Авторский блог Вячеслав Кочнов 17:36 22 декабря 2019

Конфуций. Танцующая Мудрость

В Санкт-Петербурге и Москве прошли спектакли китайской танцевальной драмы

двойной клик - редактировать галерею

Мариинский театр на протяжении всей осени и начала зимы продолжает радовать своих зрителей показами премьер балетных спектаклей. Танцевальная драма «Конфуций» от режиссера-постановщика Кун Дэсиня, являющегося, к слову, прямым потомком древнего китайского мудреца в 77 поколении, прошедшая при полных аншлагах 3-го и 4-го декабря на исторической сцене Мариинки в исполнении солистов и труппы Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы – уже третья заметная балетная премьера этой осени (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/12/4/1_1900). 8 и 9 декабря под названием «знаменитое танцевально-акробатическое шоу Китая» этот же спектакль был показан в Москве на сцене театра «Новая опера» имени Колобова.

Что касается новых постановок на сцене Мариинки, если балет Владимира Варнавы на знаменитую музыку Мориса Равеля «Дафнис и Хлоя» (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/11/16/3_1700), чья премьера прошла в Концертном зале МТ 16 ноября, это очень красивое, по-настоящему и по-хорошему эстетское хореографическое произведение о первой любви, то китайский «Конфуций», как и «Три маски короля» (https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2019/11/21/2_1930), поставленные Юрием Смекаловым в Самарском театре оперы и балета и показанные 21 и 22 ноября на Новой сцене Мариинки – танцевальные драмы об отношении человека и власти. Что для балета, может быть, и не совсем обычно. Зато крайне актуально для современной России.

В «Трех масках…» рассказывается о любящих друг друга юноше и девушке, не желающих практически в прямом смысле этого слова «плясать под чужую дудку», исполняя волю злой и жестокой власти, «Конфуций» же – это объемная картина конфликта и попытки взаимодействия Власти и Мудреца. Оба последних сюжета можно по справедливости считать злободневно актуальными в переживаемую нами эпоху тотальной глобализации. «Три маски короля» - притча о давлении единообразной государственной бюрократической машины на личность, которое явным образом усугубилось за последние два десятилетия и в западном мире, и в России, и о противостоянии этому давлению через откровение взаимной любви двоих. «Конфуций» - повесть о философе из народа, пытающемся изменить власть при помощи мудрого слова. И то, и другое изумительно тонко и при этом выпукло показано в танце.

В «Конфуции» шесть десятков искусных танцовщиков Китайского национального театра оперы и танцевальной драмы пересказали канву его жизни при помощи традиционной китайской хореографии и нескольких песенных номеров. Это, конечно же, очень не похоже ни на балеты Петипа, ни на фокинские модернистские изыски. Но выглядит фантастически красиво и увлекательно, захватывает и завораживает зрителя и долго не отпускает его. Судя по аплодисментам во время спектакля на выходах, особенно яркими зрителям показались сценические образы Наложницы и самого Конфуция: в их партиях среди прочего есть такой сложный и редкий акробатический элемент как тройное колесо.

В ходе драмы на языке танца описывается опыт путешествий Конфуция по Китаю и те трудности, с которыми он столкнулся, распространяя свое учение. Мысли и чувства философа переданы в разнообразных мелодиях и сценических образах. Музыка, написанная Чжаном Цюем и Се Пэном и исполненная китайским оркестром под управлением Танг Мухая очень проста, доступна и, можно сказать, в некоторой степени условна и подготовлена для европейского слуха. Там, конечно же, присутствует китайский колорит в виде специфических гармоний, основанных на пентатонике, и большого количества ударных инструментов. Ее задача – помочь зрителю, не зацикливаясь на сложных звуковых деталях, сосредоточиться на созерцании изощренно красивой китайской хореографии в ярко кричащих всеми цветами радуги костюмах. И помочь усвоить глубокий философский смысл происходящего на сцене. Красочные сценические события сопровождаются цитатами из трудов Конфуция, которые пропеваются солистами и хором, а их перевод высвечивается бегущей строкой.

Сюжет вкратце таков. Недалекий правитель слишком увлечен сладострастными утехами с наложницами и не воспринимает мудрых предложений Конфуция всерьез. Большинство царедворцев погружены в интриги, не заботясь об общем благе. Конфуций пытается убедить правителя заняться государственными делами. Однако его мудрые советы и усилия изменить положение дел при дворе оказываются тщетными. Придворные конфликты вынуждают мудреца уйти в тень, и, однажды, задремав, он во сне видит идеальный мир всеобщей гармонии. Но в реальности войны лишают людей пропитания и домов, а прекрасные сады с абрикосовыми деревьями превращаются в поля сражений. Потому что когда правители не слушают советов мудрецов, случаются революции и смуты, сопровождаемые нуждой, голодом и кровопролитиями. Однако, как это и предполагается правилами классического искусства всех времен и народов, все заканчивается победой Добра, в данном, китайском случае – Мудрости.

«Если ты на рассвете познаешь истину, то на закате можно спокойно умереть» (Конфуций, Беседы и суждения).

Справка. Китайский национальный театр оперы и танцевальной драмы был основан в 1951 году и является крупнейшим в Китае государственным театром. В составе театра работают оперная труппа, труппа танцевальной драмы, коллектив народной музыки, симфонический оркестр, творческая студия, а также сценографический отдел. За полвека он исполнил более ста опер и танцевальных драм, многие из которых вошли в историю китайского искусства и стали символами китайского театра.

фото Валентин БАРАНОВСКИЙ

1.0x