Сообщество «Форум» 21:26 28 мая 2020

Как объясняется имя Исус Назареянин Христос

В этой работе мы постараемся ответить на вопрос: как объясняется имя Исус Назареянин Христос.

В Евангелии от Филиппа даётся следующее объяснение.

«Апостолы, которые были до нас, называли (Его) так: Исус Назареянин Мессия, то есть Исус Назареянин Христос. Последнее имя — Христос. Первое — Исус. То, которое в середине, — Назареянин. Мессия имеет два значения: и Христос, и измеренный. Исус — по-еврейски Искупление. Назара — Истина. Назареянин — (Тот, Кто) от Истины. Христос — Тот, Кто измерен. Назареянин и Исус Те, которые измерены». (Евангелие от Филиппа, Флп. 47.)

«Исус — имя скрытое. Христос — имя открытое. Поэтому Исус не существует ни в одном языке, но Его имя — Исус, как Его называют. Христос же: Его имя по-сирийски — Мессия, а по-гречески Христос. Вообще все остальные обладают им, согласно языку каждого из них. Назарянин — это То, Что Открыто из Того, Что Скрыто». (Евангелие от Филиппа, Флп. 19.)

1. «Исус — имя скрытое», потому что Искупление — это то, что скрыто от этого мира.

«...Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для Искупления Многих». (Евангелие от Матфея, Мф. 20,28.)

«Христос пришел выкупить некоторых: освободить одних, спасти других. Он выкупил тех, кто чужой, сделал их Своими. И Он отделил Своих, Тех, Кого Он положил залогом по воле Своей. Он положил Душу (Свою), когда пожелал, не только тогда, когда Он Открылся (ср. Флп. 69), но со Дня Существования Мира Он положил Душу (Свою). Когда Он пожелал, тогда прежде всего Он пришел взять Её, ибо Она была оставлена залогом. Она была среди разбойников, и Её взяли как пленницу. Он освободил Её и спас (и) хороших в мире, и плохих». (Евангелие от Филиппа, Флп. 9. Ср. Раннехристианский текст. Толкование о Душе.)

2. Слово Назареянин в первом его значении (Тот, Кто) «от Истины», означает сошедший «с Небес Сын Человеческий, Сущий на Небесах». (Евангелие от Иоанна, Ин. 3, 13. Ср. Ин. 6, 62, Посл. эфес. 4, 8-10.)

В древнем философском учении смысл этой фразы объясняется так:

(Исида, Сыну Гору): «Что касается Царя, то Он есть последний среди Богов, но первый среди людей. Поскольку Он живет на Земле, Он действительно весьма удален от Божественной Природы, но по сравнению с иными людьми у Него есть нечто исключительное, чем Он похож на Бога. Вселенная в Него Душа происходит из Той части Неба, которая находится Выше, чем Та, из которой происходят души иных людей». (Дева или Зеница Мира. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 1, 49; 1, 41.)

Тем самым подразумевается, что такой Правитель обладает подлинным знанием и устанавливает Порядок и Справедливость в Государстве и в Мире. (Ср. Платон. «Политик». Евангелие от Фомы, Фм. 26; 9, Евангелие от Иоанна, Ин. 4, 25-26.)

3. «Мессия имеет два значения: и Христос, и Измеренный».

Буквенное значение слова «Христос» означает «Помазанник», то есть наделённый Высшей Властью, от Бога.

При этом речь идёт о Сыне Бога, которому Отец даёт Царство. (Евангелие от Филиппа, Флп. 37.)

«Был Отец в Сыне и Сын в Отце. Таково есть Царство Небесное». (Евангелие от Филиппа, Флп. 96. Ср. Ин. 14, 20; 17, 21-23, Платон. «Государство». Книга 5, 462.)

«И приблизившись Исус сказал им: дана Мне Всякая Власть на Небе и на Земле». (Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 28, 18.)

«Исус сказал: «Придите ко Мне, ибо иго Мое — Благо и Власть Моя кротка, и вы найдете Покой себе». (Евангелие от Фомы, Фм. 94.)

4. Слово «Измеренный» применяется ко всем трём рассмотренным нами именам.

«Христос — Тот, Кто Измерен. Назареянин и Исус — Те, которые Измерены».

Объяснение слова «Измеренный» находим в диалоге «Федр».

Сократ говорит:

«...Туда, Откуда Она пришла, никакая Душа не возвращается в продолжение десяти тысяч лет — ведь Она не окрылится раньше этого срока,

249

за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость или сочетавшего любовь к ней с влюбленностью в юношей: эти души окрыляются за Три Тысячелетних Круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другие же, кого Дике [33] облегчила от груза и подняла в Некую Область Неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе.

b

На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь — кто какую захочет. Тут человеческая душа может получить и жизнь животного, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; но душа, никогда не видавшая Истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [Её] в соответствии с Идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком Воедино.

c

А это есть припоминание [34] Того, Что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного Бытия. Поэтому по справедливости окрыляется только Разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем Божествен Бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в Совершенные Таинства, становится подлинно Совершенным».

(Платон. «Федр».)

Здесь видим, что Сократ говорит о Совершенном Человеке.

«Блажен Тот, Кто не опе[чалил ни одну] душу. Это Исус Христос. Он встретил Всё Место и никого не обременил. Поэтому Блажен Тот, Кто Таков, Ибо Он — Совершенный Человек. Ибо Таков Логос (Разум)». (Евангелие от Филиппа, Флп. 116. Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 1, 1-5; 9-10.)

Из этого объяснения можно понять, что «Измеренным» является Человек, проходящий все три тысячелетних круговорота за время которых окрыляется душа философа.

5. Последнее, что осталось объяснить, это ещё одно значение слова «Назареянин».

«Назарянин — это То, Что Открыто из Того, Что Скрыто». (Флп. 19.)

«Исус сказал: «Я дам вам То, Чего не видел глаз, и То, Чего не слышало ухо, и То, Чего не коснулась рука, и То, Что не вошло в сердце человека», «Что приготовил Бог любящим Его».

(Евангелие от Фомы, Фм. 18. 1 Посл. кор. 2, 9.)

В этом высказывании речь идёт о Мире, который пребывает в Исусе Христе (Ин. 16, 32-33, Фм. 56), «ведь Он Объемлет Целое Царство, тогда как Его ничто не объемлет. Ибо Он — Весь Разум. И Он — Мысль, и Рассмотрение, и Рациональность, и Сила». (Премудрость Исуса Христа.) «Ибо Таков Логос». (Евангелие от Филиппа, Флп. 116, Ср. Евангелие от Иоанна, Ин. 1, 1-5; 9-10.)

«[Он открылся в Том] Месте (т.е. в Царстве Небесном) в [Символах и Образах]». (Евангелие от Филиппа, Флп. 69.)

При этом имеется ввиду не только Царство на Небе, но и Царство на Земле, то есть Два Царства, которые составляют Царство Отца, «от которого Именуется Всякое Отечество на Небесах и на Земле» (Посл. эфес. 3, 15), и которое «распространяется по Земле и люди не видят Его». (Евангелие от Фомы, Фм. 117. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 28, 18.)

«[Господь сказ]ал: «Я пришел [сделать части нижние] подобными Частям [Верхним и части] внешние Частям [Внутренним. Я пришел соединить Их] в Том Месте (т.е. сделать человека, государство и мир подобными Небесному Человеку, Государству и Миру. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 6, 10; 18, 18). [Он открылся в Том] Месте в [Символах и Образах]». (Евангелие от Филиппа, Флп. 69.)

Царство на Небе — это Наилучший Политический Строй.

Царство на Земле — это Второе по значению Государство, которое в диалоге «Политик» Платон определяет как Единственно Правильный Политический Строй.

Платон говорит:

«Дальнейший ход рассуждения о Законодательстве (точно решительный шаг в игре [18]) сначала, пожалуй, удивит слушателя, так он необычен. Однако когда кто поразмыслит и понаблюдает, то согласится, что мы строим Государство лишь Второе по сравнению с Наилучшим. Вероятно, Его не примут, ибо необычно Государство, где Законодатель не обладает тиранической властью. Всего правильнее было бы сначала изложить Наилучший Государственный Строй, затем Второй по достоинству и, наконец, Третий,

b

а после изложения предоставить выбор тому, кто стоит во главе общества. Согласно этому замыслу мы и поступим сейчас, указав на Государственное Устройство Первое по достоинству, затем на Второе и Третье. А выбор мы теперь предоставим Клинию, вообще же в дальнейшем любому желающему, когда бы он этого ни пожелал, дабы он мог избрать по своей склонности то, что подходит для его Родины.

с

Наилучшей является Первая Полития, Её Устройство и Законы. Здесь Вся Полития тщательнейшим образом соблюдает древнее изречение, гласящее, что у Друзей взаправду Всё Общее [19]. (Ср. Ин. 15, 12-17, Фм. 59, Посл. Иаков. 2, 5.) Существует ли в наше время где-либо и будет ли когда, чтобы общими были жены, дети, все имущество и чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни? Чтобы измышлялись по мере возможности средства так или иначе сделать Общим То, Что от природы является частным, — Глаза, Уши, Руки, — так, чтобы казалось, будто Все Сообща Видят, Слышат и

d

Действуют, Все восхваляют или порицают одно и то же? По одним и тем же причинам Все будут радоваться или огорчаться, а Законы по мере сил сплотят в Единое Целое Политический Строй, выше которого в смысле Добродетели, правильности и Блага никто никогда не сможет установить. Если

Такую Политию Устрояют где-нибудь Боги или Сыновья Богов и обитают в Нёй больше чем по Одному, то Это — Обитель Радостной Жизни. (Ср. Ин. 14, 2.)

e

Когда Она есть, нет надобности взирать на другой Образец Политического Устройства, но достаточно возможно сильнее к Нему стремиться».

(Платон. «Законы». Книга 5, 739. Ср. Евангелие от Матфея, Мф. 13, 10-17, Деян. Апост. 28, 23-27, Посл. Иакова 2, 5.)

Подробное описание Второго по достоинству Государства даётся в диалогах «Государство» и «Законы».

Исходя из вышесказанного приходим к выводу, что Исус Назареянин Христос — это Единовластный Правитель, устрояющий Второе по достоинству Государство на Земле и Первую по достоинству Политию на Небе.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x