Сообщество «Форум» 11:01 27 ноября 2022

О любви и жестокости

диссидентство Максимова напоминает – по истовости своей – рьяный советизм наизнанку

От прозрачной наивности «Мы обживаем землю» до высокой перенасыщенности «Семи дней творения» – путь длиною в жизнь, в случае Максимова усложнённую эмиграцией, противостоянием со страной, взрастившей – пусть криво и косо – его; и диссидентство писателя напоминает – по истовости своей – рьяный советизм наизнанку.

Максимов ведь – поначалу – совершенно советский человек, – знал поля беспризорности, воспитывался в детских домах, и даже колониях для малолетних преступников, откуда драпал не раз в Сибирь (вечная российская тяга к шири!), Закавказье, Среднюю Азию…

Он обладал всеми комплексами советского молодого человека – с уверенностью в прекрасном завтра, в том, что человек может покорить природу, а советский строй – самый правильный из возможных на земле. Слоями сходили эти уверенности, медленно спадали пелёны с глаз, и горечь инакомыслия заполняла сознанье.

Роль диссидентского движения в советском периоде русской истории требует глобального исследования, но можно утверждать, что в случае с Максимовым – это действительно инакомыслие, а не желание западных, материальных благ.

И его работа – и как издателя некогда знаменитого журнала, и как писателя, публициста – направлена именно на декларирование своих взглядов – будь то через художественные произведения «Заглянуть ли в бездну», где Колчак представлен героем против советских норм, «Кочевание до смерти», или финальный аккорд «Семи дней творения», или через многочисленные острые статьи.

В последнем романе Максимов воплотился наиболее полно, наиболее откровенно исповедовался, вложил все свои раздумья – горькие, как правило, всю мощь своего художественного дара.

И жизнь его без этого романа не была бы столь полновесно-сложной, каковой стала, и какой вошла в историю русской литературы.

…и едет поезд: своеобразный, необычный поезд, начинённый карантином, как и людьми; он едет, чтобы показать модель человеческой вселенной, каждого социума, а их Максимов изучил разными вариантами своей жизни; и едут герои – из Одессы в Москву.

Суммы историй – что ещё делает писатель? именно рассказывает истории, показывая сквозь них, как индивидуальный космос совмещается с общечеловеческим…

…расскажет свою монах, неожиданно трактуя роль Сталина: мол, наставления основные получил ещё в семинарии, и все деяния его жестокие – суть напоминания людям об их греховности.

Жёстко.

А – молодая проводница расскажет историю любви, чья подлинность не вызовет сомнений, уж больно трепетать будут фразы – почти поэтические строчки.

В сущности, вся литература Максимова – о любви и жестокости; о другом – не надо.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x