Авторский блог Александр Маслов 16:58 26 июля 2019

Как понимать захват танкера в Измаиле

газ-вода и "Северный поток"-2

24 июля в порту Измаила (Украина) сотрудники морской охраны СБУ по обвинению в причастности к Керченскому инциденту 25 ноября 2018 года арестовали российский танкер Nika Spirit (бывший Neyma), на борту которого был проведен обыск. Экипажу танкера разрешили выехать за пределы «незалежной», в Молдавию. Российский МИД заявил, что данный инцидент будет «иметь серьёзные последствия» для Украины.

Сам по себе этот инцидент полностью укладывается в логику уже привычной после 2014 года антироссийской политики официального Киева. Но у него есть несколько весьма показательных нюансов, на которые стоит обратить внимание.

Пока оставим в стороне вопрос, какими ветрами или штормами нефтеналивное судно водоизмещением менее 1000 тонн, которое почему-то называют гордым словом «танкер», вообще занесло в Измаил. В данном случае это не так важно: как известно, история (например, с российским рыболовецким судном «Норд» и с танкером «Михаил Погодин») никого ничему не учит, но наказывает за невыученные уроки. Важно другое.

Во-первых, задержание произошло сразу же после досрочных парламентских выборов 21 июля, на которых нокаутирующую победу одержала «президентская» партия «Слуга народа», что позволяет Владимиру Зеленскому впервые в истории «незалежной» сформировать однопартийное, а не коалиционное правительство. Теперь уже без всяких натяжек можно констатировать, что на Украине существует единая политическая нация, возникшая в результате пятилетней гражданской войны. И арест Nika Spirit стал, по сути, первым громким политическим действием этой самой нации, а также олицетворяющей её новой власти, подтвердив свою преемственность по отношению к «евромайдану» и госперевороту февраля 2014 года. Какими бы негодяями ни оказались «попэрэдныкы», то есть предшественники Зеленского и Ко во власти, в главном они, получается, были правы: Россия — самый большой враг Украины, подпись, печать...

Во-вторых, в отличие от ситуации с «Нордом», СБУ не стало «кошмарить» российских моряков, а освободило их и предоставило возможность выезда за пределы «незалежной», даже не предпринимая попытки «обменять» этих гражданских лиц на украинских военнослужащих и устроить вокруг этого новую пропагандистскую кампанию. Комментарии типа «Киев возвращается в правовое поле» по данному поводу тоже можно оставить в стороне. Хотя подобное повышение уровня вменяемости тамошних «слуг народных», конечно, выглядит несколько неожиданно и даже многообещающе, но на самом деле ничего не значит: люди просто выполняют приказ.

В-третьих, весьма показательна международная реакция на данный инцидент. Представители всех ветвей российской власти характеризуют действия Украины как грубое нарушение норм международного права и даже «пиратство». В то же время представители ООН и ряда государств «коллективного Запада» призывают обе «заинтересованные стороны» воздержаться от всякого усиления действий и риторики, способствующих эскалации данного конфликта, а также полностью уважать права и обязанности друг друга. Возможно, такая сдержанная позиция западных «друзей Украины» связана с тем, что в тот же день, 24 июля, исполнительный директор украинской госкомпании «Нафтогаз» Юрий Витренко предложил провести срочные технические консультации с «Газпромом» и специалистами Еврокомиссии до назначенной на сентябрь министерской встречи по вопросу транзита газа.

Такая спешка связана с тем, что заключённый десять лет назад контракт «Нафтогаза» с «Газпромом» истекает 1 января 2020 года в 10.00 по московскому времени, после чего, если поставки российского «голубого золота» не продолжатся, украинская ГТС фактически прекратит свою работу — с отключением посреди зимы от газа примерно 2/3 территории страны и почти неизбежным вследствие этого социально-экономическим коллапсом «незалежной». Времени на то, чтобы такой катастрофический сценарий не стал реальностью, становится всё меньше, а каких-то реальных рычагов воздействия на Москву по данной проблеме у Киева нет — кроме попыток любой ценой остановить или хотя бы замедлить строительство «Северного потока-2».

Но даже в самом худшем для российской стороны случае этот проект будет реализован с опозданием всего в несколько месяцев, поэтому никаких резонов влезать в многолетнюю «транзитную кабалу» у «Газпрома» нет — речь, как заявили в этой компании, может идти разве что о годичном «страховочном» контракте с негарантированным объёмом поставок. Более того, в крайнем случае «Газпром» даже готов выплатить своим «незалежным» партнёрам 2,6 млрд. долл. штрафа, назначенного Стокгольмским арбитражем и подтверждённого судами ряда европейских стран, лишь бы не иметь с ними никаких дел в дальнейшем.

Впрочем, даже эта сумма не покроет долги «Нафтогаза», уже превышающие 3 млрд. долл. (стоимость годичного транзита нынешних 85-90 млрд. «кубов»). Как говорится, утопающий хватается за соломинку. Или даже за танкер, как в данном случае.

1.0x