебнуться бы в крови». Разве только к либералам обращены эти слова? Нет – ко всем! Или точнейшая расшифровка замысла сериала у Аллы Боссарт в "Новой газете": «Авторы превратили гимн эффективному менеджменту в метафору проклятия, тяготеющего над Россией». Именно об этом и снимали, причём тут антисоветчина?..

В Гражданской войне, которая по точному замечанию Шолохова до сих пор не кончилась, нет правых – все виноваты! Как и сейчас, когда наши талантливейшие люди готовы насмерть биться не только на перьях, но уже и на шпагах.

Моё отношение к СССР? Не ругаю, но и хвалить никогда не стану, возвращаться туда мне совсем не хочется – я уже там был: скучно, душно, окостенело... Скучно идти назад, интересно вперёд.

– И ещё интересно, откуда у нас могут взяться проектанты будущего, подобные тем же большевикам? Сейчас ведь одни эффективные менеджеры с идеологией распила и отката во власти на разных уровнях сидят…

– Им тоже наступит конец рано или поздно.

– В "Обители" мы видим, что и главный герой Горяинов, и позже начальник лагеря Эйхманис сгинули без какой-то пользы и для себя, и для страны... То есть все планы по созданию нового человека, которые пытались воплотить в 20-е годы, оказались бессмысленными? Или нет?

– То, что человек лишь расходный материал, так это для ЛЮБОЙ власти и в ЛЮБОЙ стране так. Какими бы лозунгами власть не прикрывалась. К сожалению, история мира – это история войн. Истина же только у Бога, нам не дано понять Его замысла.

Человека нельзя силком заставить быть счастливым. Абсолютно счастливы только безумцы, которых надо жалеть. Силком в рай – это уже ад… Вообще фраза «создание нового человека» отдаёт нацистскими концлагерями… Человек воспитывается и формируется на примерах. Родителей, учителей, искусства... на примере Истории, даже если она горька и трагична, как история нашей страны. Так что надежда на «нового» человека есть. Но только не силком!

«Ночь с 3-его на 4-ое октября в прах развеяла мои надежды на «хорошую» власть»

– Следующая ваша задумка – экранизация по мотивам "1993" Сергея Шаргунова о Чёрном октябре в Москве. Об этом важнейшем событии в современной российской истории у нас ещё никто не снимал... А что делал Александр Велединский в октябре 1993 года? Какой из сторон сочувствовал?

– Мы начали учиться на Высших Режиссёрских Курсах 1 октября 1993 года. А 3-го по Проспекту Мира (вот ирония-то!) прошли бронетранспортеры к Останкино. Мы с Лёшей Сидоровым и Игорем Порублёвым (это будущие создатели "Бригады", Сидоров – режиссёр, все трое мы – соавторы сценария) тоже пошли туда.

Любопытство? Не совсем. Нам, будущим кинематографистам, хотелось своими глазами увидеть всё, разобраться, но главное – понять. Ночь с 3-его на 4-ое октября (как и последующие дни) в прах развеяли мои идеалистические взгляды на «хорошую» власть – любая власть готова расправится со своим народом!

Язык орудий и тюрем для неё понятнее, чем человеческий язык... И когда повторяют к месту и не к месту библейское «Всякая власть от Бога», забывают, что власть даётся Богом не за какие-то заслуги, а только лишь как Испытание. Вот его-то никто и не выдержал пока. Никто и Нигде.

– В каком состоянии работа над проектом? Есть ли прикидки насчёт главных ролей и актёров? Это будет тоже сериал или художественный фильм?

– Это будет полнометражный фильм. Пока об этом всё.

– Легитимность современной российской власти парадоксальным образом (поскольку в обществе сейчас склонны скорее поддерживать Верховный Совет) держится на именно на 1993-ем, ведь Борис Ельцин тогда окончательно утвердил свою власть, а затем передал её Владимиру Путину. А что если бы победила противоположная сторона? Мы бы жили сегодня в другой стране? Будет ли в фильме рефлексия на эту тему?

– Отвечу заезженной цитатой: «История не терпит сослагательного наклонения». Хотя, в искусстве, наверное, можно было бы сделать альтернативную версию. Тарантино в этом преуспел, сняв выдающийся фильм "Однажды в Голливуде". Но там, всё-таки, частная история. А 93-й год – это История целой страны и даже всего мира. Думаю, пришли бы в итоге к тому же, что сейчас. Как у Салтыкова-Щедрина – пьют и воруют!

Материал опубликован на портале «Конкретно.ру»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

21 мая 2021
Cообщество
«Салон»
2
Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
Комментарии Написать свой комментарий
3 июня 2021 в 02:37

Нет, ребята! У современного искусства не хватает тяму для осмысления величайшего события - Всемирной Октбрьской оеволюции 1917-37 года. Революции в которую были вовлечены все народы мира и которая выплеснулась на все государства мира. Все эти глубокомыслия о Соловках - это все равно, что пересказ Библии для детей, сколько ни пыжитесь, а все равно веселые картинки получаются. Ни глубины, ни резкости.
Так, что уж лучше пропивайте свой глобус до упора, пока силенки есть, тем более с Прилепиным, этим новым цепным псом о, дивного нового мира буржуазной диктатуры.

Что касаемо 93 года, попробуйте. Пока никто не решился, разве Проханов с его мистическим восприятием кровавого переворота, но тогда иначе и быть не могло. И сейчас его мысль о ЦДЛ, что в Красной цивилизации все работники искусств были антисоветчиками, она более ценна. Т.е. все эти Беловы, Астафьевы, Распутины и прочие помельче, они и готовили нам вот эти Соловки с плотныии рядами спящих, пайкой и беленой больничкой.

3 июня 2021 в 17:18

======== Вот цитата из рецензии Анастасии Мироновой в Газете.ру: «Конечно, бросается в глаза, что в лагере очень чисто и свободно, нар в ротах мало, по кремлю почти никто не ходит, больница белая, места для пациентов много, а везут зеков на катере «Глеб Бокий» в прекрасных условиях=======

Фильм не смотрел. Но если все так, как описывает Анастасия Миронова, то этот эпизод снят правдиво.
Советская власть провозгласила, что в Стране Советов труд лаже в тюрьме не должен быть тяжелым, каторжным.
"Продолжительность работы заключенных устанавливается 8 часов в сутки, увеличение рабочего дня допускается лишь при строительных, сельскохозяйственных, летних особо срочных работах, связанных с краткостью навигационного времени на Белом море, о чем объявляется в приказах по лагерям.
Сверхурочные работы премируются поощрительным пайком, освобождением от последующих работ, не свыше суток и т. д. Общая продолжительность сверхурочных работ не может превышать в месяц, в общей сложности, 50 часов.
Заключенные, не освобожденные от школьных занятий, должны посещать школу не менее одного раза в неделю, причем школьные занятия должны продолжаться не менее двух часов каждый раз, рассчитываясь как рабочее время".

3 июня 2021 в 17:22

====== В реальности в те годы в лагере стояли грязь и смрад, людей там проживало так много, что трава на земле не росла – все было вымешано ногами. В ротах иногда задыхались от духоты, в храмах были нары в четыре-пять ярусов, встречалось даже упоминание шестиэтажных нар в Троицком соборе======

Подобные "реальные" описания - вранье и геббельсовская пропаганда.
На Соловках, хорошо жилось не только вертухаям. Там, как и во всех прочих лагерях - развивалось социалистическое соревнование и поощрялись передовики. Были библиотеки, художественная самодеятельность, были клубы и даже театры. В 1935 и 1936 годах заключённые Дмитровского лагеря, строившие канал Москва—Волга, участвовали в физкультурных парадах на Красной площади. Кроме того в этом лагере существовал аэроклуб, который подготовил несколько тысяч лётчиков, планеристов и парашютистов-десантников. Военная подготовка здесь была поставлена фактически на уровне организаций Осоавиахима.
Что касается конкретно Соловков, то в этом лагере работали библиотеки, театры, кинотеатр, лектории, типографии, фотоателье. Был свой музей, свое Общество краеведения. На Соловках были духовой и симфонический оркестры. В Соловецком лагере было две библиотеки — бывшая монастырская и собственно лагерная. Книжный фонд второй к 1927 году насчитывал более 3000 томов и несколько тысяч журналов по многим отраслям знаний.
Спектакли и концерты должны ставиться преимущественно силами заключенных (театральная секция) и только в случаях невозможности таких постановок (с особого каждый раз разрешения начальника места заключения) можно привлекать посторонних актеров и актрис.
1937 года в Соловецком лагере работало несколько театров, где актерами, музыкантами, художниками, бутафорами, рабочими сцены были заключенные.
Наряду с центральным — "академическим" — театром с 1924 года постановками занимался "ХЛАМ" (художники, литераторы, артисты, музыканты) — театральное общество авангардистского
направления.
В 1924 году бандитом Алексеем Чекмазой, взломщиком Володей Бедрутом и ширмачем-карманником Иваном Паниным был создан сценический коллектив "Свои". Действовавший при нем хор уголовников насчитывал 150 человек.
Разные люди могут иметь диаметрально противоположный взгляд на одни и те же события.
Вполне можно допустить, что для кого-то заключение в лагерь воспринималась как каторга.
Но ведь есть и иные мнения на сей счет.

Поэтому не все обстояло так мрачно и ужасно, как нас пытаются уверить невежественные и малосведующие в этом вопросе, но тем не менее берущиеся писать рецензии гражданки.

4 июня 2021 в 14:07

Из тех же Соловков заключенных могли отпустить на похороны близких или в командировку, как Дмитрия Сергеевича Лихачева, в Ленинград.

1.0x