Сообщество «Форум» 15:59 10 апреля 2020

Компенсация

ни в личностном смысле, ни в смысле коллективном, не может быть ничего незаслуженного, ничего несправедливого!

Всё в мире этом, как и должно то быть, зиждется на непоколебимых и вечных основах, причём на таких, которые ни от чего не зависят, в том числе и от наших с вами знаний о них. Знания, правда, тоже бывают либо рациональными - это те, которые должны быть достигнуты приложением усилий по их осмыслению, усвоению и закреплению, - либо интуитивными, т.е. те, которые не как какая-нибудь теорема Пифагора в таких потугах со стороны человека не нуждаются, а которые, если говорить образно, написаны в самом средоточии человеческого естества, в самом его сердце.

Отличаются между собой эти два вида знаний ещё и тем, что, первые могут быть, скажем, плохо усвоены и даже утеряны, вторые же – никогда! Поскольку это тот самый случай, когда "если Бог что-то отворяет, то никто не сможет затворить, а если что-либо Он затворяет, то никто и никогда не в состоянии это отворить" (Откр. 3:7)! Словом, знание тех незыблемых и вечных основ, тех самых начал, что утверждены Создателем уже дарованы каждому из нас просто по факту рождения в человеческом статусе! И, таким образом, каждый может иметь это знание божеских начал, или по терминологии Канта – ощущать в себе категорический императив, почерпнутый как бы из ниоткуда (в том случае, конечно, если он внимательно и трепетно блюдёт в себе тягу к созерцательному осмыслению). Но могут быть они (знания) ещё и сочувственно сообщены тем людям, которые такой тяги в себе не блюдут, и в силу того плохо понимают внутренние импульсы, исходящие из глубин того самого средоточия, могут быть переведены на понятный им язык, как это сделал в своё время Иисус Христос, в учении которого среди вечных и непреходящих законов есть звучащий так: "Какою мерою мерите, такою будет отмерено и вам"!

Тут снова волей-неволей следует провести сравнение знаний человеческих, рациональных и знания божеского, знания незыблемого: ибо, если первые требуют для подтверждения самих себя некоторой наглядности, т.с. "картинки", "образа", "формулы", то вторые надобности в этом не имеют! Вернее, здесь вступают в свои права наглядности иного свойства, иного порядка, те, которые не для человеческого глаза, не для хилых и тщедушных человеческих сил ("Можете ли пить чашу, которую Я пью?" (Мк. 10:38))! Потому-то человеку так легко впасть в заблуждение неверия! Он не в состоянии узреть результаты действия фундаментальных божеских законов, он не может, в силу кратковременности своей жизни и пространственной её ограниченности, проследить вещественные их взаимодействия и связи, не говоря уже о взаимодействиях и связях метафизических! Кажущиеся смутными и неотчётливыми, едва уловимыми, они не внушают ему доверия, в отличие от веских, наглядных и ощутимых законов и знаний сиюминутного материального бытия. Посему, увы, предпочтение безоговорочно отдаётся последним! И зачастую люди материалистического мировоззрения "бьют" своими "железными" доводами и аргументами адептов мировоззрения идеалистического, ибо за этими "железными" стоит банальная наглядность, коей человек испокон веков привык доверять, в силу отсутствия отвлечённого мышления или недоразвитости такового у подавляющего большинства.

Никакой материалист мне не поверит, если я буду утверждать, скажем, что "случайностей не существует", что то, что кажется случайностью, на самом деле подспудная, неизвестная нам закономерность, хотя уже мудрецы античности ведали об этом. (Тут уместны слова булгаковского Воланда о том, что "кирпич ни с того ни с сего, никому и никогда на голову не свалится"!). Однако же косность мысли такова, что тысячи лет "развития" homo sapiens ничуть не исправили веры человека в ту самую банальную наглядность, в её "железную" неопровержимость! Подобным же образом обстоит дело и с такою важною для каждого категорией, как понятие справедливости. А ведь, исходя из уже приведённого выше фундаментального и незыблемого закона мироздания, выраженного словами Христа "о мере", именно абсолютною справедливостью пронизано всё оно (мироздание), и это так же верно, как то, что Земля круглая! Просто, для того, чтобы в этом убедиться наверняка, необходимо обладать всею полнотой информации, а не её разрозненными крохотными кусочками, чего достичь, сами понимаете, в состоянии бренной и скоропреходящей жизни совершенно невозможно!

Словом, на взгляд любого т.с. среднестатистического обывателя, затронутый выше принцип понятия справедливости, стоит как бы в тени, на виду же бушуют игрища вопиющей кривды и дикого разгула случайностей или так называемых "стечений обстоятельств". И невдомёк ему, что посеянный ним же самим некогда слабый ветерок неких причин, всегда и неизменно пожинается в бурях событий, которые теперь перед ним являют себя в качестве последствий! Ибо из того самого закона "о мере" неукоснительно следует подзакон, гласящий: "Никто в этом мире "по всем категориям снабжения" не получает сверх положенного, равно как и не недополучает, а имеет в наличии ровно столько, сколько заработал и заслужил"! Не зря когда-то хороший писатель Довлатов (жаль, что сбежал в логово супостата) изрёк истину: "Богатство и бедность – качества врождённые" (а уж никак не случайные). В принципе, ни в личностном смысле, ни в смысле коллективном, не может быть ничего незаслуженного, ничего несправедливого! В противном случае пришлось бы признать утверждение Ницше о том, что "Бог умер"…

Тут, правда, имеется камень преткновения для неискушённого в таких вещах человека. Состоит он в массовом недопонимании очевидной бессмысленности установки единичности жизни. Её полной философско-религиозной несостоятельности! Заметим, что во всех религиях мира, в их эзотерической сакральной части, к которой и близко не подпускаются толпы профанов (хотя предосторожность сия кажется излишней – всё равно ничего не поймут и ничему не поверят), концепция непрерывности бытия, как непрерывной цепи перерождений, неизменно присутствует. А в таком случае, состав существ, участвующих в бытии, практически тот же, меняются со временем лишь их состояния и координаты! Здесь тот, кто поглупее, просто восклицает, что этого не может быть, потому, что не может быть никогда, уподобляясь древесному листу, о котором так красиво писал Шопенгауэр(1). Кто поумнее, сморщив лоб, задаётся вопросом: а почему же мы тогда не помним этих самых прошлых жизней, или хотя бы некоторых из них? Полноте! Все ли дни своей нынешней жизни или хотя бы некоторые из них помнит человек? Действующая память не предназначена на такие глубины и объёмы! И, потом, всё что надо, всё, что важно (а надо и важно практически всё!), запоминается намертво, но не колеблющейся и зыбкой повседневно-активной памятью, рассчитанной именно на потребы единичной кратковременной жизни, а незыблемым массивом подсознания, которое объемлет всё человеческое бытие от его начала до его конца, и от которого всё когда-либо виденное, слышанное, ощущаемое хоть тысячи лет тому назад, не скроется в глубинах забытья, а лишь отложится на время, и в нужный момент, непременно будет извлечено и найдёт себе применение в текущей жизни! На таком положении вещей, кстати, зиждутся инстинкты, интуиция.

Из закона "о мере" (справедливости) органично вытекает и концепция о компенсации. Конечно, не о банальной денежной или там материальной какой-либо компенсации, как это принято в теперешних изрядно свихнувшихся порядках людей. Ведь странно даже, скажем, звучит: "Суд назначил в качестве моральной компенсации выплатить потерпевшему N-ную сумму"! Тут компенсация производится путём денежных выплат, поскольку в нашей жизни деньги сами по себе выступают этаким универсальным эквивалентом счастья. Обидели тебя, вот и получи причитающуюся по суду сумму, этот кусочек счастья, предназначение которого как раз и состоит, чтобы компенсировать тебе ту обиду. Но, сами понимаете, бытие людей не ограничивается лишь биологической жизнью, а включает в себя более обширные сферы, в том числе и не имеющие касательства к материальной составляющей. И там, как нетрудно догадаться, деньги не прокатывают, за полным отсутствием таковых!

В качестве примера тут неплохо бы рассмотреть совсем недавно произошедший случай. Дело было в самом Ватикане! Там две особи женского пола из славного украинского города Винницы, умудрились испохабить творение великого Рафаэля Санти – его фреску "Афинская школа", нацарапав на нём иероглифы своих имён (смотри фото). И вот как на ваш взгляд должны они будут компенсировать, если это вообще возможно, тот "моральный ущерб", нанесённый человечеству этим актом вандализма, т.е. отрыжки того мира, из которого они и легион им подобных существ по какому-то недоразумению сюда переместились? Дело ведь здесь по большому счёту не только, и даже не столько в самом акте обезображивания возвышенной красоты творения, а в утрате (неимении) самого чувства красоты, благоговения перед прекрасным, в утробном игнорировании развиваться в этом направлении, в тупом пренебрежении самой возможности стать человеком, отдалиться от животности! В этом случае, на мой взгляд, компенсация может быть столь же незамысловатой, как незамысловата и убога сама ситуация: следующая жизнь у хохлушек будет протекать в максимально упрощённых условиях, соответствующих упрощённым же их натурам – где-нибудь в свинарнике будут себе похрюкивать и чавкать у корыта с помоями. Поскольку в природе не предусмотрены излишества, она не выдаёт ничего лишнего (смотри выше формулировку подзакона), а каждый получает именно то, чего он стоит, и в соответствии с тем, что он собой представляет! Это касается и форм и видов существования – каждому выдаются именно те телесные формы и виды бытия, которые в точности соответствуют его внутреннему духовному содержанию! То есть, каковы запросы, таково и предложение!..

Не исключаю, что существует там (в том ведомстве, где решаются подобные вопросы) нечто вроде конвертора, или, если хотите, своеобразной "таблицы эквивалентов", показывающей какой сумме "одного вида валюты" соответствует сумма "валюты вида другого". К тому же, там на самых точных весах взвешивается всё до мельчайших подробностей, вплоть до личности "подсудимого", его морально-волевых качеств, черт характера, света, излучаемого его душой или, наоборот, её темноты.

В русле всего сказанного, обретает особый смысл тот факт, что среди людей многих древних народностей было страшнее самой смерти, умереть и остаться у кого-то в должниках! Они, не зная ещё слов из Библии ("не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступили с тобой"), старались вести себя как бы в соответствии с ними. Видать в древности люди были поумнее, поосведомлённее и поразвитее теперешних, тех, которые с гаджетами не расстаются. Гаджеты эти, правда, ничему полезному в этом смысле не научат, и подсказок от них не дождёшься, какие последствия от тех или иных причин будут конвертируемы в какой вид "задолженности" или "выплат"? Вряд ли дождёшься от них и подсказки в том, что человек по предназначению своему и по замыслу Творца есть существо, от которого должны исходить доброта и любовь, у которого в принципе не должна подниматься рука на свершение чего-то низкого и подлого, чего-то пагубного для других! "Любящие Господа, ненавидьте зло.., ибо Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие" (Пс. 96, 10-11)…

А для себя лично я давно уже "высек в граните": никого и ни при каких обстоятельствах в этом мире невозможно обмануть (или как там – "кинуть", "развести")! Ведь отдавать долг, пусть и с оттяжкой, придётся с ого-го как наросшими процентами! Себе только дороже – компенсация, понимаешь!..

____________________________________________

(1) "В этом неведении собственной сути человек подобен листу на дереве, сетующему осенью, увядая и опадая, на свою гибель и не желающему искать утешения в надежде на свежую зелень, которая весною оденет дерево, – нет, он ропщет и вопиет: "Это буду уже не я! Это будут совсем другие листья!". О, глупый лист! Куда же ты думаешь уйти? И откуда могут появиться другие листья? Где то ничто, оскала которого ты боишься? Познай же твоё собственное существо, ведь именно оно столь исполнено жажды бытия, познай его во внутренней, таинственной, поддерживающей силе дерева, которая будучи тождественна и едина во всех поколениях листьев, никогда не бывает доступна возникновению и гибели… Однако, листьям древесным люди подобны!.." (А. Шопенгауэр "Мир как воля и представление", Т 2, Гл. XLI)

1.0x