Сообщество «Форум» 12:50 19 августа 2020

Коммунизм прошёл как болезнь

Не цветная, а буржуазная революция - и это было меньшее из зол

В августе в России традиционно вспоминают события 1991 года, попытка переворота ГКЧП. И как-то само собой последние годы стали называть те события цветной революцией, даже первой цветной революцией на пост советском пространстве. Вместе с тем, это в корне неверно. Начнём с того, что летом 1991 года Борис Ельцин был избран президентом Российской Федерации в один тур. Т.е. закон был на его стороне. Именно он представлял избранную народом России власть. Популярность президента СССР Михаила Горбачева стремилась в тот момент к нулю, его словоблудие достало всех, за исключением лидеров стран G7, последние были под впечатлением и в диком восторге от того, как генсек сдавал им ГДР и прочую Восточную Европу, не требуя ничего взамен.

Борису Ельцину удалось договориться с частью «афганских силовиков», что и обеспечило его победу. Отторжение коммунизма было столь велико, что ни один политик не мог идти против национальной тенденции. Особенно это касалось офицеров, имевших афганский опыт. Не случайно многие из них потом заняли ведущие позиции или стали основными собственниками в новых финансовых и промышленных компаниях. Павел Грачёв стал министром обороны новой России. Во второй половине 20 августа 1991 года Павел Грачёв вместе с маршалом авиации Евгением Шапошниковым, генералами Владиславом Ачаловым и Борисом Громовым высказал руководителям ГКЧП свое отрицательное мнение о плане силового захвата парламента России.

Люди собравшиеся защищать Ельцина и Руцкого были важным козырем на переговорах. Среди собравшихся вокруг Белого Дома людей была очень разная публика - студенты, рокеры, интеллигенция, представители либеральной и национал-патриотической общественности. Среди тех, кто пришел защищать Дом Советов от возможного штурма, были известный рокер Константин Кинчев, будущий чеченский террорист Шамиль Басаев и будущий основной акционер банка «Менатеп» и компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, вице-мэр Москвы Юрий Лужков и его супруга, будущая самая известная женщина-олигарх Елена Батурина. Это были очень разные люди, но они абсолютно не похожи на людей, которые делали цветные революции в Грузии, Киргизии, Армении и на Украине.

В России тогда произошла не цветная, а буржуазная революция. И я до сих пор полагаю, что это было меньшее из зол. Если бы Михаил Горбачёв остался у власти, СССР гнил бы ещё лет десять, а его политика был бы не менее прозападной, чем при Ельцине. Говорят, Горбачев хотел сдать Калининград Германии, сделать базу ВМФ НАТО в Крыму и сделать Западу много других очень сладких подарков. В России и мире коммунизм проиграл капитализму, как более эффективной системе. Если коротко – коммунизм прошёл как болезнь. В отличие от цветных революций после буржуазной революции в России не было никаких репрессий. В России появилась реальная свобода слова, в том числе абсолютно оппозиционные новым хозяевам Кремля легендарный прохановский «День» и «600 секунд» Александра Невзорова.

Естественно Россия после болезни вышла ослабленной, потеряла часть территорий, и на построение новой государственности ушло тридцать лет. Было допущено и несколько серьёзных ошибок. Александр Руцкой в момент распада СССР предлагал Ельцину жестко решить вопрос Крыма и Чечни, а возглавивший ЦБ в 1992 Виктор Геращенко сразу ввести российский рубль, отказавшись от единой пост советской валюты для СНГ, это бы позволило избежать гиперинфляции.

Распад СССР? Сейчас это воспринимается как геополитическая трагедия. Но в тот момент у решения Ельцина сбросить республики была своя логика. Снабжение в союзных республиках было лучше, чем в коренной России. За национальными кадрами были забронированы места в университетах, им легче давалось продвижение по карьерной лестнице. Военные технологии, нефтегаз и прочая сырьевая база должны были обеспечить россиянам безбедную жизнь. Так в итоге, хотя и не сразу, и получилось.

Современная Россия - суверенная и зажиточная страна, после всех революций, двух мировых и гражданской войны прошлого столетия и краха советского государства – не самый плохой результат. В прошлое ушли не только коммунисты, воинствующий атеизм, пустые прилавки, но и ельцинская нищета, финансовые пирамиды и бандиты 90-х. Россияне – успешная буржуазная нация, где каждый кузнец своего счастья.

Для СССР лучше был ужасный конец, чем ужас без конца. Я гражданин Российской Федерации, буржуазной России. И я горжусь этим.

1.0x