Сообщество «Круг чтения» 00:00 29 мая 2022

Голос Мельхиседека и интонация Экклезиаста

к 235-летию Константина Батюшкова

1

Нежно окутывающий остров седоватый, с сиреневыми просверками туман становится фоновым персонажем бархатного стихотворения: Я берег покидал туманный Альбиона…

Чуть влажными, крупными, ланьими очами глядящая вам в душу грусть, заставляет чувствовать чуть-чуть иначе: если вы способны вчувствоваться в поэзию вообще…

И – Батюшков противоположный: гудит… почти Иерихонская труба, и страшно становится от тяжёлого её, завораживающего, медного звука, умножаемого на бессмыслицу бытия:

Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едвали скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Мельхиседеку, говорящему от лица Батюшкова, хочется возразить, что не бессмысленна жизнь, когда в ней возможны стихи такой высоты.

Он был разнообразен: скорбный поэт, познавший часы самозабвенного веселья:

Вы, други, вы опять со мною

Под тенью тополей густою,

С златыми чашами в руках,

С любовью, с дружбой на устах!

Часто обращаясь к друзьям в стихах, он щедро черпал из античности, и тонко сплетал орнаменты ассоциаций; богато играл звуком, и строил метафизические лестницы к свету.

…хотя…вечерние состояния томили его, наполняли душу странными, мерцающими разводами: каковые, сгустясь, разорвались известной трагедией его судьбы:

В тот час, как солнца луч потухнет за горою,

Склонясь на посох свой дрожащею рукою,

Пастушка, дряхлая от бремени годов,

Спешит, спешит с полей под отдаленный кров

И там, пришед к огню, среди лачуги дымной

Вкушает трапезу с семьей гостеприимной,

Вкушает сладкий сон, взамену горьких слез!

А я, как солнца луч потухнет средь небес,

Один в изгнании, один с моей тоскою,

Беседую в ночи с задумчивой луною!

Подлинность и высота поэзии есть подлинность и высота света, и, сколь бы элегически и трагично не звучали многие произведения Батюшкова, именно волшебная субстанция света пропитывала лучшие его, ставшие антологическими стихи.

2

Изречение седого ветхого Мельхиседека, введённое в область русской поэзии бархатно-грустным изысканным Константином Батюшковым, трагично, как осознание места человека в реалии, в действительности.

Стихи совершенны – хотя и неизвестно, что посчитать атомом совершенства, но последовательность строк-ступеней точно поднимается к ветхозаветной панораме – с нагромождением храмов и суммами жестоких властителей, для которых дворцы привычны, как подчинение толп.

Но и цари – рабы самости, страсти, старения, массы всего, определяющего их жизнь.

Пессимизм шедевра Батюшкова усиливается тем, что «смерть едва ли скажет…».

Он (человек) шёл долиной «чудной слез» – и хоть слёз, но долина всё-таки была чудной, таким образом, выбранный эпитет несколько скрашивает картину безнадёжности.

Четыре глагола, идущих подряд в последней строке: страдал, рыдал, терпел, исчез – не оставляют щели для надежды, как эпос Экклезиаста: ветхозаветная горечь перехлёстывает через край.

Однако возможность такого поэтического перла точно опровергает его содержание: ибо если человек сумел развиться до сочинения подобных стихов, то не всё сводится к четырём трагичным глаголам, поставленным подряд.

3

Нежный, бархатный, серебряный стих…

Мелодический рисунок метафизики Константина Батюшкова:

Взгляни: сей кипарис, как наша степь, бесплоден –

Но свеж и зелен он всегда.

Не можешь, гражданин, как пальма, дать плода?

Так буди с кипарисом сходен:

Как он, уединен, осанист и свободен.

Голос Мельхиседека прозвучит интонацией Экклезиаста: не к ней ли всю жизнь стремился Батюшков, сойдя под конец в тяжёлые дебри безумия?

Ты знаешь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

На смерть была последняя надежда, но и она не оправдалась.

Батюшков мрачен, и – Батюшков неистовых вакханок, где всё трепещет силою жизни: поэт существует на полюсах, отрицая мещанскую сладость быта, ибо космос слова сильнее всяких магнитов…

Сила сердечной памяти, выраженная в хрестоматийном: «О память сердца…» – превосходит все лабиринты рассудка, каковые к тому же чреваты порою; но память сердца – огонь и лестница, и то и другое никогда не обманут.

И снова отплывает корабль, и вновь тихим очарованием сквозит берег Альбиона, и яркость поэтической линзы не допускает серого потока времени, готового всё поглотить…

Cообщество
«Круг чтения»
1.0x