Авторский блог Роман Илющенко 16:01 12 мая 2021

Когда пришла беда

С началом Великой Отечественной войны деятельность советской милиции претерпела серьёзные изменения. К прежним добавились новые задачи при значительном сокращении опытных кадров, ушедших на фронт добровольцами.

На военном положении

Одним из главных документов вступившей в беспощадную борьбу с врагом страны, стала директива Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. В ней определялась политическая сущность войны, излагались конкретные задачи в военных условиях.

Она потребовала укрепить тыл Красной армии, подчинив интересам фронта всю его деятельность, обеспечив усиленную работу всех предприятий, организовав охрану заводов, электростанций и т.п. объектов, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывать содействие истребительным батальонам.

Следом вышло постановление СНК СССР от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Им непосредственно на милицию были возложены несвойственные ей раньше функции: борьба с дезертирством, мародерством, паникерством, распространителями провокационных слухов; и значительно расширены прежние: очистка городов и оборонно-хозяйственных пунктов от преступных элементов, борьба с хищением на транспорте, с хищениями эвакуируемых грузов, разгрузка железнодорожного и водного транспорта от пассажиров, передвижение которых не вызывалось необходимостью, обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий.

Кроме того, органы внутренних дел обеспечивали проведение, в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении. В приграничных районах сотрудники органов внутренних дел вместе с пограничниками и подразделениями Красной армии участвовали в боях с наступавшими войсками вермахта.

Горячий тыл

Однако никто не снимал с милиции её прежней основной задачи: борьба с преступностью и поддержание социалистической законности и правопорядка. А криминальная обстановка в стране стремительно ухудшалась, был отмечен скачкообразный рост преступности. Наибольший рост произошел за счёт тяжких преступлений.

В таких условиях органы внутренних дел были вынуждены перестраивать работу своих подразделений. В частности, 30 сентября 1941 г. из состава Главного управления милиции (ГУМ) был выделен самостоятельный Отдел по борьбе с бандитизмом. А собственно Уголовный розыск в этот период занимался помимо привычного раскрытия убийств, грабежей и разбоев, мародерством, кражами из квартир эвакуируемых, осуществлял изъятие оружия у преступных элементов и дезертиров, оказывал помощь органам государственной безопасности в выявлении вражеской агентуры.

Боевые действия Великой Отечественной войны вызывали значительный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, и преступлений с его применением. В этой связи перед правоохранительными органами была поставлена задача по изъятию оружия и боеприпасов у населения, организации их сбора на местах боев. Преступники, в том числе дезертиры, завладев оружием, объединялись в вооруженные банды, совершали убийства, разбои, кражи государственного и личного имущества.

О количестве оружия, оставшегося на полях сражений, могут свидетельствовать следующие данные. На 1 апреля 1944 г. после прорыва блокады Ленинграда милиционерами города на Неве собраны и изъяты у населения 8357 пулеметов, 11440 автоматов, 257791 винтовок, 56023 револьвера и пистолета, 160490 гранат. Работа по сбору оружия на местах боев проводилась вплоть до 50-х гг., однако полностью собрать оставшееся оружие не удалось, и в более поздние годы раскопки оружия и его реставрация будут одним из источников незаконного оборота оружия в современных условиях.

Очень тяжелая криминальная обстановка сложилась в начале 1942 г. как это не покажется странным в городах Средней Азии - Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, Джамбуле, Чимкенте и других, куда было эвакуировано много граждан, что привлекло сюда и преступный элемент со всей страны, уклоняющийся от мобилизации. Объединившись в банды, группы преступников совершали дерзкие, особо опасные преступления - убийства, разбои, крупные кражи.

Ответом НКВД СССР на разгул бандитизма в глубоком тылу стало направление в Ташкент бригады ГУМ НКВД, которая в короткое время ликвидировала ряд крупных банд. В частности, была пресечена деятельность преступной группы в количестве 48 человек, совершившей более 100 тяжких преступлений. К уголовной ответственности были привлечены несколько тысяч уголовников, в том числе 79 убийц и 350 грабителей. Военным трибуналом вынесено 76 смертных приговоров. Аналогичные операции были проведены в 1943 г. в Новосибирске и в 1944 г. в Куйбышеве. Всего за 1941 - 1944 гг. на территории СССР было ликвидировано более 7 тысяч бандгрупп, общей численностью более 89 тысяч человек.

В условиях, приближенных к… фронтовым

Самым героическим образом проявили себя сотрудники милиции в прифронтовых и регионах, подвергшихся оккупации. Они часто служили примером в исполнении служебного долга, демонстрируя свои высокие моральные качества. Мы на страницах газеты рассказывали читателям о подвиге милиционеров Волковысского райотдела УНКВД Белоруссии Петре Семенчуке и Павле Косило. Они спасли от пожара и доставили в Госбанк Орла два миллиона пятьсот восемьдесят четыре тысячи рублей. Аналогичный подвиг совершил и милиционер Браславского райотдела УНКВД Белоруссии Семён Мандрик. В июне 1941 года он спас крупную сумму денег из Браславского отделения Госбанка и доставил ее сначала в Полоцк, а затем в Москву.

Образцово исполняла свои обязанности милиция Ростова - на – Дону. В ноябре 1941 года во время боев за город на центральную улицу, где стоял на посту милиционер Николай Гусев, проникли три фашистских диверсанта и напали на постового. Смертельно раненный постовой сумел застрелить двоих и ранить третьего. Сам он погиб, но выполнил свой долг до конца.

Ветеран ростовской милиции Николай Павлов в своих воспоминаниях пишет: «Во время очередного налета фашистов я поднялся на крышу здания. Здесь и на других постах круглосуточно дежурили люди, следя за воздухом, устанавливая направления движения вражеских самолетов, очаги поражения. Каждый такой наблюдательный пункт был соединен телефонной связью с командным пунктом управления. Внизу надрывно выла серена, предупреждая граждан об опасности. Наряды милиции на улицах помогали горожанам укрываться в бомбоубежищах. На перекрестке Буденновского проспекта и улицы Энгельса - одинокий постовой милиционер как ни в чем не бывало регулировал движение редкого транспорта. Он не ушел с поста ни на минуту».

Сотрудники милиции в любых условиях несли службу, последними покидали города, которым угрожал захватом враг. Так было по всей стране: во Львове и Киеве, Одессе и Севастополе, Запорожье и Днепропетровске. В своих мемуарах Маршал СССР Георгий Жуков приводит упоминание маршала Семёна Буденного о том, что когда он ехал в Малоярославец через Медынь, то кроме трех милиционеров никого не встретил, население и местные власти покинули город.

Не покинули своего поста

Много новых обязанностей появилось и у сотрудников милиции Сталинграда в те суровые дни. Они непосредственно помогали эвакуации многих десятков тысяч людей - особенно женщин, стариков, детей, а также раненых. Эвакуация продолжалась и тогда, когда город был уже объят огнём. Бои шли уже на окраинах, а на перекрестках городских улиц по приказу начальника областного управления милиции и одновременно заместителя начальника управления НКВД по Сталинградской области Николая Бирюкова до последнего момента несли службу регулировщики.

Когда в первые месяцы войны в город хлынул поток эвакуированных из западных районов страны, то на сотрудников паспортных аппаратов, наружной службы, оперативных отделов и на другие службы сталинградской милиции легла громадная нагрузка. Уже осенью 1941 года был введен комендантский час, запрещавший всякое движение по городу с 23 часов до 6 часов утра. Несмотря на сложность ситуации, сотрудники наружной службы всегда были одеты строго по форме. Как свидетельствуют участники обороны Сталинграда, это оказывало хорошее психологическое воздействие на население - успокаивало людей. Граждане чувствовали, что их, как в мирное время, охраняют.

Летом 1942 года работникам сталинградской милиции пришлось самоотверженно бороться с последствиями налетов фашистской авиации на город. В то время гитлеровские войска старались всячески прорваться к Волге. В течение только августа месяца авиация противника совершила 16 массированных налетов на Сталинград. В результате вышел из строя водопровод, город остался без воды, что создало благоприятные условия для распространения пожаров. В эти тяжелейшие дни сотрудники управления милиции спасали жизнь и имущество граждан. Один из них Михаил Харламов спас из горящих домов 29 семей и их имущество. И даже тогда, когда он узнал о гибели своей семьи, не покинул своего боевого поста.

«Боевым награждается орденом»

Свою особенность имела борьба с уголовной преступностью в Ленинграде. В условиях блокады чаще всего совершались хищения хлеба у граждан, вещей из квартир эвакуированных и лиц, призванных в Красную армию. Особую угрозу представляли преступные группы, совершавшие вооруженные налёты на продовольственные магазины и автомашины, перевозившие продукты. Кроме того, опасны были карманники, похищавшие у граждан продуктовые карточки. В течение ноября-декабря 1941 г. сотрудниками уголовного розыска было выявлено несколько групп карманных воров, у которых изъято большое количество таких карточек, которые были возвращены владельцам, чем были спасены много жизней.

При этом сами же сотрудники милиции героического города находились в таких же тяжелейших условиях, что и горожане, страдая от холода, систематического недоедания и переутомления. Начальник управления милиции Ленинграда Евгений Грушко в докладной записке на имя председателя исполкома Ленинградского городского Совета от 22 декабря 1941 г. сообщал, что в декабре 1941 г. рядовой состав работал по 14-16 часов, а командно-оперативный по 18 часов. Ежедневно в большинстве отделений милиции города выбывало из строя по 8-10 человек, в отрядах речной милиции - по 20¬25 человек. Большинство из них умирало от голода. При исполнении служебных обязанностей умерло от голода 259 сотрудников ленинградского уголовного розыска и милиции. Две с половиной тысячи попали на больничные койки в разных стадиях дистрофии.

В Московском уголовном розыске для экстренного выезда на места происшествий и принятия своевременных мер по раскрытию наиболее опасных преступлений, была создана дежурная часть. Её оперативная группа подчинялась дежурному по управлению милиции города. И это дало свои результаты. Несмотря на сложность оперативной обстановки в Москве, близость фронта, частые налёты вражеской авиации на город и бомбежки, сотрудники милиции во втором полугодии 1941 и 1942 года добились снижения преступности в городе.

Об их опыте мы можем узнать со страниц ведомственной прессы – газеты «На боевом посту», которая в номере от 1 ноября 1941 года, в разгар немецкого наступления на город, писала, что только за несколько последних дней работникам московской милиции удалось выявить и ликвидировать ряд грабительских шаек, бандгрупп, паникеров и распространителей ложных слухов. В их числе опасная банда из 15 человек, которую возглавляли матёрые рецидивисты братья Шабловы.

Правительство высоко оценило самоотверженную работу сотрудников милиции в условиях Великой Отечественной войны, наградив указами Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа и 2 ноября 1944 г ленинградскую и московскую милицию орденами Красного знамени.

Вклад органов внутренних дел в общее дело укрепления обороноспособности страны, а затем и в победу над немецко-фашистскими захватчиками, как очевидно был весомым и разносторонним. В дни тяжелейших испытаний для всей страны сотрудники милиции, не жалея своих жизней, достойно защищали законные права трудящихся, обеспечивали их личную безопасность.

Справочно: В 1942 г. преступность в стране возросла на 22 % по сравнению с 1941 г., в 1943 г. - на 20,9 % по сравнению с 1942 г., в 1944 г. - на 8,6 % по сравнению с предыдущим годом. Лишь в 1945 г. было зафиксировано снижение уровня преступности - в первом полугодии количество преступлений снизилось на 9,9 %.

Справочно: В 1941 г. были зарегистрировано 3317 убийств, 7499 разбоев и грабежей, 252588 краж, 8714 фактов скотокрадства; в 1944 г. соответственно, убийств - 8369, разбоев и грабежей - 20124, краж - 444906 и 36285 случаев скотокрадства.

По материалам газеты МВД «Щит и меч» подготовил подполковник запаса, ветеран МВД Роман Илющенко

1.0x