Конфуций. Танцующая Мудрость
Авторский блог Вячеслав Кочнов 17:36 22 декабря 2019

Конфуций. Танцующая Мудрость

В Санкт-Петербурге и Москве прошли спектакли китайской танцевальной драмы
2

 двойной клик - редактировать галерею

Мариинский театр на протяжении всей осени и начала зимы продолжает радовать своих зрителей показами премьер балетных спектаклей. Танцевальная драма «Конфуций» от режиссера-постановщика Кун Дэсиня, являющегося, к слову, прямым потомком древнего китайского мудреца в 77 поколении, прошедшая при полных аншлагах 3-го и 4-го декабря на исторической сцене Мариинки в исполнении солистов и труппы Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы – уже третья заметная балетная премьера этой осени (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/12/4/1_1900). 8 и 9 декабря под названием «знаменитое танцевально-акробатическое шоу Китая» этот же спектакль был показан в Москве на сцене театра «Новая опера» имени Колобова.

Что касается новых постановок на сцене Мариинки, если балет Владимира Варнавы на знаменитую музыку Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/11/16/3_1700), чья премьера прошла в Концертном зале МТ 16 ноября, это очень красивое, по-настоящему и по-хорошему эстетское хореографическое произведение о первой любви, то китайский «Конфуций», как и «Три маски короля» (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/11/21/2_1930), поставленные Юрием Смекаловым в Самарском театре оперы и балета и показанные 21 и 22 ноября на Новой сцене Мариинки – танцевальные драмы об отношении человека и власти. Что для балета, может быть, и не совсем обычно. Зато крайне актуально для современной России.

В «Трех масках…» рассказывается о любящих друг друга юноше и девушке, не желающих практически в прямом смысле этого слова «плясать под чужую дудку», исполняя волю злой и жестокой власти, «Конфуций» же – это объемная картина конфликта и попытки взаимодействия Власти и Мудреца. Оба последних сюжета можно по справедливости считать злободневно актуальными в переживаемую нами эпоху тотальной глобализации. «Три маски короля» - притча о давлении единообразной государственной бюрократической машины на личность, которое явным образом усугубилось за последние два десятилетия и в западном мире, и в России, и о противостоянии этому давлению через откровение взаимной любви двоих. «Конфуций» - повесть о философе из народа, пытающемся изменить власть при помощи мудрого слова. И то, и другое изумительно тонко и при этом выпукло показано в танце.

В «Конфуции» шесть десятков искусных танцовщиков Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы пересказали канву его жизни при помощи традиционной китайской хореографии и нескольких песенных номеров. Это, конечно же, очень не похоже ни на балеты Петипа, ни на фокинские модернистские изыски. Но выглядит фантастически красиво и увлекательно, захватывает и завораживает зрителя и долго не отпускает его. Судя по аплодисментам во время спектакля на выходах, особенно яркими зрителям показались сценические образы Наложницы и самого Конфуция: в их партиях среди прочего есть такой сложный и редкий акробатический элемент как тройное колесо.

В ходе драмы на языке танца описывается опыт путешествий Конфуция по Китаю и те трудности, с которыми он столкнулся, распространяя свое учение. Мысли и чувства философа переданы в разнообразных мелодиях и сценических образах. Музыка, написанная Чжаном Цюем и Се Пэном и исполненная китайским оркестром под управлением Танг Мухая очень проста, доступна и, можно сказать, в некоторой степени условна и подготовлена для европейского слуха. Там, конечно же, присутствует китайский колорит в виде специфических гармоний, основанных на пентатонике, и большого количества ударных инструментов. Ее задача – помочь зрителю, не зацикливаясь на сложных звуковых деталях, сосредоточиться на созерцании изощренно красивой китайской хореографии в ярко кричащих всеми цветами радуги костюмах. И помочь усвоить глубокий философский смысл происходящего на сцене. Красочные сценические события сопровождаются цитатами из трудов Конфуция, которые пропеваются солистами и хором, а их перевод высвечивается бегущей строкой. 

Сюжет вкратце таков. Недалекий правитель слишком увлечен сладострастными утехами с наложницами и не воспринимает мудрых предложений Конфуция всерьез. Большинство царедворцев погружены в интриги, не заботясь об общем благе. Конфуций пытается убедить правителя заняться государственными делами. Однако его мудрые советы и усилия изменить положение дел при дворе оказываются тщетными. Придворные конфликты вынуждают мудреца уйти в тень, и, однажды, задремав, он во сне видит идеальный мир всеобщей гармонии. Но в реальности войны лишают людей пропитания и домов, а прекрасные сады с абрикосовыми деревьями превращаются в поля сражений. Потому что когда правители не слушают советов мудрецов, случаются революции и смуты, сопровождаемые нуждой, голодом и кровопролитиями. Однако, как это и предполагается правилами классического искусства всех времен и народов, все заканчивается победой Добра, в данном, китайском случае – Мудрости.

«Если ты на рассвете познаешь истину, то на закате можно спокойно умереть» (Конфуций, Беседы и суждения).

Справка. Китайский национальный театр оперы и танцевальной драмы был основан в 1951 году и является крупнейшим в Китае государственным театром. В составе театра работают оперная труппа, труппа танцевальной драмы, коллектив народной музыки, симфонический оркестр, творческая студия, а также сценографический отдел. За полвека он исполнил более ста опер и танцевальных драм, многие из которых вошли в историю китайского искусства и стали символами китайского театра.

фото Валентин БАРАНОВСКИЙ

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
22 декабря 2019 в 19:46

«А когда правители не слушают советов мудрецов, случаются революции и смуты, сопровождаемые нуждой, голодом и кровопролитиями»
Вот это точно.
«Скудоумы способны утверждать, что Наши Братья сеют смуту и восстание. Но именно Они прилагают все усилия, чтобы умиротворить народы. Они готовы нести тяжкое Служение, вовремя предупреждая лиц, от которых зависит народная судьба. Они не щадят сил своих, чтобы поспеть принести весть. Они ценою неугодных приемов несут Свет, который силы тьмы пытаются потушить» (Бр.,190). Словно о Конфуции и сказано. (Конфуций был из Братства Шамбалы).
Еще об этом же (касается и нашей страны):
«Невежды утверждают, что Мы начинаем революции и смуты. Но мы много раз пытались предупредить и предотвратить убийства и разрушения. Сам Брат Ракоци (Сен-Жермен) исполнил высшую меру человеколюбия и был отвергнут теми, о ком Он заботился. Остались записи, уже общеизвестные, но некоторые лжецы называют Его отцом французской революции.
Также люди не понимают Наше обращение к королеве Виктории, но сама история показала, насколько Мы были правы. Наше предупреждение было отвергнуто. Но Наш долг предупредить народы.
Также не понято Наше предупреждение Москве (визит Рерихов в 1926 году - мое примеч.). Люди не скоро вспомнят и сопоставят действительность. Можно назвать много исторических фактов из жизни разных стран. Можно напомнить и Наполеона, и появление Советника Американской Конституции, и явление в Швеции, и указание об Испании.
Дан знак спасения, но, по обычаю, он не был принят. Мы спешим всюду на помощь. Мы радуемся, когда она принята. Мы печалуемся видеть, какую судьбу предпочитают народы» (Надз., 6)

24 декабря 2019 в 15:14

Дмитрий, спасибо за высоко интеллектуальный отзыв!