Сообщество «Форум» 19:37 4 июня 2021

Как российская власть делает нашу науку полуколониальной

Статья посвящена анализу и обсуждению проблемы вытеснения русского языка из науки и культурной сферы

Одним из подтверждений того, что мы являемся полуколонией и ресурсом Запада в том числе и в науке является не только факт отъезда учёных из РФ, но и тот простой пример, что российских учёных заставляют печататься в иностранных научных изданиях и по сути оценивают их рейтинг по публикациям на английском языке.

И подаётся сей постыдный факт как достижение и приобщение к мировой науке, от которой мы типа были отлучены.
В результате вместо того, чтобы сохранить своё научное лидерство или вновь его восстанавливать, мы кинулись своими открытиями и идеями за наши же деньги обеспечивать Запад, т.к., чтобы опубликовать в западных изданиях только одну статью, нужно потратить от 20 до 120 тыс. рублей.

И что ожидать от науки, если её финансовые возможности неуклонно сокращаются, а на все учреждения РАН тратится средств меньше, чем на один средний американский университет.

Не удивительно, что лишь в 2020 году РФ покинуло около 70 тысяч учёных.
И это не считая того, что информация о наших идеях, изобретениях, открытиях, исследованиях по сути является сбором разведданных в сфере науки на пользу нашего глобального конкурента.

Но стране, у которой нет ни цели, ни желания занять достойное место в мире, это всё не нужно.
Однако учёным не всё равно. И они бьют тревогу.

Почему русский язык перестает быть языком мировой науки и как остановить этот пагубный процесс – поиску ответов на эти вопросы был посвящен круглый стол в Общественной палате РФ, организованный Комиссией ОП РФ по развитию высшего образования и науки и Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина.

Как отмечается в материалах, подготовленных организаторами, «все больше российских ученых публикуют свои работы на английском языке». С одной стороны, это позволяет быстрее распространять информацию о научных достижениях этих самых ученных; а с другой – этот процесс существенно ослабляет позиции русского языка как языка науки, что ведет к постепенной деградации самого языка, который, как мы помним еще со школьной скамьи, не так давно был «великим и могучим»…

Модератор мероприятия – заместитель председателя Комиссии ОП РФ Максим Кронгауз во вступительном слове с горечью констатировал, что «происходит омертвение отдельных зон языка»:

«Если мы перестанем по-русски говорить и писать о разных науках, то через несколько лет мы этого уже и не сможем сделать, даже если захотим. Более того, мы сталкиваемся с тем, что разные учреждения образования и науки подталкивают ученых перестать писать по-русски: так, при начислении баллов больше их ученый получает за статьи на английском языке. Есть и другие проблемы, которые, в первую очередь, касаются гуманитариев. Ведь если мы перестаем писать по-русски, то русский язык исчезает и как объект исследования. Он тоже таким образом вытесняется из науки».

Отчасти этим (постепенным выпадением русского языка из пространства мировой науки и образования) обусловлен процесс сжатия «ареала его существования». Как сообщила ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая, «за последние 30 лет русский язык потерял более 50 миллионов, говорящих на нем»:

«В современном прагматичном мире при выборе иностранных языков, конечно, каждый из нас смотрит и сравнивает, какие возможности дает тот или иной язык; какие он дает дополнительные преференции. (…) В последние годы в российских вузах очень активно обсуждается тема, а на каком языке должны реализовываться программы высшего образования, чтобы они были привлекательны в том числе и для иностранных граждан. Сегодня и позиция нашего регулятора – Министерства науки и образования, и позиция ведущих инновационных научных структур нашей страны такова, что программы уже магистратуры точно должны реализовываться на английском языке для того, чтобы готовить конкурентоспособных специалистов».

Не менее остро, чем выбор «языка образования», по ее словам, стоит проблема выбора «языка научных исследований»:

«За последние годы в российских вузах сделано многое для того, чтобы стимулировать ученых к написанию статей на иностранных языках: это и ранее упомянутая система начисления стимулирующих баллов, когда издаются статьи на иностранных языках. Все это привело к некоторому «перекосу», когда научные статьи сразу создаются на иностранных языках, и мы не имеем в корпусе научных публикаций их русскоязычных версий. То есть мы своими руками создали условия, когда происходит «обкрадывание» корпуса русскоязычных научных публикаций».

Конкретные статистические данные, наглядно демонстрирующие уход русского языка из мировой науки, были представлены в докладе сотрудника Института русского языка им. А. С. Пушкина Михаила Осадчего:

«В исследовании, которое мы предприняли, сразу стало понятно, что по числу научных публикаций мировым лидером, безусловно, является английский язык (за 2020 год – 6 млн 266 тыс. 815 публикаций). Китайский язык формально занимает второе место (за 2020 год – 96 тыс. 933 публикации), а русский – пятое (за 2020 год – 37 тыс. 559 публикаций). Но если посмотреть на сами цифры, мы лишь условно можем говорить о втором или пятом месте, потому что между первым местом и всеми остальными разрыв колоссальный – больше чем в 120 раз. Это говорит о том, что все языки, кроме английского, катастрофически теряют статус ресурсных языков знаний, технологий, языков научной информации».

Как рассказал Михаил Осадчий, в ходе исследования специалисты Института русского языка им. А. С. Пушкина также посмотрели количество публикаций на русском языке в странах СНГ. Как выяснилось, больше всего научных публикаций на русском языке издает Белоруссия – 13% (остальные на английском); Киргизская республика – 8,5% (остальное на английском); Азербайджан – 7,3%.

После этого было решено выявить научные направления, которые лидируют по вкладу в общий объем русскоязычных публикаций.

«И это, к нашему удивлению, оказались не только гуманитарные науки и не столько гуманитарные науки… Как выяснилось, медицина дает почти 40% публикаций на русском языке, и это отличается от гуманитарных наук, которые только 19% публикаций дают на русском. То есть по этому параметру гуманитарные науки занимают не первое и даже не второе место. Второе место у социальных наук (это экономика, социология, психология): они 24% публикаций выпускают на русском языке. И науки о Земле – 10% публикаций», – сообщил Михаил Осадчий.

Конечно, все участники круглого стола были едины во мнении, что наш «великий», но, как выяснилось, уже не особенно «могучий» русский язык надо всячески продвигать и поддерживать, но, как отметил еще один участник мероприятия – директор Института научной информации по общественным наукам РАН Алексей Кузнецов, «при том геополитическом весе, который есть у нашей страны», претендовать на вытеснение английского языка трудно…

1.0x