Авторский блог Вячеслав Кочнов 14:05 20 декабря 2018

Карнавал капитана Карабанова

На сцене Большого зала С-Пб Филармонии Центральный Концертный Образцовый оркестр ВМФ России

двойной клик - редактировать изображение

Очень много воздуха – свежего, озонированного, как после грозы. Как легко дышится! В зале санкт-петербургского Дворянского собрания играет огромный, под сто душ, военно-морской духовой оркестр, и вот – не нужны ни распахнутые настежь окна и двери, ни кондиционеры… Ветер, воздух, гроза! И при этом – тяжеловесное имперское торжество и надменный блеск осознающего себя величия как бы огромного авианосца…

На капитанском мостике, за пультом – капитан I ранга, блистательный и по-флотски элегантный, со своими фирменными усами à la Salvador Dali, Алексей Карабанов. На сцене – вот уже много лет (с 2007-го года) возглавляемый Капитаном Центральный концертный образцовый оркестр имени Римского-Корсакова Военно-Морского флота России. Молодцеватые красавцы-моряки в черной форме, на каждом пульте – аккуратный белый флажок с небесно-синим андреевским крестом. Чувствуешь себя на палубе крейсера, мощно рассекающего нервно бурлящую океанскую волну.

На это раз тема вечера – Карнавал: на ограждении за спиной маэстро – две венецианские маски, черная и золотая, игриво увенчивающие военно-морской визуальный ряд. В афише – искрометная и лукавая увертюра к «Сороке-воровке» Россини, Рондо в турецком стиле Моцарта из ля мажорной фортепианной сонаты, Военный марш Шуберта, «Дунайские волны», и вдруг – бриллиант скрипичного репертуара – Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса! Но об этом чуть позже и подробнее.

Во втором отделении было очень много юмора и откровенного веселья: зощенковское зубоскальство Шостаковича в Марше из Сюиты для эстрадного оркестра №2 и в Presto из Шестой симфонии, уморительный Кошачий дуэт с настоящим перемяукиваньем сопрано и меццо, Баркаролла из «Сказок Гоффмана» Оффенбаха, намеренно нелепая «Цирковая полька для молодого слона» Стравинского и до колик в животе смешные вариации на тему «Венецианского карнавала» Абана про треуголку, которые под руководством маэстро Капитана подхватывал весь зал…

Когда слушаешь оркестр Карабанова, и впрямь забываешь о струнных – настолько полноценно звучит его военно-морское «духовенство» – похожее на человеческие голоса дерево и сверкающая как на солнце медь. Они, струнные, в оркестре все-таки есть: два контрабаса и арфа (как есть, кстати, и несколько представительниц прекрасного пола!)...

Все-таки эффекты пиццикато и арпеджио создать при помощи только духовых невозможно – а они, эти арпеджио и пиццикато, бывают предательски необходимы: нужно ведь иногда показать, как Дон Хуан тайно, как преступник, крадется по ночному переулку Севильи на свидание к Донне Анне (пиццикато контрабасов), а она предается в это время томной неге ожидания страстного любовника (арпеджио арфы).

Этим вечером маэстро Карабанов, как он это обычно и привык делать, превратил Большой зал Филармонии – в театр, и это было настоящим праздником!

В прошлом году, если помнят завсегдатаи Адмиралтейского фестиваля, здесь же под управлением Карабанова в исполнении его оркестра впервые в России в собственном переложении маэстро для духового оркестра прозвучала знаменитая «Carmina Burana» Карла Орфа. И это – при всем риске предприятия – был несомненный и грандиозный успех: битком набитый зал, люди слушали стоя, а в конце – настоящий девятый вал аплодисментов и «Браво!» До этого Алексей Карабанов совершил еще одно чудо, идея которого, казалось бы, витала в воздухе: кому как не военным морякам играть музыку своего коллеги, выпускника Санкт-Петербургского Морского кадетского корпуса, уволившегося в запас капитаном-лейтенантом Николая Андреевича Римского-Корсакова!? Ведь и образцовый оркестр Российского ВМФ еще почти четверть века тому назад в 1994 удостоен его имени! А плавание Синбада – ведь это же из «Шахеразады»!

Понадобился только достойный солист-скрипач, и он был найден в лице молодого виртуоза, на тот момент – матроса оркестра ВМФ, проходившего там срочную службу, Петра Федотова. И волшебные звуки «Шахеразады» величественно зазвучали со сцены Большого зала Московской консерватории!

В нынешнем концерте молодой скрипач-виртуоз Петр Федотов также принял самое непосредственное участие. К слову, за последние два сезона Петр Федотов успел своими успехами и, по выражению поэта, «лица необщим выражением» приятно удивить и порадовать петербургскую музыкальную публику и заставить её о себе говорить.

Я бы не сказал о Петре Федотове, что он ворвался на петербургские музыкальные подмостки как метеор, нет – он уверенно вошел, твердой походкой, с врожденным чувством достоинства. Этим он радикально отличается от своего знаменитого отца – народного артиста России, прославленного скрипача и дирижера Максима Федотова, природа и дарование которого подобны разбушевавшейся стихии. Максим – гениальный медиум, музыкальная стихия владеет им, и в этом смысле он напоминает великого Вильгельма Фуртвенглера. Петр, легко и уверенно выходя на сцену с обаятельной, почти голливудской – à la Том Круз – улыбкой, выглядит наоборот властным демиургом, управляющим взволнованной стихией звуков. Такое обычно присуще человеку, который точно знает, чего он хочет.

До этого мне довелось слушать Петра Федотова, игравшего Пятый Ля-мажорный скрипичный концерт Моцарта со знаменитым «Турецким рондо» в Финале, во дворце Белосельских-Белозерский в сопровождении С-Пб ГАСО под управлением з.а. России Александра Титова в рамках концертных программ Санкт-Петербургского Дома Музыки. Надо отметить, что сам факт сотрудничества Петра Федотова с концертной организацией народного артиста России Сергея Ролдугина говорит о многом. Ролдугинский Дом музыки собирает только элиту молодых и только российских музыкантов, поэтому иметь право выступать под его «label» – это знак очень высокого качества.

Художественный руководитель С-Пб Дома музыки Сергей Ролдугин так говорит о молодом скрипаче:

- Я знаю Петра Максимовича с детства, когда он был для меня еще просто Петей, и меня удивляет его прогресс – не только в смысле игры на инструменте, но и ментальный! Он на глазах сейчас превращается в одного из самых интересных молодых скрипачей. И, мне кажется, что причиной тому не только виртуозные данные, которые он, в том числе, наверное, унаследовал от родителей – от отца в первую очередь: я очень люблю его отца замечательного скрипача и дирижера народного артиста России Максима Федотова. Петр сейчас проявляет чрезвычайную зрелость и индивидуальность уже как собственно Петр Федотов. И, мне кажется, мы обязательно услышим его на больших мировых эстрадах и получим от этого большое удовольствие!

Блестящий кунстштюк Сен-Санса в руках Петра Федотова сверкал как бокал дорогого игристого вина: он опьянял, бодрил и веселил в одно и то же время. Никто и не заметил, что это сверхвиртуозная пьеса – так просто справился с ней молодой скрипач.

- Очень темпераментная и виртуозная игра! Кровь закипает, в игре Петра столько жизни! - так о своем солисте Петре Федотове отзывается маэстро Карабанов.

В конце второго отделения, как и в прошлом году, после Орфа, было такое же неистовство зала и снова буря рукоплесканий. Первый бис – увертюра к «Женитбе Фигаро» – только взбудоражил публику, но ничуть не успокоил ее. И тогда стены благородного Дворянского собрания снова огласил хулиганистый ленинградский Шостакович с нэпманской припевкой про жареного цыпленка, которого пришлось повторять дважды!!!

фото предоставлены организаторами концерта

1.0x